Автор: Рудакова Юлия Евгеньевна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 28.02.2016

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Рудакова Ю. Е. Социально-исторические предпосылки формирования и развития молодёжных парламентов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 588-592.



В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт функционирования института молодёжного парламентаризма. Становление его началось около ста лет назад в США. Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений и в создании таким путём определённых условий для политической социализации молодёжи.

Ключевые слова:молодёжь, политическая социализация, молодёжный парламент, политическое участие, политическая активность.

Анализ опыта молодёжной политики свидетельствует о том, что в этой области наблюдается тенденция повышения участия самой молодёжи в общественной жизни. Кроме того, актуализируются механизмы, способствующие вовлечению молодёжи в общественные процессы. Большое внимание уделяется институтам, посредством которых молодёжь может повлиять на решение собственных проблем, приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества.

Молодёжный парламентаризм является одним из таких институтов.

В России молодёжный парламентаризм развивается около 20 лет, параллельно с процессом становления гражданского общества. На международном уровне процесс становления молодёжного парламентаризма можно проследить в течение 100 лет [1, с.45].

В мировой практике зачатки развития молодёжного парламентаризма можно увидеть В США уже в XX веке. В 1910 году в городе Сент-Луис Генри Гиссенбаером и его товарищами был создан клуб «Геркуланум», члены которого позднее, в 1915 году, включились в решение гражданских проблем. В результате этого была сформирована «Гражданская ассоциация» в составе 33 человек, которая, с течение времени стала расширяться и расти в своём составе с целью решения общественных вопросов. В связи с расширением и включением в состав новых элементов, организация была переименована в Молодёжную торговую палату Сент-Луиса. В результате, В США появилось 29 клубов, которые образовали Молодёжную торговую палату США.

Так, Молодёжная палата США, послужила импульсом для создания Молодёжных палат и вне США. В 1928 году молодёжной палатой заинтересовалась Англия. В 1940 году молодёжная палата США утвердила программу отношений со странами Центральной и Южной Америки. Молодёжные палаты были учреждены в Мексике, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике и Панаме в 1943 году. [2, с. 60]

К 1944 году молодёжный парламентаризм стал выходить на международный уровень. Международная молодёжная палата на тот момент была сформирована из таких стран, как Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама и США.

В 1946 году в Панаме был проведен Первый Всемирный конгресс Международной палаты в составе 16 стран, на котором была принята временная Конституция Молодёжной палаты.

На сегодняшний день состав Международной молодёжной палаты представляет собой объединение более 500 тысяч молодых людей, которые представляют более 9 тысяч местных организаций из 132 стран мира.

Молодёжная палата является ассоциированным членом ООН и осуществляет совместные программы с такими организациями, как Международная торговая палата, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также сотрудничает с Международной ассоциацией студентов в экономике и управлении, с Всемирной организацией здравоохранения, с Межамериканским фондом и Европарламентом [3, с. 81].

Основной целью Международной Молодёжной палаты является активизация международного молодёжного движения, развитие лидерских качеств молодых людей, социальной ответственности, товарищества, предпринимательства.

Таким образом, идея молодёжного парламентаризма в мире получила большое признание. Ежегодно проводятся встречи «Малой восьмёрки» лидеров молодёжных палат стран «Большой Восьмёрки». Эти встречи проводятся с 2000 года, в них принимают участие и представители Российской молодёжной палаты, которые стали полноправными членами молодёжной палаты с 1992 года.

В Европе самым главным субъектом реализации интересов молодого поколения является Европейский молодёжный парламент. Его целью является предоставление возможности молодым участникам накапливать позитивные практические знания в области политической деятельности и культуры, воспитывать правосознание, формировать твёрдую гражданскую позицию, навыки политической дискуссии и управления.

Европейский молодёжный парламентаризм представляет собой конференцию, на которой молодые люди имеют возможность свободно выражать свои мысли без какой-либо политической подоплёки. Это способствует развитию независимого мышления и личной инициативы. Так, на международном уровне происходит создание условий для общения между молодыми гражданскими лидерами европейских стран и активизации роста гражданских инициатив и развитие гражданского общества.

Европейский молодёжный парламент как образовательный проект был создан в 1987 году Молодёжным фондом Фонтебло (Оксфорд, Великобритания). Ежегодно проводятся три международные сессии по девять дней каждая с участием 250-300 студентов из 30 государств. Не менее четырёх стран имеют статус наблюдателя. Парламент открыт для участия всех обучающихся в Европейском сообществе. Популяризируется игровая форма обучения как неотъемлемая часть современной системы образования.

Деятельность Европейского молодёжного парламента на международном уровне осуществляется при поддержке национальных комитетов из разных государств. Национальный комитет в Москве был создан в 2004 году на базе Российского Университета Дружбы Народов. Национальные комитеты ежегодно проводят национальные сессии для отбора делегатов, которые представляют страну на международных сессиях.

В XX веке молодёжный парламентаризм стал более активно развиваться на европейском уровне, в связи с разработкой Европейской Хартии об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Этот документ был разработан с целью получения инструмента активизации молодёжи и её участия в жизни гражданского общества.

Самые главные принципы хартии заключались в том, что все области политики должны иметь молодёжную часть. В хартии перечисляются средства, способствующие участию молодёжи в политике с помощью информационных технологий и связи, а также участию молодёжи в неправительственных организациях и политических партиях. Последняя глава Хартии посвящена организационному участию молодёжи в местных и региональных делах. Особое внимание уделяется необходимости наличия «постоянных представительных структур», таких как молодёжные советы, молодёжные парламенты или молодёжные форумы. Важнейшими функциями молодёжных парламентов стали:

 предоставление возможности молодым людям делать предложения местным и региональным властям

 возможность диалога между молодёжью и органами власти по специальным вопросам.

При этом понятия молодёжных советов, молодёжных форумов, молодёжных парламентов практически не различались по причине того, что все они являлись механизмами, позволяющими молодёжи принимать участие в решении молодёжных проблем.

Хартия определяет молодёжный парламентаризм как форму молодёжного участия, которое является ключевым элементом во всех сферах общественной и гражданской жизни и не ограничено исключительно рамками политических процессов. Оно играет важнейшую роль в процессе становления демократии, а также приобретения опыта диалога между различными субъектами гражданского общества и формировании взаимоотношений между молодыми людьми, обществом и властью. Так же молодёжный парламентаризм способствует созданию возможностей для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие общества. Диалог между действующими лицами разных уровней и возрастов в перспективе приводит к диалогу поколений и развитию общества через непосредственное участие молодёжи. На сегодняшний день молодёжные парламентские структуры созданы в большинстве стран Европы.

Основной целью молодёжных парламентов на европейском уровне является представление интересов и защита граждан на национальном уровне. Ежегодно проводятся форумы и конгрессы, посвящённые актуальным проблемам общественной жизни и участию в ней молодого поколения. Европейской комиссией поддерживается специальный интернет-портал, содержащий информацию по вопросам молодёжной политики, данные о молодёжных ассоциациях и участии молодёжи в политике, об образовании и возможности трудоустройства в странах ЕС. Основными целями этих медиа-ресурсов являются построение диалога и привлечение молодых граждан Европы к активному участию в политической, социально-экономической жизни общества.

Рассмотрим опыт работы молодёжного парламентаризма в некоторых европейских странах. Например, в Великобритании молодёжный парламентаризм развивается на уровне конкретных территорий. Молодёжный парламент Шотландии был основан в 1999 году. На сегодняшний день объединяет 200 молодых жителей Шотландии в возрасте от 14 до 25 лет. Основная цель — представление интересов и защита прав молодёжи на местном уровне. Поддерживается парламентом Шотландии. Активно действует детско-молодёжная парламентская ассамблея Уэльса. Её цель — защита прав детей и молодёжи Уэльса, представление интересов и прав детей и молодёжи в Правительственной ассамблее Уэльса, участие в принятии решений на местном уровне.

Одновременно действует и молодёжный парламент Соединённого Королевства Великобритании, образованный в 2001 году и имеющий статус общественной организации. Основная его цель — защита прав молодёжи, привлечение молодёжи к принятию решений на национальном уровне. В состав парламента входят представители молодёжи Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии.

В современной Германии, в Земле Шлезвиг-Гольштейн, Молодёжный парламент собирается один раз в год, в конце ноября. Он состоит из 70 человек: от каждой делегации по два делегата. Делегаты избираются от самых различных организаций: Красного Креста, пожарных, социал-демократов, монархистов и т.д.

Избранные в парламент делегаты делятся на четыре рабочие группы:

 в области международной политической стратегии

 по проблемам окружающей среды

 по проблемам образования

 по внутренней политике.

В Польше молодёжный парламент формируется из числа активистов студенческих организаций его заседания проходят в Варшаве. Парламент состоит из 400 человек. В президиум Молодёжного парламента входят 17 человек, территориально располагающиеся в Министерстве образования в Варшаве [4, с. 92].

Опыт развития зарубежных стран показывает, что партнёрство государственных органов и молодёжи вошло в практику государственной молодёжной политики во многих странах Западной Европы. В странах же с развитой демократией, например, в Германии, молодёжные парламенты не стали серьёзными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодёжи. В большинстве своём созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности, где молодёжь обсуждает актуальные вопросы общества с представителями государственной власти и местного самоуправления. Это говорит о том, что молодёжные парламенты являются своеобразной «школой жизни», которые подготавливают молодых людей к процессу вхождения во взрослую политическую жизнь, выступают механизмом политической адаптации для молодого человека. Наиболее важной задачей является включение молодёжи в реальные органы власти: представительные, исполнительные, где от голоса молодого человека будет зависеть принятое решение.

Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Фиджи, Египет, находятся на стадии развития молодёжного парламентаризма. В них так же созданы парламентские структуры, которые объединяют общественно-активных молодых людей, руководителей молодёжных общественных объединений. Деятельность создающихся молодёжных парламентов сосредоточена на обсуждении реальных проблем, формировании переговорных площадок молодёжи и власти, реализации социально-значимых инициатив и обсуждении принимаемых законодательными органами власти нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодёжи [5, с. 103].

На постсоветском пространстве опыт развития молодёжного парламентаризма также имеет свою специфику. Молодёжные парламентские структуры созданы в Украине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Армении, Азербайджане. Процессы демократизации и становления гражданского общества в постсоветских странах стимулировали их к принятию различных новшеств, а также проведению экспериментов в области демократии, к которым относится и молодёжный парламентаризм.

В республике Казахстан Молодёжный парламент начал функционировать в июле 2005 года. Во всех регионах Казахстана были проведены организационные курсы, на которых потенциальных кандидатов в Молодёжный парламент обучали избирательным технологиям. Кандидаты в Молодёжный парламент регистрировались в качестве кандидатов и собирали подписи в свою поддержку.

Свою работу Молодёжный парламент Казахстана начал с инициатив и продвижения законопроектов, отстаивающих права молодого поколения республики. Были внесены изменения и дополнен закон республики Казахстан «О государственной молодёжной политике», что является прямым примером деятельности молодёжной парламентской структуры как института гражданского общества [5, с. 114].

В Литве также был создан парламент студентов, главной задачей которого являлось представление интересов студентов перед правительством и Министерством образования. В университетах также происходит делегирование студентов, которые избирают парламент. В средних школах существуют школьные парламенты. Уполномоченный по правам учащихся может представлять интересы тех, кто ещё не достиг 18 лет.

В Азербайджане Молодёжный парламент был создан перед проходящими в стране выборами в 2006 году. Во многом это была поддержка властью инициативы молодёжи, желание властных структур не довести до «оранжевых революций» в Киргизии, Украине, Грузии.

На основе анализа практики зарубежных стран можно выделить следующие основные типы существования молодёжных парламентских структур:

  1. Молодёжные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти. Примером являются Молодёжные парламенты Новой Зеландии, Великобритании.
  2. Молодёжные парламенты и молодёжные правительства, созданные при органах исполнительной власти. Примером являются парламентские структуры Египта.
  3. Молодёжный парламент как социальная программа органов законодательной, исполнительной власти одного или нескольких молодёжных объединений (например, в Германии, Австрии).
  4. Молодёжный парламент — общественная организация (например, в Мексике, Австралии, Перу).

Зарубежный опыт показывает, что функция представительства, обозначенная как основная для института молодёжного парламентаризма, является не всегда определяющей, и даже не всегда реальной. Например, в Германии, молодёжные парламенты в основе своей представляют политические клубы по обсуждению актуальных общественных проблем. В Египте молодёжный парламент — это собрание молодёжных и детских общественных объединений страны.

Не в каждом молодёжном парламенте представлены интересы всех групп молодёжи, система формирования молодёжной парламентской структуры не всегда основывается на принципах выборности, чаще всего это делегирование или конкурс.

Необходимо говорить о том, что молодёжь имеет возможность реально представлять интересы своей возрастной группы в качестве депутатов представительных органов.

Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений структурой, не имеющий право на их принятие, в создании таким путём определённых условий для социализации молодёжи.

Литература:

  1. Европейская Хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований (пересмотренная редакция), М. 2012. 140-150.
  2. Материалы встречи молодых парламентариев государств-участников Содружества Независимых Государств на тему «XXI век, общество, молодёжь», М. 2012
  3. Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи, через участие в выборах всех уровней: Сборник материалов. — М., 2011, 150- 160.
  4. Лукс Г. А. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже тысячелетий // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук / Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук» / Гл. ред. В. П. Щорин. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2011. 194 с.
  5. Канунников К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления, М., 2012. 260 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Молодёжный парламент, молодёжный парламент, молодёжный парламентаризм, молодёжного парламентаризма, гражданского общества, молодёжных парламентов, Европейский молодёжный парламент, становления гражданского общества, молодёжные парламенты, развития молодёжного парламентаризма, участии молодёжи, форму участия молодёжи, Молодёжный парламентаризм, парламентские структуры, участию молодёжи, защита прав молодёжи, представление интересов, Молодёжный парламент Шотландии, молодёжной палаты, института молодёжного парламентаризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос