Автор: Токарев Алексей Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 24.02.2016

Статья просмотрена: 966 раз

Библиографическое описание:

Токарев А. В. Развитие совместного предпринимательства в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 434-438.

За рубежом имеет место различные типы совместных предприятий.

В европейских странах преобладающие позиции принадлежат совместным предприятиям по производству машин (Германия, Франция), электронного оборудования, бытовой техники, производству химической продукции (Германия, Италия).

В США СП использовались в горнодобывающей промышленности и в строительстве железных дорог, в судоходстве, разведке месторождений нефти и золота. В основном это были СП с вертикальными соглашениями, заключенные между конкурентами, деятельность которых значительно повышала эффективность производства и рентабельность работы завода за счет роста масштабов его производства. В 1980-х годах формировались СП различных типов, в том числе и на международной основе.

В зарубежной практике существует много различных типов соглашений СП и прослеживается тенденция к дальнейшему быстрому росту количества международных совместных предприятий из-за их существенных преимуществ перед другими формами бизнеса. В таблице 1 показаны примеры различных типов соглашений СП США.

Таблица 1

Примеры различных типов соглашений совместных предприятий США [12]

Типы соглашений

Совместные предприятия

Цели создания СП

Соглашения между двумя и более компаниями частного сектора

Boeing/Mitsubishi/Fuji/Kawasaki (производство небольшого самолета)

Совместное использование технологии и сокращения затрат

Ford/Mesasureх (фабричная автоматизация)

Сокращение затрат

GeneralMotors/ Toyota (автомобильная промышленность)

Сокращения затрат, выход на международный рынок

Corning/Ciba-Geigy;Kodak/Cetus

Проникновение на новые рынки

AT&T/Olivetti

Проникновение на зарубежные рынки

Steel/Phong; Iron/ Steel

Увеличение капитала и расширение рынков

Совместные предприятия для совместного исследования

Microelectronics/MCC (Корпорация Компьютерных Технологий)

(поддерживается 13-тью главными американскими корпорациями), штат Техас

Долгосрочное исследование и применение результатов исследования курирующими компаниями

Совместные предприятия для развития исследования

Корпорация исследований полупроводников (партнерство 11 американских производителей чипов и компьютерных компаний; всего 35 входящих в нее компаний),

штат Северная Каролина

Спонсирование фундаментальных исследований и обучение профессиональных ученых и инженеров для промышленного лидерства

Промышленно-университетские соглашения

вробототехнике Westinghouse /Carnegie-Mellon

Проведение исследования; Westinghouse сохраняет патентные права, а Carnegie-Mellon получает процент от любых лицензионных вознаграждений

Корпорация Celanese/ Йельский университет

Проведение исследования структуры и синтеза ферментов

Компания W. R. Grace/MIT (Массачусетский технологический институт)

в микробиологии

Проведение исследования; MIT сохраняет патенты и может выдавать лицензию другим компаниям за выплату лицензионного платежа; W. R. Grace получает лицензию на результаты исследования без выплаты лицензионного платежа.

Международные совместные предприятия

General Motors (GM)/Fanuc Ltd.

(США/Япония)

Разработка 20 000 роботов, требовавшихся GM, чтобы автоматизировать его заводы; товарищество с долями 50 % на 50 %; GM поставлял начальный проект;

Fanuc поставлял разработку и технологию развития и производства роботов, красящих автомобиль.

 

Cy/Ro — это Cyamid/Rochm

(США/Германия)

в области акриловых пластмасс

Cyamid обеспечил распределительную сеть и заводское пространство для технологии производства Rochm новой акриловой пластмассы.

Dow Chemical/Asaki Chemicals

(США/Япония)

Развивать и продавать химикаты на международной основе;

Asaki обеспечивал сырье и был единственным дистрибьютором;

Dow обеспечил технологию и получил распространение на японском рынке.

В условиях интенсификации развития реального сектора экономики совместные предприятия формируются как форма стратегических альянсов компаний, которые для предпринимателя являются хорошим путем выхода на международный рынок. Совместные предприятия GeneralMotors и Toyota или GeneralElectric и Westinghouse были образованы между американскими фирмами и их зарубежными конкурентами именно с этой целью.

Положительный эффект от использования стратегических соглашений доказывают зарубежные стратегические альянсы, представленные в многообразии организационных форм [11].

Например, компании Ргосter & Gamble, Соca-Соlа и МсDonald, представляющие собой альянс фирм, не являющиеся конкурентами, сначала укрепили свои лидерские позиции на внутреннем рынке США, а уже затем осуществили масштабные программы по интернационализации производственной деятельности [2].

Примером вертикальной интеграции может служить заключение стратегического альянса между компаниями Hertz (мирового лидера в аренде автомобилей) и Ford, у которой в результате этого альянса появились новые мощные рычаги, с помощью которых она смогла решить проблемы сбыта своей продукции.

Примером конгломерационной диверсификации служит альянс строительной компании Bouygues с каналом ТF1. Такой альянс позволил Bouygues выйти на телевизионный рынок вступив в такую отрасль, которая никак не была связана с ее исходной производственной деятельностью.

Примером предприятий, осуществляющих свою деятельность в двух смежных секторах и создающих вертикальные партнёрские отношения, могут служить американская компания Thomson, производящая бортовое оборудование и французская компания Aerospatiale, выпускающая летательные аппараты. Aerospatiale в новых партнёрских отношениях имеет возможность приобретать необходимую комплектующую продукцию у фирмы Thomson.

Наблюдается много случаев распада международных СП, но другие все еще создаются, чтобы воспользоваться преимуществами производства, технологиями и маркетинговыми преимуществами вовлеченных партнеров. В международной практике выгоды обычно перевешивают недостатки, о чем свидетельствует уровень частоты учреждения международных совместных предприятий.

Стратегические альянсы компаний довольно новый феномен для российской экономики. Однако, обращение к зарубежному опыту создания и развития международных совместных предприятий, поможет российским предпринимателям заключать альянсы, оставаясь при этом автономными и конкурентоспособными.

Крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологии, ноу-хау, создают собственные или совместные предприятия в особых экономических зонах, представляющие собой интернациональные экономические формирования [6, с.742]. За рубежом особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются и действуют в различных модификациях (таблица 2).

Неудачный опыт функционирования ОЭЗ отмечался в Индии, причинами этому послужили определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования.

В России процесс кооперирования предприятий набирает обороты, формируются специализированные совместные предприятия по производству, реализации товаров, работ, услуг.

Таблица 2

Виды особых экономических зон вразличных странах [7, с.112]

Виды ОЭЗ

Страны, где действуют ОЭЗ

Свободные промышленные зоны

Польша: в виде акционерного общества «Свободная таможенная зона Щецин — Свиноуйсце»

Свободные торговые зоны

Перу: районы портов Ило, Савери, Пуэрто-Мальдонадо и др.

Экспортно-производственные зоны

Индия: «Мадрас экспорт процессинг зоун» и др.

Специальные экономические зоны анклавного типа

КНР: Тэньджень, Чжухай, Шаньтоу

Специальные экономические зоны

Польша: Варшава — Мокатов;

Венгрия: Шопрон

Открытые города

КНР: Шанхай, Далянь и др.

Свободные внешнеторговые зоны

США

Экспортно-промышленные зоны

Мексика, Малайзия, Бразилия и др.

Для конкурентоспособности продукции отечественного производства, необходимы инвестиции не только российских компаний, но и иностранных.

Прямые иностранные инвестиции характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. В нашей стране рост фактического объема иностранных инвестиций составил с 18 415 млн долл. США в 2011 г. до 26 118 млн. долл. США в 2013 г. Увеличилась доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. [8, с.25]

На территории России действует капитал из более 100 стран. Из них наиболее значимыми являются: Нидерланды (около 17 млрд долл.), Кипр (примерно 13 млрд долл.), США (4,5 млрд долл.), Германия и Великобритания (по 2 млрд долл.) [1].

К настоящему моменту имеется положительный опыт в сфере привлечения иностранных инвестиций в высокоэффективные и экономически выгодные проекты (рис. 1).

В России классическим примером осуществления прямых инвестиций можно считать создание ЗАО со 100 % иностранными инвестициями «ИЗОРОК» в Тамбовской области. Вновь созданное предприятие выкупило в собственность основные производственные мощности и средства производства, структура акционеров несколько раз менялась, проводились дополнительные эмиссии акций. В настоящее время предприятие активно развивается и является одним из крупнейших в Тамбовской области [3].

1

Автомобилестроительный завод компании «Форд Мотор Ко» в Санкт-

Петербурге

Объем инвестиций, вложенных в проект, составил 150 млн. долл. США. Объем продаж автомобилей в 2004 году — 176 тыс. вместо запланированных 150 тыс.

2

Совместный проект АЗЛК и французского производителя автомоби-

лей «Рено», создавших в 2005 г. СП «Автофрамос»

Кластерный подход:

— 20 % комплектующих изделий для автомобилей производятся на российских предприятиях;

— для остекления автомобилей предусмотрено использование продукции Борского стекольного завода;

— брызговики — одно из уникальных требований российских стандартов — поставляются предприятием «Эласт-Технологии» из Санкт-Петербурга;

— для изготовления сидений используется поролоновая набивка производства Нижегородского предприятия «Сотекс».

3

Промышленный центр автомобилестроения в г. Калуге:

Кластерный подход:

 в завод «Фольксваген» в Калуге немецкими вложено 370 млн. евро. Плановая мощность завода — 115 тыс. автомобилей в год;

 автомобильный завод «Вольво-Тракс» проектной мощностью 15 тыс. грузовых автомобилей в год;

 автомобильный завод французской компании «ПСА Пежо Ситроен» совместно с японской компанией «Мицубиси Моторс» мощностью 160 тыс. автомобилей в год, объем инвестиций — 470 млн.евро.

4

Автомобильный завод «Тойота» в Санкт-Петербурге

Плановая первоначальная мощность — 20 тыс. автомобилей в год с последующим ее увеличением до 200 тыс. автомобилей в год. Объем производимой продукции рассчитан как на российских, так и на европейских потребителей. Объем инвестиций составил 950 млн. евро.

5

Компания Данон (пищевая промышленность) совместно с компанией Вимм Билль Данн

Выпускает молочные продукты с 1997 г.

Этой компании принадлежат два завода в Московской области Чеховском районе и в Тольятти.

6

Компания «Джонсон и Джонсон»

Выпускает фармацевтические товары и товары для больниц и детских учреждений.

Рис. 1. Примеры привлечения иностранных инвестиций ввысокоэффективные российские проекты [10]

Все больше российских компаний переходят к совместному ведению бизнеса. Так, например, в стратегический альянс «Завод труб большого диаметра» в Нижнем Тагиле вошли Нижнетагильский металлургический комбинат, «Газпром», компания Dufercos. A. (Швейцария) и Российский фонд федерального имущества. Нижнетагильский металлургический комбинат имеет основу стабильного и платежеспособного спроса на трубы и лист, а партнеры по альянсу получают продукцию, выпускаемую в соответствии с требованиями «Газпрома» и имеющую сбыт у других заказчиков на внутреннем и мировом рынках [4].

Крупнейший лесопромышленный холдинг России «Илим Палп» и мировой концерн «International Paper (IP)" заключили соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Группа Илим». Объединенная компания будет финансировать долгосрочную программу развития, рассчитанную на 5 лет. Согласно соглашению в модернизацию оборудования предприятий будет инвестировано 1,2 млрд. долл., что увеличит производственные мощности холдинга в 1,5 раза [там же].

И таких примеров становится все больше. Вот только некоторые стратегические альянсы, образованные в российской промышленности после 2000-х годов: Альянс Магнитогорского металлургического комбината с российской угледобывающей компанией «Белон»; Альянс в целлюлозно-бумажной промышленности — совместное предприятие «Группа Илим», образован холдингом «Илим Палп» и концерном " International Paper»; Альянс «АвтоВАЗ» с группой компаний Renault-Nissan в автомобильной промышленности; Совместное предприятие «Нефтегазовая компания» — альянс компаний «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» в нефтяной и газовой промышленности; Альянс в лесной и деревообрабатывающей промышленности компаний «Северно-Западная лесопромышленная компания» и «Светоч» [там же, с.10].

За последние годы в России также продолжают создаваться новые СП. Так, например, было принято решение между руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и кампаниями Korea Western Power и CHT Korea по созданию угольных электростанций в энергодефицитных регионах юга России. Еще один пример — обсуждение возможного СП крупнейшей российской металлургической компании ОАО ГМК Норильский никель и транснациональной горно-металлургической компании BHP Billiton в Австралии по совместной разработке никелевых месторождений [5].

Таким образом, стремясь к выходу на новые рынки, многонациональные компании, выбирая формой организации своего бизнеса, совместные предприятия, рассматривают свой выбор как способ снижения рисков и привлечения инвестиций и все чаще прибегают к этой форме бизнеса. Исследование развития СП в России показывает их многоплановость. Усиливающаяся конкурентная борьба на рынках вместе с тем ведет к тому, что предприятия начинают заключать «множественные» альянсы. В результате сотрудничество между отдельными участниками превращается в сотрудничество в рамках «сетевых» альянсов для получения конкурентных преимуществ.

Автор согласен с мнением ученых [9], что в России условия для СП разнообразны и нельзя копировать ни зарубежный, ни отечественный опыт кооперации на всю страну. Хотя опыт создания СП есть в каждом субъекте РФ, его надо изучать и внедрять на практике с учетом российских особенностей совместного предпринимательства.

Являясь одной из важнейших форм привлечения прямых иностранных инвестиций и регулирования межфирменных рыночных отношений, действующих на международном уровне, совместное предпринимательство получило широкое распространение в мире, в том числе и в России. Оно включает многообразные кооперационные связи: от простых форм до крупномасштабных интеграционных проектов в системе региональных и межрегиональных объединений, позволяя наиболее эффективно использовать все преимущества от сочетания мелкого и крупного промышленного производства.

 

Литература:

 

  1. Васюхин О. В., До Хан Ен Перспективы совместного предпринимательства в России // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. С.26–27.
  2. Гаррет Б. Стратегические альянсы. — М.: ИНФРА-М. 2008. 331 с.
  3. Карташова О. В. Региональный аспект функционирования механизма привлечения прямых иностранных инвестиций// Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 5. С.24–29.
  4. Королева Е. В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С.3–13.
  5. Кузнецов И. А. Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России // ТДР. 2011. № 12. С.152–155.
  6. Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Создание особых экономических зон — перспективное направление государственного стимулирования экономики в России // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2013. № 90. С.741–762.
  7. Молчаненко С. А. Совместные предприятия в системе учета государственной статистики международной кооперации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 15. С.109–114.
  8. Саражинская Ю. Е. Анализ инвестиций в основной капитал в России // Экономика, предпринимательство и право. 2015. Т. 5. № 1. С.23–38.
  9. Черкасова Е. Н. Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С.151–156.
  10. Алексеева О. П., Дюдюн Т. Ю. Современные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2. // http://WWW.APRIORI-JOURNAL.RU (дата обращения 16.11.2015).
  11. Кузнецова С. Ю. Формирование стратегических альянсов компаний в условиях интенсификации развития реального сектора экономики. Проблемы современной экономики. № 4 (40). 2011.; http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=3803. (дата обращения: 11.11.2015).
  12. http://igup.urfu.ru/docs/Bank %20English_Transleted %20Articles/Translated/Strategic %20Management/SovmestnPredpr_Anikeeva.pdf. (датаобращения: 21.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных инвестиций, совместных предприятий, международных совместных предприятий, совместные предприятия, типов соглашений СП, Стратегические альянсы, привлечения иностранных инвестиций, Объем инвестиций, привлечения прямых иностранных, стратегических альянсов компаний, совместного предпринимательства, стратегические альянсы, интенсификации развития реального, условиях интенсификации развития, особых экономических зон, реального сектора экономики, Нижнетагильский металлургический комбинат, развития реального сектора, различных типов соглашений, СП различных типов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос