Автор: Мирсаякова Венера Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Мирсаякова В. А. Механизм организации ипотечного кредитования в условиях казахстанской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №5.5. — С. 14-17.



В статье предложена разработанная автором модель организации ипотечного кредитования в условиях казахстанской экономики.

Ключевые слова: ипотека, ипотечное кредитование, банковский сектор

С расширение конкурентной среды в развивающихся рыночных системах актуализируются проблемы рациональной организации механизмов хозяйствования, особенно в сферах, связанных с привлечением и использованием значительных ресурсов, в том числе, денежных. Для казахстанских банков с активизацией ипотечного рынка важнейшей задачей становится, с одной стороны, повышение своего конкурентного статуса на данном рынке, а с другой – снижение рискового пространства на нем. Как показывает опыт развитых стран, решение такой задачи предполагает использование специфичных инструментов банковского менеджмента. Несмотря на положительную динамику, рынок ипотечного кредитования в свете совершенствования отечественного финансового рынка в целом требует дальнейшего развития [1].

Ипотека как важное институциональное звено в экономической системе отличается специфичностью функционального взаимодействия своих субъектов, в основе которых долговременность такого взаимодействия, большие объемы вложенных денежных ресурсов, а также существенных размеров капиталовложений и длительные сроки их оборота и окупаемость. Все это требует соответствующих гарантий, надежность в данном взаимодействии. Так,

– население, получая возможность самостоятельно, без финансовой помощи государства решать проблемы улучшения жилищных условий, рассчитывает на надежность банковских кредитов;

– строительный комплекс, получая дополнительный импульс для увеличения объемов жилищного строительства благодаря возросшему платежеспособному спросу со стороны покупателей жилья, ориентируется на окупаемость вложенных средств;

– банковский сектор, существенно расширяя операции по ипотечному жилищному кредитованию, ориентируется на создание для себя устойчивого и перспективного рынка финансовых услуг населению;

– инвесторы (пенсионные фонды, инвестиционные компании и др.), получая возможность вкладывать свободные денежные средства в новые надежные долгосрочные финансовые инструменты, создаваемые на основе долгосрочных жилищных кредитов, обеспеченных ипотекой, рассчитывают на их надежность.

Для достижения этих целей в ноябре 2003 года по инициативе Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан было создано АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» (далее – Фонд). Фонд зарегистрирован в форме некоммерческого акционерного общества. Акционеры фонда – Национальный Банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан. Уставный капитал Фонда составляет два миллиарда тенге. Как отмечено, в «Государственной программе развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2010–2013 годы» : система гарантирования (страхования) ипотечных кредитов направлена на создание благоприятных условий для повышения доступности ипотечных кредитов путем разделения кредитных рисков между банками второго уровня и организациями, страхующими ипотечные кредиты. Создание системы гарантирования ипотечных кредитов позволит Казахстану оптимизировать и расширить рынок ипотечных кредитов. [2].

Развитие казахстанской ипотеки имеет свои особенности, связанные с условиями ее базового потенциала, оцениваемого масштабами рынка жилья и платежеспособным спросом населения. За рассматриваемый период ипотека оформилась в одно из важных звеньев казахстанской экономики, в основе которого развитое правовое поле с государственными гарантиями, что стимулирует расширение инвестиционного пространства для нее и активизацию мобильности населения на ипотечном рынке.

С расширение конкурентной среды в развивающихся рыночных системах актуализируются проблемы рациональной организации механизмов хозяйствования. Ипотека как важное институциональное звено в экономической системе отличается специфичностью функционального взаимодействия своих субъектов, в основе которых долговременность такого взаимодействия, большие объемы вложенных денежных ресурсов, а также существенных размеров капиталовложений и длительные сроки их оборота и окупаемость. Все это требует соответствующих гарантий, надежности в данном взаимодействии.

Тем самым в казахстанской модели ипотеки оформилась необходимая регулятивная среда, направленная на повышение надежности ипотечных механизмов и, в конечном счете, на обеспечение устойчивости воспроизводственных процессов в экономической системе в целом.Платформой механизма развития казахстанской модели ипотеки являются следующие определяющие блоки: организационный, функциональный, экономический и социальный. [3].

Организационный блок представляет собой механизм взаимодействия с таких субъектов ипотеки как КИК, банки, КФГИК, инвесторы, заемщики и риэлторские компании.

Функциональный блок, представляет собойпроцесс оптимизации взаимодействия рынка жилья и фондового рынка, т.е выбора наиболее эффективных рычагов управления рынком жилья и посредством развития ипотечного кредитования оживление фондового рынка (например, за счет секъюритизации)

Экономический блок В первую очередь расширение ипотечного бизнеса позитивно сказывается на развитии реального сектора экономики. Рост строительства вызывает оживление в производстве строительных материалов и конструкций, строительного и дорожного машиностроения, деревообработке, металлоизделий и т.д. Новый импульс получает развитие транспортной инфраструктуры. Промышленное ипотечное кредитование дает возможность модернизации производства, к повышению качества и конкурентоспособности продукции почти во всех отраслях. Это в свою очередь увеличивает экономический потенциал страны.

Социальный блок (модернизация системы жизнеобеспечивания). Развитие ипотечного кредитования, безусловно оказывает положительное влияние на преодоление социальной нестабильности. С одной стороны, развитие ипотечного кредита способно смягчить последствия безработицы, поскольку в следствии жесткой территориальной привязки строительства, в производство вовлекаются дополнительные трудовые ресурсы. С другой стороны, одной из важнейших предпосылок достижения социальной стабильности является удовлетворение потребностей населения в жилье. Ведь известно, что человек, имеющий собственный дом или квартиру, психологически более устойчив, имеет возможность создать семью и растить детей. Обеспечение жилищно-бытовыми условиями приводит и к улучшению здоровья нации, увеличению продолжительности жизни, что в свою очередь, повышает трудоспособность населения.

Вместе с тем, следует отметить, что развитие организационного, правового, социального блока в системе ипотечных отношений еще далеко от желаемой синхронистичности интересов и сохраняется зависимость от колебаний в конъюнктурах внешнего и внутреннего финансовых рынков. В какой-то мере это закономерная зависимость. Однако, она не должна приводить к значительным перекосам в собственном режиме функционирования ипотеки как важного институционального звена в обществе.

6

Примечание –составлено автором.

Рисунок 1. Принципиальная схема модели эффективной

организации ипотеки в казахстанской экономике

С учетом опыта развитых стран в ее организации, как позитивного, так и уже отмеченного негативного, связанного с кризисом ипотечной системы в США, на наш взгляд, необходима активизация регулятивного потенциала государства в лице ее уполномоченных органов по координации деятельности всех субъектов ипотечных отношений. В частности, необходимо в случае резких воздействий внешних импульсов, введения особых «ипотечных регуляторов», взаимоувязывающих интересы как банковских структур, так и заемщиков, инвесторов, компаний-застройщиков с тем, чтобы запущенный механизм в организации ипотеки не подошел к использованию желательных для всех ее участников ограничителей. Чрезмерное повышение кредитных ставок по ипотеке, которое имеет место после кризиса ее в США, в ряде отечественных банков до 24% годовых, может быть оправдано только для этих банковских структур, но не «защищает» тем самым институт ипотеки в целом. В этих условиях оптимален уровень, как превышающий имеющийся в пределах 20–25% с тем, чтобы не подорвать доверие к данному институту. Отмечаемый некоторыми банками «ажиотажный» спрос на ипотеку при таких повышенных ставках не имеет под собой большого количества заемщиков и ограничен во времени, поскольку с упорядочением ситуации на мировых финансовых рынках потенциал такого спроса изживает сам себя.

Главным в этой ситуации является, на наш взгляд, сбалансирование интересов всех участников ипотеки, на основе сохраняющей ее привлекательность для населения – как конечного потребителя ипотечного продукта в той или иной форме. Это предполагает следующее:

– усреднение «ажиотажного » уровня ставки кредитования до порога сохранения реального спроса на ипотечные продукты. В современных условиях он может варьироваться в пределах 16-18%;

– повышения первоначального взноса по ипотечному кредиту в пределах не более 25% - это также минимизирует отток потенциальных клиентов ипотеки;

– ужесточение регламентов по страхованию жилья, приобретаемого по ипотеке с особым разделением долевого участия в строительстве коммерческого жилья стандартных ипотечных продуктов;

– расширение полномочий КИК по выпуску ипотечных кредитов в случае стагнации (кризиса) ипотечных отношений независимо от причин (внутренних или внешних катаклизмов);

– введение в нормативно-правовую базу рычагов, регулирующих ипотечные отношения, которые расширяли бы функциональное участие в них всех регионов страны для активизации участия населения в использовании ипотечных продуктов;

– определение ипотечных регуляторов взаимоувязывающих интересы субъектов ипотечных отношений в период кризиса. В частности, создать в регулятивной среде государства межведомственный орган по мониторингу ипотечных отношений с привлечением независимых экспертов.

Таким образом, совершенствование механизма ипотеки в казахстанской экономике должно строиться, прежде всего, на согласовании интересов всех ее субъектов, рационализации методов привлечения ресурсов и использовании специфических регуляторов, ограничивающих ее функционирование от резких колебаний конъюнктуры на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана. – Астана, 2010. – 28 февр. – С. 14.
  2. Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее реализации: № 1344 от 6 сентября 2014 г. // САПП РК. – 2014. – № 3. – ст. 405.
  3. Довдиенко И.В. Ипотека. Управление. Организация. Оценка / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.З Черняка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 130.
Основные термины (генерируются автоматически): ипотечного кредитования, ипотечных отношений, ипотечных кредитов, субъектов ипотечных отношений, Республики Казахстан, гарантирования ипотечных, организации ипотечного кредитования, казахстанской модели ипотеки, казахстанской экономики, условиях казахстанской экономики, специфичностью функционального взаимодействия, существенных размеров капиталовложений, организации механизмов хозяйствования, расширение конкурентной среды, рациональной организации механизмов, гарантирования ипотечных кредитов, ипотечных продуктов, гарантирования ипотечных кредитов», проблемы рациональной организации, экономической системе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос