В статье анализируются современные проблемы психолого-педагогической диагностики младшего школьника, предлагаются направления исследований с целью их решения.
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, диагностика личностных результатов младших школьников, инновации в деятельности педагога-психолога.
Современные стандарты, нормативные документы, направленные на реализацию идей национального проекта «Образование» и Болонского соглашения призваны осуществить переход от психологии индустриального общества к психологии постиндустриального, переход от установок формирования знаний, умений и навыков к гуманитарным и гуманистическим стратегиям (Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова и др.).
Изменения в политических и социально-экономических условиях общества существенно влияют на современную систему образования, предъявляя новые требования не только к выпускнику школы и вуза, но и к формированию личностных характеристик выпускника начальной школы. Перед обществом в целом и образованием, в частности, стоит задача еще в начальной школе помочь ребенку решать проблемы современной жизни.
Оценить продуктивность формирования личностных характеристик выпускника начальной школы призвана психолого-педагогическая диагностика.
Многие вопросы психолого-педагогической диагностики учащихся начальной школы рассматривались в работах известных отечественных и зарубежных психологов (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Л. Колберг, Р.В. Овчарова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.) [2, 3, 4].
Опираясь на исследования и собственный практический опыт, психолого-педагогическую диагностику мы рассматриваем не только как одно из направлений деятельности педагога-психолога, но и одновременно как психолого-педагогическую дисциплину, разрабатывающую методы выявления и изучения возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка в образовательном процессе, межличностных отношений обучающихся на разных уровнях образования, а также исследование психологических особенностей личностных и профессиональных особенностей педагога.
Ее целью является сбор информации об особенностях развития личности обучающегося, специфики его учебной деятельности и формирования универсальных учебных действий, динамике личностно-профессионального развития педагога.
Все перечисленное в цели не является новым для педагога-психолога, за исключением универсальных учебных действий. В связи с этим для педагогов-психологов в исследовании и реальной практической работе важно осознать соотношение традиционного и инновационного в психолого-педагогической диагностике в решении тех проблем, которые возникают в современной психолого-педагогической диагностике.
В нашем исследовании [1] был выделен ряд таких проблем:что является доминирующим в диагностике обучающихся; какой диагностический инструментарий адекватен изучаемым феноменам; кто является системообразующим субъектом в проведении психолого-педагогической диагностике?
Для их понимания обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования [5], который ориентирован на формирование личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»).
«Портрет» включает ряд важных личностных характеристик, которые должны быть сформированы у младшего школьника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [5].
На наш взгляд, особого внимания требует расшифровка (анализ) таких характеристик как: «способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». В каких ситуациях и насколько ученик начальной школы может «самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»? Какой инструментарий должен быть подготовлен педагогом-психологом для измерения их сформированности?
Одновременно в Стандарте обозначены основные требования к результатам, которые должны достигнуть обучающиеся в конце начальной школы – личностные, метапредметные и предметные результаты.
Для педагога-психолога особый интерес представляют личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).
Анализируя Стандарт, представим более полную содержательную характеристику личностных результатов: «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России…; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки…; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости…; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях…; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни…» [5].
Следует отметить, что большинство вышеназванных характеристик («готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества») являются актуальными (знакомыми) в деятельности педагога-психолога. Что касается особенно «сформированности основ гражданской идентичности», то это требует, на наш взгляд, введения нового психолого-педагогического диагностического инструментария. Это, в частности, будет уже инновационным в деятельности педагога-психолога.
Возвращаясь к традиционному, но не представленному в Стандарте, мы считаем по-прежнему важным проведение психодиагностики эмоциональной сферы личности младшего школьника, а также специальную диагностику детей так называемой «группы риска» («трудные дети»).
Отсюда, в психолого-педагогической диагностике учащихся начальной школы мы выделяем два основных этапа, в своей совокупности представляющие базовое содержание исследуемого: I – изучение особенностей адаптации (дезадаптации) ребенка к школе (изучение школьной мотивации, эмоциональной сферы учащихся, тревожности и др.); II – диагностика универсальных учебных действий.
Оба этапа тесно связаны и в каждом из них в меньшей (на первом этапе) и большей (на втором этапе) степени изучаются универсальные учебные действия. Нам близка позиция А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской и И.А. Володарской [2] о необходимости интегрированного варианта их оценивания.
Как показывает реальная практическая деятельность педагога-психолога в начальной школе, традиционные направления (изучение когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер и др.) соотносятся с содержанием УУД: когнитивная сфера – познавательные и частично регулятивные УУД; эмоционально-волевая – частично с личностными и регулятивными УУД; коммуникативная сфера – личностные и коммуникативные.
И еще один важный аспект в психолого-педагогической диагностике – это введение диагностического комплекса с целью изучения нравственного развития личности младшего школьника, в частности, с помощью нравственных дилемм Л. Колберга. Конечно, нельзя отрицать, что нравственное сознание ребенка можно в определенной мере измерить с помощью нравственных дилемм, можно рассматривать ихпринимать их как инвариант в изучении уровня нравственного развития младшего школьника. Одновременно мы считаем необходимым тщательную разработку вариантов дилемм в соответствии с современной культурно-исторической ситуацией развития, особенностью сочетания внешних и внутренних условий становления младшего школьника, его возрастных новообразований.
По-прежнему представляет сложность диагностика поведенческого компонента, что требует уточнения диагностического инструментария в этой области с позиций деятельностного подхода.
Следует отметить также, что роль педагога-психолога по-прежнему является системообразующей в психолого-педагогической диагностической деятельности (в проведении диагностики, анализе результатов, формулировке рекомендаций, проведении развивающей и коррекционной работы), но. другие субъекты образовательного процесса (учителя, воспитатели в группе продленного дня, родители и др.) могут выступать помощниками, выполняя те или иные задания педагога-психолога.
Представленный анализ отдельных проблем психолого-педагогической диагностики в начальной школе позволяет более четко определить соотношение инновационного и традиционного в целях, содержании и организации деятельности педагога-психолога.
Литература:
1. Вьюнова Н.И. Проблемы психолого-педагогической диагностики личностных универсальных учебных действий младшего школьника / Н.И. Вьюнова, Л.С. Подымова, Е.Д. Сергеева // Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ им. Г.Р. Державина: материалы VII Международного семинара молодых ученых и аспирантов / [отв. ред. Н.А. Коваль]. – Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. – С. 183-187.
2. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006 г. – 240 с.
4. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373- (http://standart.edu.ru/) (дата обращения: 7.02.2015 г.).