Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 01.03.2016

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Кидысюк И. Н. Учет компетенций современных студентов колледжей в процессе обучения специальностям в области телекоммуникаций // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 686-690. — URL https://moluch.ru/archive/109/26575/ (дата обращения: 23.07.2018).



Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехнических специальностей на современном этапе. Их учет позволит коррелировать процесс подготовки специалистов для сферы теле- и радиовещания, систем коммуникаций и различных сетей связей.

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети связи.

Постоянно меняющиеся требования к уровню обученности студентов колледжей и вузов, которые ориентированы на подготовку специалистов в области радиотехники и различных сетей связи, обусловлены двумя главными факторами:

1) быстро устаревающие информационно-технические системы не могут обслуживаться людьми, которые не имеют гибкости мышления и способности к быстрому обучению (или изменению квалификации);

2) социальный запрос общества диктует условия по подготовке конкурентоспособного ИТ-специалиста для создания собственных программных продуктов, которыми могли бы пользоваться российские потребители (бизнес-структуры и физические лица).

Новый Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014г. № 809 утвердил федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (СПО) по специальности 11.02.01 (Сети связи и системы коммуникации). В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Одним из старейших учебных заведений России с почти столетней историей является колледж телекоммуникации МТУСИ, где готовят специалистов для работы в области радио- и телевещания, различных сетей связи и систем коммуникаций. Согласно образовательным стандартам нового поколения, специалисты этой сферы деятельности должны обладать набором определенных компетенций, как профессиональных, так и общих. Профессиональные компетенции приобретаются в процессе обучения на 3 и 4 курсах, а вот общие компетенции (ОК) востребованы на протяжении всех четырех лет, пока студент находится в стенах колледжа. Всего в новом стандарте определены 9 общих компетенций, которыми должен обладать техник [1]. Обладают ли нынешние студенты колледжа этими компетенциями? Каковы педагогические условия их развития в процессе обучения радиотехническим специальностям? Чтобы ответить на эти вопросы, в колледже телекоммуникации МТУСИ в 2016 году было проведено анкетирование среди студентов 1–3 курсов. Студенты 4-го (выпускного) курса не принимали участия в опросе, т. к. они уже почти готовые специалисты, коррекция их образовательных, воспитательных, развивающих траекторий почти закончилась. И напротив, студенты 1–3 курса являются перспективным педагогическим материалом, с которым можно и нужно работать, чтобы на выходе получить специалиста высокого уровня профессиональной подготовки. Из общего числа опрошенных, студенты 1 курса составили 34,97 %, 2 курса — 26,57 % и 3 курса — 38,46 %. Доля студентов первого и третьего курса среди опрошенных больше, так как нам интересно было сравнить отношение к процессу обучения и выявить изменения в определении качеств специалиста радиотехнической сферы и коммуникационных систем. Студенты второго курса выступали в роли промежуточного звена, которое позволяет отследить динамику.

В первом вопросе анкеты студентам предлагалось оценить необходимость определенного набора качеств, которые могут пригодиться специалисту в сфере радиоэлектроники, сетей связи и систем коммуникации. Оценке студентов подверглись следующие качества (физические, волевые, интеллектуальные, профессиональные, социально-психологические, общекультурные):

 Глубокие профессиональные знания;

 Знание иностранного языка;

 Усидчивость, тщательность при работе с мелкими деталями, аккуратность;

 Оригинальность мышления, креативность, умение создавать что-то принципиально новое;

 Концентрация внимания в течение долгого времени;

 Умение общаться с людьми (коммуникабельность) и работа в команде;

 Умение работать с различными гаджетами;

 Саморазвитие, сомообучаемость, самостоятельность;

 Стрессоустойчивость;

 Ответственность при выполнении порученной работы;

 Инициативность;

 Исполнительность;

 Целеустремленность;

 Умение мыслить логически;

 Хорошее зрение.

Все обозначенные качества студенты отметили как очень важные и скорее важные.

Очень важными качествами, по оценке студентов всех курсов, стали: глубокие профессиональные навыки, умение работать с гаджетами, стрессоустойчивость, ответственность и умение мыслить логично. Распределение процента ответивших показано на диаграмме:

Скорее важными качествами для специалиста сферы радиоэлектроники и сетей коммуникаций студенты посчитали: знание иностранного языка, оригинальность мышления, концентрация внимания, саморазвитие и инициативность.

На диаграмме видно, что студенты 2 курса придают большую значимость знанию иностранного языка, чем студенты 1 и 3 курса. Однако, рассматривая важность данного качества среди студентов всех курсов, очевиден рост процента студентов, отметивших знание иностранного языка как важное качество для специалиста (1 курс — 28,57 %, 2 курс — 31,17 %, 3 курс — 38,96 %).

Самыми важными качествами для специалиста сферы радиоэлектроники и систем коммуникации студенты 1 курса отметили:

 Ответственность — 78,00 %

 Глубокие профессиональные навыки — 70,00 %

 Умение мыслить логично — 60,00 %

 Коммуникабельность — 58,00 %

 Умение работать с гаджетами — 56,00 %

 Саморазвитие — 56,00 %.

Студенты 2 курса посчитали, что наиболее важными качества для них являются:

 Глубокие профессиональные навыки — 68,42 %

 Знание иностранного языка — 63,16 %

 Умение работать с гаджетами — 71,05 %

 Ответственность — 57,89 %

 Умение мыслить логично — 57,89 %

 Усидчивость — 55,26 %.

По мнению студентов 3 курса, для специалиста сетей связи и системы коммуникации необходимы:

 Ответственность — 76,36 %

 Глубокие профессиональные навыки — 72,73 %

 Умение работать с гаджетами — 60,00 %

 Знание иностранного языка — 54,55 %

 Исполнительность — 54,55 %

 Умение мыслить логично — 54,55 %.

Как видно из данных, глубокие профессиональные знания, ответственность, умение мыслить логично, умение работать с гаджетами — качества, которые отметили студенты всех курсов. Возможно, именно эти качества студенты стараются усилить в процессе обучения, чтобы стать хорошим специалистом и сделать профессиональную карьеру.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, мы спросили у студентов, какими из этих качеств они обладают, а какие хотели бы усовершенствовать в процессе обучения.

Распределение процента оценок на каждом курсе представлено в диаграммах.

Сравнение диаграмм показывает, что с каждым годом обучения студенты в большей степени отмечают наличие глубоких профессиональных знаний и умение работать с гаджетами, что отчасти подтвердило нашу гипотезу.

Интересно отметить, что доля студентов, выбравших усидчивость и коммуникабельность в качестве умений, которые хотелось бы приобрести в период обучения, с каждым годом обучения увеличивается. Возможно, это связано с увеличивающейся учебной нагрузкой, когда необходимо больше времени уделять на подготовку к занятиям. Также, по-видимому, студенты с каждым курсом чаще задумываются о продолжении обучения в институте и о развитии профессиональной карьеры, где, на их взгляд, усидчивость, тщательность при работе с мелкими деталями и коммуникабельность играют немаловажную роль.

Делая вывод о наличии компетенций, необходимых для овладения навыками профессиональной деятельности в сфере радиотехники и телекоммуникационных систем, следует отметить, что нынешние студенты колледжа не в полной мере обладают профессиональными компетенциями (что объяснимо, т. к. они находятся в процессе получения профессиональных знаний) и иноязычными компетенциями, но готовы их развивать и совершенствовать. Остальные общие компетенции развиты в достаточной степени, но есть возможность их дальнейшего совершенствования. Это может быть принято за основу более глубокой подготовки специалистов среднего звена, учитывая то, что студенты вполне мотивированы к получению знаний, готовы проявлять устойчивый интерес к выбранной специальности, развивать свои личностные качества, способны организовывать собственную деятельность (вначале под руководством наставников, потом самостоятельно), стремятся работать над совершенствованием социально-значимых компетенций (работа в команде, общение с будущими коллегами и клиентами, ответственность за принятые решения), могут осуществлять поиск информации в различных источниках и ее использование, применять информационно-коммуникационные технологии в процессе учебы и в будущей профессиональной деятельности, умеют определять задачи профессионального и личностного развития, готовы заниматься самообразованием (включая осознанное планирование карьеры и повышение квалификации), имеют способности ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Педагогические условия для достижения задач по улучшению подготовки специалистов среднего звена (радиотехников, специалистов по теле- и радиокоммуникационных систем) могут включать создание квазипрофессиональной среды в колледже, активное проведение внеучебных мероприятий для мотивирования студентов к дальнейшему развитию как профессиональных, так и личностных качеств, бесплатный доступ к информационным ресурсам через Интернет, создание дополнительных кружков, факультативов, курсов по выбору, языковых классов.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ctmtuci.ru/pdf/fgos_11.02.11_ss.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): курс, иностранный язык, студент, процесс обучения, умение, качество, система коммуникации, сеть связи, знание, компетенция.


Ключевые слова

общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети связи

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться

Основные посылки этих методов и сейчас являются базой, на которой строится обучение в большинстве западных школ и на курсах ИЯ.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных

– Развитие и воспитаниеу студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, Интернет, речевая деятельность, самостоятельная работа, знание, неязыковый вуз, всемирная сеть, самостоятельная деятельность, учебный процесс.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

иностранный язык, знание, умение, текст, студент, устная речь, профессиональная лексика, профессиональная деятельность, неязыковый вуз, речевая деятельность. Похожие статьи. Дискуссия как метод обучения иностранному...

Формирование профессионально-коммуникативной...

В соответствии с целью обучения иностранному языку — формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания, умения и навыки студентов средних профессиональных заведений ниже требуемого уровня владения иностранным языком в...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться

Основные посылки этих методов и сейчас являются базой, на которой строится обучение в большинстве западных школ и на курсах ИЯ.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных

– Развитие и воспитаниеу студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, Интернет, речевая деятельность, самостоятельная работа, знание, неязыковый вуз, всемирная сеть, самостоятельная деятельность, учебный процесс.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

иностранный язык, знание, умение, текст, студент, устная речь, профессиональная лексика, профессиональная деятельность, неязыковый вуз, речевая деятельность. Похожие статьи. Дискуссия как метод обучения иностранному...

Формирование профессионально-коммуникативной...

В соответствии с целью обучения иностранному языку — формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания, умения и навыки студентов средних профессиональных заведений ниже требуемого уровня владения иностранным языком в...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться

Основные посылки этих методов и сейчас являются базой, на которой строится обучение в большинстве западных школ и на курсах ИЯ.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных

– Развитие и воспитаниеу студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, Интернет, речевая деятельность, самостоятельная работа, знание, неязыковый вуз, всемирная сеть, самостоятельная деятельность, учебный процесс.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

иностранный язык, знание, умение, текст, студент, устная речь, профессиональная лексика, профессиональная деятельность, неязыковый вуз, речевая деятельность. Похожие статьи. Дискуссия как метод обучения иностранному...

Формирование профессионально-коммуникативной...

В соответствии с целью обучения иностранному языку — формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания, умения и навыки студентов средних профессиональных заведений ниже требуемого уровня владения иностранным языком в...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В составе «коммуникативной компетенции» выделяют следующие элементы: лингвистический (знание системы языка и умение пользоваться

Основные посылки этих методов и сейчас являются базой, на которой строится обучение в большинстве западных школ и на курсах ИЯ.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных

– Развитие и воспитаниеу студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком.

Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, Интернет, речевая деятельность, самостоятельная работа, знание, неязыковый вуз, всемирная сеть, самостоятельная деятельность, учебный процесс.

Профессионально-ориентированный уровень обучения...

иностранный язык, знание, умение, текст, студент, устная речь, профессиональная лексика, профессиональная деятельность, неязыковый вуз, речевая деятельность. Похожие статьи. Дискуссия как метод обучения иностранному...

Формирование профессионально-коммуникативной...

В соответствии с целью обучения иностранному языку — формированием профессионально- коммуникативной компетенции, отмечено, что знания, умения и навыки студентов средних профессиональных заведений ниже требуемого уровня владения иностранным языком в...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Задать вопрос