Авторы: Убайдуллаева Умида Рустамджановна, Тулаганова Нурхан Инамбай кизи

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Убайдуллаева У. Р., Тулаганова Н. И. Проблемы трудновоспитуемых детей и работа с ними // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 751-753.



В статье рассмотрены проблемы работы с трудновоспитуемыми детьми, преодоление их порочных качеств.

Ключевые слова: характер, аномалия, асоциальный, трудно воспитуемый ребенок, негативные последствия, бесконтрольность.

The article deals with the problems of working with difficult educability children overcome their evil qualities.

Keywords: character, anomaly, antisocial, difficult educability child, the negative effects of a lack of control.

После обретения Узбекистаном независимости значительно усилилось внимание к молодежи как к творцам нашего будущего. Особо важные изменения происходят в сфере народного образования. Сегодня на каждом шагу можно ощущать положительные изменения в образовании и воспитании учащихся.

В настоящее время весь мир признает усилия Узбекистана, направленные на правильное воспитание молодого поколения как одного из факторов дальнейшего развития. Как надо смотреть в будущее? Как надо воспитывать их? Подобные вопросы на сегодняшний день волнуют каждого творчески мыслящего и ответственного педагога.

Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов — «Новая модель образования ведет к формированию свободной личности, самостоятельно мыслящей в обществе. Мы будем иметь возможность воспитать личность с крепкой волей, с полной верой, имеющей определенные цели в жизни и осознающей ее ценность».

Из практики известно, что каждый ребенок имеет собственный характер. Некоторые из них, будучи «аномальными» или «асоциальными», трудновоспитуемые. Трудновоспитуемые дети — это те, кто остаются без внимания, не получили должного воспитания, оказались брошенными на произвол судьбы. Они появляются вследствие совершенных кем-то, когда-то ошибок, отсутствия индивидуального подхода к ним в процессе воспитания. Иначе говоря, это дети, которые оказались в стороне от нормального образовательно-воспитательного процесса, которые и не могли установить нормальных отношений с другими учениками, выразить свои душевные переживания. Стало быть, выражение «трудновоспитуемый» не сводится лишь к его негативной характеристике, к тому, что он дурной, испорченный и ненадежный ребенок. Необходимо уделить особое внимание, проявлять индивидуальное отношение и подход к трудновоспитуемому ребенку.

Не секрет, что в процессе образования приходится сталкиваться с трудновоспитуемыми детьми. В настоящее время разработаны научные методы воспитания по индивидуальному подходу к таким ученикам, а также способы преодоления их моральных недостатков, преодоление их порочных качеств. Согласно исследованиям ученых, кроме социальных причин, возникновения трудновоспитуемых, капризных, аморально неустойчивых детей, существуют также педагогические и психологические факторы. Ребенок, прежде чем ступить на порог школы, в течение своей 6–7 летней жизни развивает свое мировоззрение и характер. Признавая, что воспитание ребенка — совместный долг семьи и школы, необходимо иметь в виду, что семья все-таки является первостепенным воспитателем в этом процессе.

Семья, придающая большое значение приобретению ребенком знаний, контролирует его домашние работы, помогает ему справиться с трудными заданиями, и наоборот, семья, не заботившаяся об учебе своего ребенка, считает, что ему достаточно лишь уметь писать и считать. С подобным отношением можно столкнуться у некоторых школьных учителей. Такое недостаточное внимание не может не оказывать негативного влияния на детей. Это приводит к неуспеваемости ребенка, и ребенок постепенно становится трудновоспитуемым. По словам русского педагога Сухомлинского, «доверие к стремлениям ребенка – это проявление мудрости, человеческой терпеливости».

Лабиринт Трудновоспитуемый ребенок с детства крайне нуждается во внимании и любви. Необходимо проявлять доброту и заботливость в воспитании ребенка, особенно в работе с трудновоспитуемыми детьми. Нет единой причины формирования трудновоспитуемых детей. Вместе с тем, нет всеобщего целительного средства, избавляющего ребенка от такого состояния. Известно, что слабость общественного контроля, невнимательность семьи, верхоглядство на воспитание ребенка могут вызывать негативные последствия. В связи с этим можно в качестве примера привести следующий нелицеприятный случай, имевший место в городе Джизаке.

Р.Х. родился в 1995 году, проживает в махалле Иттифок города Джизака. 28 сентября 2009 года он сидел с несколькими парнями более старшего возраста в одном из ресторанов города Джизака и вся компания принимали спиртные напитки. По неизвестным причинам они избили молодого человека, который обслуживал их. Один из клиентов, наблюдавший за ними, вмешивается в скандал с целью разъединить их. Оставив в покое обслуживающего, нетрезвые парни избили того человека, который хотел примирить их и в результате он скончался из-за тяжелого ранения. Суд выносит решение о лишении свободы на 16–17 лет каждому из совершивших преступление, в результате которого погиб человек. А несовершеннолетнего Р.Х суд приговорил к 8 годам пребывания в исправительной колонии, учитывая его несовершеннолетие.

Имеется несколько причин появления подобных ситуаций: хорошая материальная обеспеченность, невнимательность родителей и учителя, вспыльчивость ребенка, отсутствие интереса у родителей к тому, как проводит их ребенок свой досуг, его бесконтрольность и др.

По этому вопросу мы были в махалле Р. Х., беседовали с его соседями. По их мнению, поскольку его родители были постоянно на работе, они не уделяли достаточно внимания воспитанию сына. Когда мы беседовали в школе с учителями, они сказали, что Р. Х. в начальных классах учился хорошо, но когда перешёл в старшие классы, его успеваемость ухудшилась. Следовательно, сотрудничество семьи и школы не было налажено должным образом, ибо если бы оно осуществлялось, контролировалось школьными учителями и родителями, в том числе и то, как Р. Х. проводит свое свободное время, то такой прискорбный случай не произошёл бы. В связи с этим приводим мнение американских психологов-практиков. Они утверждают что, прежде всего, необходимо влиять на ребенка по линии предотвращения негативных явлений в воспитании ребенка. Для этого нужно подготовить ребенка к тому, чтобы он сам себя старался изменить, то есть:

 не теряться под влиянием внешней среды;

 учиться тому, чтобы преодолевать разные личные трудности.

По мнению большинства ученых, можно преодолевать трудности в воспитании ребенка путем достижения определенной меры его психического развития. В целом, в психическом развитии человека и в формировании личных качеств решающее значение имеют внешняя среда и воспитание. Кроме того, сильным фактором, влияющим на формирование личности человека, является передача накопленного опыта детям в качестве средства воспитания.

В заключение можно сказать, что для предотвращения порочных качеств ребенка и их ликвидации необходимо обратить особое внимание на следующие пункты:

 во-первых, определить возрастные особенности психического развития каждого подростка;

 во-вторых, изучить изменения, происходившие в воспитании ребенка;

 в-третьих, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудновоспитуемого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующее:

 усилить контроль учителей, родителей, а также общественности на территории школы, на улице;

Лабиринт  учить ребенка способам эффективного использования его свободного времени и прослеживать, как это реализуется;

 привлекать его в различные кружки, учитывая его интересы и способности;

 повышать активность, давать поручения по его возможностям, связанные с участием в различных мероприятиях, проводящихся в школе, на вечерах и в кругу своих сверстников;

 приобщать его к различным видам общественно-полезного труда;

 применять различные способы поощрения по отношению к нему.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге обретения независимости. — Т: Узбекистан, 2011. — 176с.
  2. Аникеева Н. П. Психологический дух в коллективе. –Т.: 1993
  3. Каримова В. М. Принципы социальной психологии. –Т.:1994.
  4. Садиков Б. Материалы на трудно воспитуемых подростков –Термиз.:2003.
  5. Турахонова Р. Психология трудно воспитуемых детей и обучить их. –Т.: “Укитувчи”, 1987.
  6. Шоумаров Г. Б. и другие. Совет психолога к матерям. -Т.:2002.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитании ребенка, порочных качеств, трудновоспитуемыми детьми, воспитание ребенка, порочных качеств ребенка, психического развития, ребенка способам эффективного, развития трудновоспитуемого ребенка, неуспеваемости ребенка, негативные последствия, стремлениям ребенка, трудновоспитуемых детей, вспыльчивость ребенка, difficult educability, особое внимание, обретения Узбекистаном независимости, правильное воспитание молодого, города Джизака, with difficult educability, Проблемы трудновоспитуемых детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос