Автор: Борисенко Светлана Федоровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 4000 раз

Библиографическое описание:

Борисенко С. Ф. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 665-667.



Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей

Борисенко Светлана Федоровна, воспитатель

МБДОУ г. Тулуна «Центр развития ребенка — детский сад «Гармония»

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе «Об образовании» в ст. № 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Одной из форм работы с родителями является организация родительских клубов — как важнейшей составной части системы воспитания и образования в детском саду, развития творчества детей, направленной на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя: на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворенной и счастливой.

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества. Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л. С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т. Н. Дороновой, О. И. Давыдовой, Е. С. Евдокимовой, О. Л. Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.

Таким образом, актуальность проблемы: «Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей» выявила существенные противоречия между реальным сотрудничеством семьи и дошкольного учреждения и новыми формами работы с родителями через организацию семейных клубов.

Для решения данной проблемы была поставлена цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
  2. Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
  3. Разработать содержание, формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
  4. Создавать условия для развития креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  5. Обогащать эмоциональный мир ребенка, способствовать расширению микросоциума;
  6. Приобщить родителей к активному участию в различных видах детской деятельности.

Объект: педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет: содержание и формы педагогического просвещения.

Гипотеза: если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса реализуя следующие условия:

участие родителей в планировании совместной деятельности;

переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Центральным моментом прогнозируемого результата моей педагогической деятельности является:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

При планировании и организации исследования использовались общенаучные методы исследования:

теоретические: анализ и обобщение психологической, педагогической литературы;

эмпирические: наблюдения и последующий анализ работы воспитателя, анкетирование родителей, диагностика детей и воспитателя, беседы и др.;

гуманитарные методы: рефлексия, самоанализ, самонаблюдения и др.

Работа организовывалась в несколько этапов, осуществлялась в течение трех лет.

На первом этапе была изучена методическая литература на современном этапе, опыт коллег-педагогов других учреждений по взаимодействию с родителями через нетрадиционные формы работы. Также проведено диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты и тесты для детей и родителей, используя методики современных авторов (Акутина С. П., Столина В. В., Варга А. Я, Бернс А., Кауфман С., Степанова Е. Н и др.). Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.

На втором этапе исследования, на основе диагностических данных была разработана система мероприятий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения:

составление плана работы семейного клуба и реализация в педагогической деятельности;

составление плана кружка «Очумелые ручки» по развитию творческих способностей и реализация с детьми;

оформление альбомов из опыта семейного воспитания;

создание творческого портфолио группы и индивидуальных портфолио воспитанников;

участие родителей и воспитанников в творческих выставках и конкурсах;

организация проектной деятельности с детьми в сотрудничестве с родителями;

выставки творческих работ совместно с родителями и детьми;

участие родителей и детей в подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

совместное сотрудничество специалистов ДОУ и семьи в проведении муниципальных конкурсах по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, музыкальному и физическому развитию;

создание предметно-развивающей среды в групповом помещении и на участке для прогулок в сотрудничестве с родителями;

отслеживание промежуточных результатов с детьми и родителями.

Корректировочный этап: планирование контрольных тестов, диагностик, анкетирования с родителями и детьми; обработка результатов; корректировка плана работы с родителями (при необходимости).

Чтобы сориентировать родителей в педагогическом процессе, в родительский уголок ежедневно и еженедельно, согласно тематическому планированию в ДОУ, выставлялись творческие работы детей, папки-передвижки, в которых были изложены основные виды деятельности детей, а также памятки, рекомендации для родителей по данной конкретной теме.

Выстраивая взаимодействие с родителями использовались как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. Поэтому, планируя ту или иную форму работы, учитывались следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Родительский клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб» необходима, поскольку совместная деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Клуб интересных встреч способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, созданию необходимых условий для успешного развития ребенка в окружающей среде, приобщает родителей к жизни группы, что, в свою очередь, существенно облегчает труд педагога.

На заседаниях родительских клубов родители и дети участвовали в работе мастер-класса «Что подарить бабушке на 8 Марта?», «Портфолио ребенка», «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» и др. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы — досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года: физкультурные праздники, спортивные досуги и развлечения, игры-аттракционы. Организация фольклорных праздников: Осенины, Колядки, Масленица, русские посиделки и др. Активное участие принимают родители в подготовке и проведении вокальных и хореографических конкурсов на муниципальном уровне и организации творческих концертов для жителей города, детского учреждения. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, формируются альбомы с фотографиями.

Работа родительского клуба в группе способствовала:

созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;

повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;

развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Таким образом, подтвердилась гипотеза, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Литература:

  1. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. — М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. — 177 с.
  2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. — 100 с.
  3. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М.: «Просвещение», 2011. — 348 с.
  4. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 112 с.
  5. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: «Буки-Веди», 2013. — с. 41–42.
  6. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — М.: «Белый Ветер», 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного учреждения, воспитания детей, развитию творческих способностей, родительского клуба ДОУ, способностей детей, педагогическую компетентность родителей, развития личности ребенка, работы родительского клуба, творческих способностей детей, вопросах воспитания детей, просвещение родителей, семейного воспитания, форма работы, взаимодействия ДОУ, совместной работы родителей, родителями форма работы, воспитании детей, развития ребенка, педагогическое просвещение родителей, взаимодействия позиция родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос