Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового занятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Кофлер, И. Р. Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового занятия / И. Р. Кофлер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26755/ (дата обращения: 14.11.2024).



 

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека.

Однако, опора только на традиционный урок, как основную организационную форму передачи знаний, умений очень сильно обедняет и лишает педагога возможности профессионально-творческой самореализации [1, с.57]. Зацикливание в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили» не дает ему достигнуть той эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения.

Не секрет, что нам приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей. Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря о краевых, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы — наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность? В сфере общего и музыкального образования ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения.Стремление к новизне и нестандартности в проведении уроков дали свои продуктивные результаты [2, с.135].

Практика показала, что форма и структура урока не догматичны и могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, учебного материала, целей и задач данного этапа обучения и т. п.

Для себя ответ на этот вопрос я нашла в самом определении инновационного урока — урока, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом. Это изменение в содержании, методах, средствах или даже в самой форме организации занятий. Это создание творческой обстановки. Это организация коллективной деятельности обучающихся в сочетании с индивидуальной [3, с.11].

На протяжении нескольких лет своей работы, проводя различные эксперименты на уроках, я увидела, что, высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знаний, которые связаны с интересами самого ребенка.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям младшего школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Это мощный ресурс для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, возможности выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.

Так родилась идея урока -концерта в форме музыкальной сказки. Методическая разработка музыкальной сказки-концерта представляет альтернативный вариант проведения промежуточной аттестации в младших классах детской школы искусств, который может дополнить ее традиционные формы (итоговые и контрольные уроки, академические концерты). «Сказка» была создана в русле тенденций поиска наиболее эффективных и инновационных форм организации учебного процесса и обусловлена актуальными проблемами его развития в ДШИ и ДМШ.

В процессе таких занятий используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, новые мультимедийные средства. В представляемом мероприятии концертность как сущностная основа музицирования сохранена, но на первый план для учащихся-исполнителей выступает не только и не столько «аттестация и отчетность», сколько праздничная встреча с музыкой, коллективное и индивидуальное творчество, музыкальная коммуникация. В праздничной дружественной атмосфере дети играют друг другу более раскрепощено, свободнее учатся оценивать уровень исполнительства [4, с.4].

В репертуаре учащихся моего класса много различных по тематике, стилям, художественной выразительности, пианистическим приёмам, произведений. На основе произведений, включенных в урок-концерт, выстроился сюжет и содержание сказки.

При планировании, подготовке и организации этого мероприятия я постаралась отказаться от шаблона, а в проведении — от рутины и формализма;

— максимально вовлекла всех учащихся класса в активную деятельность на уроке;

—основой эмоционального тона была ориентирована на занимательность и увлеченность;

— поддерживала возникающие в ходе подготовки урока идеи своих воспитанников;

—помнила о важности развития отношений взаимопонимания между учащимися класса;

— использовала оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Подобная организация оказалась мощным фактором повышения мотивации к творчеству: ребята раскрепостились, ушли психологическая скованность и зажатость, свойственная обычно концертным выступлениям. Учащиеся выступали не только сольно, но и как концертмейстеры, как ведущие концерта, играли в ансамбле, пели, читали стихи. Каждый проявил себя в близкой и доступной сфере. Праздничную атмосферу урока -концерта помогли создать работы учащихся художественного отделения, украсившие зал. Презентации слайдов служила ярким и иллюстрациями к звучащей на сцене музыке.

Благодаря таким урокам процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения между педагогом и учащимися, детей между собой, позволяет повысить уровень мотивации, раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка. А это ли не главное?

 

Литература:

  1.                  Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1986.
  2.                  Сафонова Л. В. Инновационные методы и формы проведения уроков / http://infourok.ru/material.html?mid=55474
  3.                  Маслинская Н. Г. Урок в ДМШ в рамках инновационной деятельности / http://www.chdmsh4.ru/metod_deyat/met_ra/218-maslinskaya_inno_deya.html
  4.                  Лавренова Е. Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником? http://music-education.ru/interesnye-formy-akademicheskih-kontsertov/
  5.                  Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
  6.                  Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. — Книга 1. — 398 с.
  7.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, передача знаний, ребенок, урок, урок - концерта.


Похожие статьи

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Игра-путешествие, как форма проведения комплексного занятия, направленного на реализацию задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет

Похожие статьи

Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Игра-путешествие, как форма проведения комплексного занятия, направленного на реализацию задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет

Задать вопрос