Библиографическое описание:

Хадисова К. В. Этико-аксиологическая детерминация социальной работы // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 852-855.



Социальная работа, являясь определенным видом профессиональной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними факторами. Ценность человека является гуманистическим базисом, фундаментальным основанием духовно-нравственного измерения и ориентиром социальной работы. Высшим гуманистическим смыслом социального развития признается отношение к человеку как высшей ценности бытия. Как свидетельствует генезис социальной работы, она оформилась не только как необходимый социокультурный институт, обеспечивающий помощь человеку в трудной жизненной ситуации, но и реализовывать основной принцип гуманизма — относиться к человеку как к высшей ценности.

Гуманизм — это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманистическое мировоззрение, возникшее еще в эпоху Возрождения, сыграло огромную роль в становлении теории и практики социальной работы. Его сущность состояла в признании человека высшей ценностью, в исключительном, неотъемлемом и естественном характере его прав и свобод. Гуманизм проявляется в таких ценностных ориентациях и установках как «человечность», «уважение», «ответственность», «любовь», «забота», «моральный закон», «долг». Огромный вклад в развитие гуманизма внесли и философы-просветители, которые рассматривали вопросы помощи человеку и его ценности. К ним относились Ж..-Ж.. Руссо, Д. Дидро, М. Монтень, Д. Милль, И. Бентам, И. Кант. В своих трудах они рассматривали идеи ценности человека, справедливости, способы достижения равенства в обществе, гармонизации общественных отношений. И. Кант исходил из принципа нравственного долга заботы об окружающих.

Тенденция развития к гуманистическому мировоззрению отражает нравственную эволюцию цивилизованного общества. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Именно поэтому в социальной работе находит отражение практической реализации гуманистических идей. В теории социальной работы гуманизм — это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного социального идеала. По своим целевым функциям гуманизм, находящий свое отражение в целях и задачах, принципах социальной работы является действующей тенденцией гармоничного развития личности, способствующей обогащению ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности.

Основная стратегия социальной работы состоит в изучении человека, в его целостности его мира, его индивидуальности и универсальности. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей [2].

Гуманистическая модель социальной работы выражается в психолого-ориентированных моделях, то есть её базис составляют психологические концепции, модели, подходы. Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс (теория и индирективная психотерапия, Я-концепция), А. Маслоу (теория самоактуализации), Г. Олпорта (теория личностных черт), Ш. Бюлер (о жизненном пути личности), Ф. Франкл (логотерапия), идеи Р. Мэйя. Основу концепции К. Роджерса составляет разработанная им клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия, которая является одно из ключевых принципов работы социального работника с клиентом. Человек, находящийся в пограничной, трудной жизненной ситуации, находится близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознании себя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий в рамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что, опираясь на ресурсы внутренние ресурсы самого клиента, путем тесного взаимодействия они способны решить проблемную ситуацию.

Гуманистическая модель социальной работы опирается на ряд принципов:

 Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

 Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку человек — это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т. е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

 Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

 Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, — это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания [3].

В заключении можно отметить, что социальная работа является важным элементом современного общества. Социальная работа — это один из механизмов государства, цель которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития общества посредством повышения эффективности функционирования каждой личности, в первую очередь дезадаптированной, социально незащищенной. При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага общества. Качество и уровень социальной работы во многом отражают самосознание нации, степень цивилизованности и демократичности государства. Теория и практика социальной работы непосредственно связана с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами, между личностью, обществом и государством. Данный вид социальной деятельности направлен на реализацию процесса социализации человека, на совершенствование общественных отношений, на проведение в жизнь идей гуманизма и справедливости. Основная цель социальной работы заключается в том, чтобы сохранять комфортное, безопасное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997. — 269 с.
  2. Кудишина А. А. Основные принципы гуманистической психологии. — М.: «Академия» 2009. — 348 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной работы, модель социальной работы, Гуманистическая модель социальной, трудной жизненной ситуации, генезис социальной работы, ориентиром социальной работы, социальной работы гуманизм, практики социальной работы, принципах социальной работы, Эффективность социальной работы, стратегия социальной работы, практика социальной работы, цель социальной работы, уровень социальной работы, признании человека высшей, идеи ценности человека, Гуманистическое мировоззрение, высшей ценности, неотъемлемых прав человека, сущности жизнедеятельности человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос