Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового занятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 726 раз

Библиографическое описание:

Кофлер, И. Р. Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового занятия / И. Р. Кофлер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26755/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека.

Однако, опора только на традиционный урок, как основную организационную форму передачи знаний, умений очень сильно обедняет и лишает педагога возможности профессионально-творческой самореализации [1, с.57]. Зацикливание в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили» не дает ему достигнуть той эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения.

Не секрет, что нам приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей. Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря о краевых, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы — наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность? В сфере общего и музыкального образования ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения.Стремление к новизне и нестандартности в проведении уроков дали свои продуктивные результаты [2, с.135].

Практика показала, что форма и структура урока не догматичны и могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, учебного материала, целей и задач данного этапа обучения и т. п.

Для себя ответ на этот вопрос я нашла в самом определении инновационного урока — урока, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом. Это изменение в содержании, методах, средствах или даже в самой форме организации занятий. Это создание творческой обстановки. Это организация коллективной деятельности обучающихся в сочетании с индивидуальной [3, с.11].

На протяжении нескольких лет своей работы, проводя различные эксперименты на уроках, я увидела, что, высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знаний, которые связаны с интересами самого ребенка.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям младшего школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Это мощный ресурс для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, возможности выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.

Так родилась идея урока -концерта в форме музыкальной сказки. Методическая разработка музыкальной сказки-концерта представляет альтернативный вариант проведения промежуточной аттестации в младших классах детской школы искусств, который может дополнить ее традиционные формы (итоговые и контрольные уроки, академические концерты). «Сказка» была создана в русле тенденций поиска наиболее эффективных и инновационных форм организации учебного процесса и обусловлена актуальными проблемами его развития в ДШИ и ДМШ.

В процессе таких занятий используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, новые мультимедийные средства. В представляемом мероприятии концертность как сущностная основа музицирования сохранена, но на первый план для учащихся-исполнителей выступает не только и не столько «аттестация и отчетность», сколько праздничная встреча с музыкой, коллективное и индивидуальное творчество, музыкальная коммуникация. В праздничной дружественной атмосфере дети играют друг другу более раскрепощено, свободнее учатся оценивать уровень исполнительства [4, с.4].

В репертуаре учащихся моего класса много различных по тематике, стилям, художественной выразительности, пианистическим приёмам, произведений. На основе произведений, включенных в урок-концерт, выстроился сюжет и содержание сказки.

При планировании, подготовке и организации этого мероприятия я постаралась отказаться от шаблона, а в проведении — от рутины и формализма;

— максимально вовлекла всех учащихся класса в активную деятельность на уроке;

—основой эмоционального тона была ориентирована на занимательность и увлеченность;

— поддерживала возникающие в ходе подготовки урока идеи своих воспитанников;

—помнила о важности развития отношений взаимопонимания между учащимися класса;

— использовала оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Подобная организация оказалась мощным фактором повышения мотивации к творчеству: ребята раскрепостились, ушли психологическая скованность и зажатость, свойственная обычно концертным выступлениям. Учащиеся выступали не только сольно, но и как концертмейстеры, как ведущие концерта, играли в ансамбле, пели, читали стихи. Каждый проявил себя в близкой и доступной сфере. Праздничную атмосферу урока -концерта помогли создать работы учащихся художественного отделения, украсившие зал. Презентации слайдов служила ярким и иллюстрациями к звучащей на сцене музыке.

Благодаря таким урокам процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения между педагогом и учащимися, детей между собой, позволяет повысить уровень мотивации, раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка. А это ли не главное?

 

Литература:

  1.                  Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1986.
  2.                  Сафонова Л. В. Инновационные методы и формы проведения уроков / http://infourok.ru/material.html?mid=55474
  3.                  Маслинская Н. Г. Урок в ДМШ в рамках инновационной деятельности / http://www.chdmsh4.ru/metod_deyat/met_ra/218-maslinskaya_inno_deya.html
  4.                  Лавренова Е. Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником? http://music-education.ru/interesnye-formy-akademicheskih-kontsertov/
  5.                  Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
  6.                  Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. — Книга 1. — 398 с.
  7.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, передача знаний, ребенок, урок, урок - концерта.


Похожие статьи

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не

Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний.

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не

Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний.

«Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой...

Чем раньше начнётся это обучение, тем больший объём знаний ребёнок сможет постигать.

Когда я училась в музыкальной школе, испытала на себе давление той системы образования, которая плотно укоренилась в наших умах.

Уроки в том темпе, который нужен ребёнку...

«Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой...

Чем раньше начнётся это обучение, тем больший объём знаний ребёнок сможет постигать.

Когда я училась в музыкальной школе, испытала на себе давление той системы образования, которая плотно укоренилась в наших умах.

Уроки в том темпе, который нужен ребёнку...

Роль уроков музыки в системе современного...

Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие

«Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального...

Роль уроков музыки в системе современного...

Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие

«Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Знание психофизических особенностей. Подбор дидактического материала к личностно — ориентированному уроку требует от учителя не

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Знание психофизических особенностей. Подбор дидактического материала к личностно — ориентированному уроку требует от учителя не

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования...

Урок как культурологический и педагогический феномен

Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний.

Культурология образования: современный урок.

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний.

Культурология образования: современный урок.

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у

Музыкальное образование ребенка в семье.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у

Музыкальное образование ребенка в семье.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся...

Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование.

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы; 2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности

Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование.

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы; 2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности

Похожие статьи

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не

Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний.

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не

Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний.

«Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой...

Чем раньше начнётся это обучение, тем больший объём знаний ребёнок сможет постигать.

Когда я училась в музыкальной школе, испытала на себе давление той системы образования, которая плотно укоренилась в наших умах.

Уроки в том темпе, который нужен ребёнку...

«Если хочешь изменить мир, начни с себя», или Занятия музыкой...

Чем раньше начнётся это обучение, тем больший объём знаний ребёнок сможет постигать.

Когда я училась в музыкальной школе, испытала на себе давление той системы образования, которая плотно укоренилась в наших умах.

Уроки в том темпе, который нужен ребёнку...

Роль уроков музыки в системе современного...

Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие

«Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального...

Роль уроков музыки в системе современного...

Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие

«Дети легко осваивают игру на барабанах, тимпанах, деревянных колотушках, колокольчиках

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Знание психофизических особенностей. Подбор дидактического материала к личностно — ориентированному уроку требует от учителя не

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Знание психофизических особенностей. Подбор дидактического материала к личностно — ориентированному уроку требует от учителя не

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования...

Урок как культурологический и педагогический феномен

Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний.

Культурология образования: современный урок.

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний.

Культурология образования: современный урок.

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у

Музыкальное образование ребенка в семье.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у

Музыкальное образование ребенка в семье.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Специалистов задачей которых становится не только передача знаний, умений и навыков, но развитие музыкальных способностей учащихся...

Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование.

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы; 2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности

Концептуальные аспекты содержания музыкального...

Ключевые слова: урок музыки, музыкальное образование.

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы; 2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности

Задать вопрос