Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Горлова А. Л. Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/109/26983/ (дата обращения: 19.10.2018).



В статье характеризуется сущность интеллектуальных компетенций младших школьников, обосновывается их взаимосвязь с продуктивной деятельностью, показываются способы формирования интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач.

Ключевые слова: компетенции, олимпиадные задачи.

Сегодня перед российской школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных ключевых компетенций, необходимых для динамичной адаптации человека к обществу и полноценного функционирования в нём.

Интеллектуальные компетенции — это владение учащимися приемами умственных действий и операций. Такие приемы порождаются содержанием учебного материала, особенностями психической деятельности учащихся, приемами преподавания и др. и существует как объекты, подлежащие усвоению.

Способы выполнения действий моделирования выделенного общего отношения, преобразования модели и др. также являются составляющими интеллектуальных компетенций, но они больше отражают условия выполнения алгоритмической деятельности: моделировать целесообразно то действие, которое многократно используется в варьирующихся условиях; его ориентировочная основа (ООД), будучи обобщенной, остается неизменной во всех случаях выполнения действий с объектами в пределах заданной совокупности. Но учебная деятельность может быть эвристической, для выполнения которой у ученика нет ООД, он должен найти её в конкретных условиях предложенного ему нестандартного задания [1].

Кроме того, необходимо иметь в виду, что формирование у учащихся интеллектуальных компетенций первоначально осуществляющихся во внешних действиях с математическими объектами путем придания этим действиям специальной ориентации [4], [3]. Это — исходное положение методики формирования у учащихся интеллектуальных компетенций в обучении математике.

К общеинтеллектуальным (метапредметным) принадлежат компетенции анализировать, сравнивать, классифицировать, прогнозировать способ деятельности и др. В обучении математике они проявляются не редко в единстве с исполнительскими операциями. Переключение в обратный ход мыслей, вычленение элементов фигур, из данных предметов (цифр, отрезков и т. п.) новых объектов, составление алгоритмов решения задач определенного вида и др. — специфические математические интеллектуальные компетенции учащихся. Оба вида компетенций взаимосвязаны, взаимозависимы, формируются и проявляются на одном и том же учебном материале, реализуются в единстве

Одним из средств формирования интеллектуальных компетенций является решение олимпиадных задач [1]. Олимпиадные задачи в математике — термин для обозначения круга задач, для решения которых обязательно требуется неожиданный и оригинальный подход (А. Н. Колмогоров, Д.Пойа).

Олимпиадные задачи можно разделить на:

1) нестандартные задачи

2) задачи повышенной сложности

3) логические задачи

4) задачи на «смекалку»

5) задачи олимпиадного характера на геометрическом материале

При решении олимпиадных задач можно использовать эвристические подходы, которые широко исследовались в работах американского математика- методиста Д.Пойа.

Процесс решения задачи Д. Пойа разделяет на четыре этапа, применительно к каждой задаче.

1) Понимание постановки задачи.

2) Составление плана решения задачи

3) Осуществление плана

4) Взгляд назад (изучение полученного решения)

Существуют типичные эвристики, на которые следует обращать внимание учащихся при решении задач олимпиадного характера. Они взаимосвязаны между собой; формирование одной из них способствует в то же время формированию другой. Одни их них сравнительно просты по составу, другие, наоборот, являются более сложными. Важно отметить, что между рекомендациями Д.Пойа и использованием эвристик есть тесная связь: выполнение рекомендаций Д.Пойа побуждает учащихся к использованию известных им эвристик или открытию новых.

В вопросах развития особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения [5]., когда ежедневно ученикам предлагается решить на уроке (по желанию на выбор) нестандартные задачи, что способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволит каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариант решения [2].

Рассмотренные приёмы определяют направленность работы учителя на создание условий для творческой деятельности учащихся, повышения их умственной активности и, следовательно, для формирования интеллектуальных компетенций.

Литература:

  1. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61–63.
  2. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения. Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т. А. Чичканова (ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
  3. Лысогорова Л. В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007.№ 9. С. 228–233
  4. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  5. Кочетова Н. Г., Севенюк С. А., Лысогорова Л. В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается//Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5–7.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, компетенция, вариант решения, олимпиадный характер, решение, учебный материал, формирование.


Ключевые слова

компетенции, олимпиадные задачи

Похожие статьи

Роль предметной олимпиады в формировании...

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций. Автор: Тарасенко Юлия Александровна.

Так же олимпиадная среда формирует правильное представление о решении профессиональных задач в стрессовых и нестандартных ситуациях...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Решение правовых задач как средство развития универсальных...

Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций.

Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

6. Включаемые задания должны быть из разных разделов школьного курса математики, но, как правило, на материал, изученный в данном учебном году и во втором полугодии предыдущего года.

Формирование компетенций учащихся через конструирование...

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач.

Студенческая олимпиада как фактор развития...

...компетентность, качество образования, формирование профессиональных компетенций, внеаудиторная

к решению профессиональных задач разного уровня сложности в условиях развития

толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер.

Олимпиада как условие формирования профессиональных...

2) принцип систематичности и последовательности, придающий системный характер учебной деятельности

Олимпиада состоит из трех стадий. I Решение физических задач.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на...

Это возможно в процессе формирования компетенций. Компетенция (с лаынского языка)

- Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.

Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения?

Развитие познавательных компетенций через различные виды...

Решение задач -> алгебраический материал.Эта группа содержит упражнения, основной

Найти: Р треугольника = ?см. Геометрический материал - > решение задач.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль предметной олимпиады в формировании...

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций. Автор: Тарасенко Юлия Александровна.

Так же олимпиадная среда формирует правильное представление о решении профессиональных задач в стрессовых и нестандартных ситуациях...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Решение правовых задач как средство развития универсальных...

Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций.

Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном...

Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

6. Включаемые задания должны быть из разных разделов школьного курса математики, но, как правило, на материал, изученный в данном учебном году и во втором полугодии предыдущего года.

Формирование компетенций учащихся через конструирование...

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач.

Студенческая олимпиада как фактор развития...

...компетентность, качество образования, формирование профессиональных компетенций, внеаудиторная

к решению профессиональных задач разного уровня сложности в условиях развития

толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер.

Олимпиада как условие формирования профессиональных...

2) принцип систематичности и последовательности, придающий системный характер учебной деятельности

Олимпиада состоит из трех стадий. I Решение физических задач.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на...

Это возможно в процессе формирования компетенций. Компетенция (с лаынского языка)

- Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.

Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения?

Развитие познавательных компетенций через различные виды...

Решение задач -> алгебраический материал.Эта группа содержит упражнения, основной

Найти: Р треугольника = ?см. Геометрический материал - > решение задач.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Задать вопрос