Гуманитаризация учебного познания в сфере естественнонаучных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Ильина Е. А. Гуманитаризация учебного познания в сфере естественнонаучных дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 681-684. — URL https://moluch.ru/archive/109/26326/ (дата обращения: 20.08.2018).



Тенденции гуманитаризации научного познания связаны с изменением объекта изучения естественных и технических наук. Это уже не феномены и закономерности в естествознании или технические разработки сами по себе, а их комплексное изучение, включающее их влияние на деятельность человека. Однако деятельность человека является объектом изучения уже гуманитарных наук. Таким образом, гуманитаризация естествознания в современных условиях отражает усложнение традиционного объекта познания. Теперь он включает в себя также и человеческую деятельность во всех проявлениях. Сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации уже не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки. Новый образ науки в XXI столетии строится в логике развития не самого по себе научного знания, а в «логике культуры».

При этом тенденция гуманитаризации проявляется и в процессе становления общенаучных форм и средств познания, формирования системы общенаучных понятий, которые используются различными науками, связаны с логико-математическим средствами и отвлечены от конкретных предметных областей и выполняют общенаучные гносеологические функции. К числу таких общенаучных понятий относятся понятия системы, структуры, информация, управления, симметрии, неопределенности и т. д. Гуманитаризация естественнонаучного знания дает, таким образом, возможность объединить общим аспектом исследования, единым «углом зрения» изучение как новых, так и давно известных объектов реальности. Изучаемые разными областями естествознания, эти объекты открываются с неизвестных ранее сторон, причем часто эти стороны оказываются весьма существенными.

На этой научной основе как раз и понимается гуманитаризация учебного познания. Согласно такому подходу человек, его деятельность, оказываются включенным в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — культура — человек». Другими словами речь идет о переориентации преподавания базовых естественных дисциплин — физики, химии, географии, биологии, астрономии — с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи. Данный подход предполагает изучение объектов естествознания в рамках системы «природа — наука — техника — общество — человек» (или «природа — культура — человек»).

Таким образом, гуманитаризация содержания естественнонаучного образования предполагает интеграцию знаний различных циклов учебных дисциплин вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Аксиологический аспект этой проблемы выражается в определении ценностей системы «природа-человек». В конечном счете, это проявляется в изменении соотношения между специальными и общекультурными знаниями (в пользу последних) всех школьных дисциплин, а также в формировании у учащихся мировосприятия, в основе которого лежат ценностные аспекты взаимодействия природы и человека. Следовательно, основным механизмом реализации гуманитарно-аксиологического подхода в содержании естественно-научного образования выступает интеграция. Реализация интегративного подхода в естественно-научном образовании способствует смене познавательных установок обучающихся от фрагментарно-редукционисткого к системно-целостному (интегративному).

В самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности — единого качества на основе многих качеств. Ориентирами в анализе данного процесса может служить последовательность этапов становления целостности, разработанная еще Г. Гегелем — механизм, химизм, организм. Так первая ступень (механизм) предусматривает взаимодействие компонентов при сохранении их относительной самостоятельности. Вторая ступень уже предполагает качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику. И наконец, третья ступень — отражает такой уровень системы, когда компоненты не могут существовать отдельно друг от друга.

Так на этапе развития педагогики 60–70 гг. XX века основным средством отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции рассматривались межпредметные связи: фактические, понятийные, теоретические, философские. Их реализация в конкретных педагогических ситуациях предусматривала использование вопросов межпредметного содержания, комплексных заданий, межпредметных текстов и т. д. Теоретические и практические основы межпредметного взаимодействия выступали механизмом по отношению к интеграции как ведущей идее преодоления предметной автономии. Результат такого взаимодействия обеспечивает первый уровень становления целостности, так как оперирует с отработанной системой понятий каждого учебного предмета. Однако уже в педагогике 80–90 гг. функции интеграции в образовании изменяются, интеграция становится механизмом по отношению к процессу гуманитаризации как ведущей тенденции современной науки и образования.

Согласно научным исследованиям последних лет процесс гуманитаризации в научном познании опосредован внутренней логикой развития естественных и технических наук, приводящей к интегрированным научным знаниям, ориентированным на проблемы гармонизации системы «природа — человек». «Рост научного знания ХХ века, — как отмечал еще В. И. Вернадский, — быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Об огромном значении основополагающих идей В. И. Вернадского для формирования современного естественнонаучного миропонимания свидетельствует тот факт, что, современное понимание гуманитаризации в научном и учебном познании, механизмов ее реализации и педагогических эффектов, во многом основаны на его идеях. Так на базе учения В. И. Вернадского была разработана концепция гуманитаризации естественнонаучного образования.

В основании данной концепции лежат следующие идеи:

 о биосфере, как целостном, едином планетарном «организме», как форме и структуре, в которой существует и развивается живое вещество на нашей планете;

 о высшей форме развития материи на нашей планете — жизни, которая определяет и подчиняет себе другие планетарные процессы;

 о связи живого вещества с Космосом, о его планетарной и космической функции, как средообразующего и трансформирующего космическое (солнечное) излучение в действенную земную энергию (электрическую, химическую, механическую, тепловую);

 о косном и живом веществе и их взаимодействии на основе материального и энергетического обменов в процессе биогеохимических циклов;

 о взгляде на планету Земля не через непосредственно окружающий человека мир живой природы, но через факты и явления жизнедеятельности как единый, закономерный процесс, из космических просторов Вселенной;

 о преобразовательской деятельности современного человека, сравнимой с геологическими процессами.

В заключение хочется отметить, что анализ состояния современного естествознания и тенденций его развития позволяет сделать вывод о единой системе ценностей в контексте взаимодействия человек-природа. Данная установка, в свою очередь, задает ценностные ориентиры учебного познания, как в сфере естествознания, так и в других предметных областях.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
  3. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9. 0
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  7. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  10. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс /Л. А. Сорокина //автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  13. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  14. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  15. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины (генерируются автоматически): живое вещество, учебное познание, наука, процесс, природа, механизм, интеграция, деятельность человека, учебный предмет, научное познание, научное знание, естественнонаучное образование, естественнонаучное знание, естественно-научное образование, уж.


Похожие статьи

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

окружающий мир, естественная природа, природа, учебный процесс, знание, начальная школа, естествознание, ребенок, текст, познавательная деятельность.

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития...

Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической.

 гуманитаризацией естественнонаучного познания

Дидактические основы интегративного подхода в сфере...

 ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, учебный курс, внешняя

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития естественнонаучного образования.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами...

Естественнонаучные предметы. Межпредметные связи. 5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение...

Педагогическая модель формирования естественнонаучной...

Кроме того, предлагаемый учебный материал должен быть научным.

В результате чего появляется система знаний о природе как относительно устойчивая, но динамичная система представлений, понятий, закономерностей естественнонаучной картины мира у младших...

Об актуальности трансдисциплинарных технологий в высшей школе

Рис. 1. Системообразующий характер трансдисциплинарных знаний. На рис. 1. представлены три естественнонаучные дисциплины, лежащие в основе научного мировоззрения человека — физика, химия, биология.

Создание условий для развития естественно-научных...

Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу...

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, идея, знание, субъект познания, проверка истинности, принцип верификации, помощь фактов, критерий научности знания, наука.

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

окружающий мир, естественная природа, природа, учебный процесс, знание, начальная школа, естествознание, ребенок, текст, познавательная деятельность.

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития...

Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической.

 гуманитаризацией естественнонаучного познания

Дидактические основы интегративного подхода в сфере...

 ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, учебный курс, внешняя

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития естественнонаучного образования.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами...

Естественнонаучные предметы. Межпредметные связи. 5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение...

Педагогическая модель формирования естественнонаучной...

Кроме того, предлагаемый учебный материал должен быть научным.

В результате чего появляется система знаний о природе как относительно устойчивая, но динамичная система представлений, понятий, закономерностей естественнонаучной картины мира у младших...

Об актуальности трансдисциплинарных технологий в высшей школе

Рис. 1. Системообразующий характер трансдисциплинарных знаний. На рис. 1. представлены три естественнонаучные дисциплины, лежащие в основе научного мировоззрения человека — физика, химия, биология.

Создание условий для развития естественно-научных...

Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу...

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, идея, знание, субъект познания, проверка истинности, принцип верификации, помощь фактов, критерий научности знания, наука.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

окружающий мир, естественная природа, природа, учебный процесс, знание, начальная школа, естествознание, ребенок, текст, познавательная деятельность.

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития...

Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической.

 гуманитаризацией естественнонаучного познания

Дидактические основы интегративного подхода в сфере...

 ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, учебный курс, внешняя

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития естественнонаучного образования.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами...

Естественнонаучные предметы. Межпредметные связи. 5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение...

Педагогическая модель формирования естественнонаучной...

Кроме того, предлагаемый учебный материал должен быть научным.

В результате чего появляется система знаний о природе как относительно устойчивая, но динамичная система представлений, понятий, закономерностей естественнонаучной картины мира у младших...

Об актуальности трансдисциплинарных технологий в высшей школе

Рис. 1. Системообразующий характер трансдисциплинарных знаний. На рис. 1. представлены три естественнонаучные дисциплины, лежащие в основе научного мировоззрения человека — физика, химия, биология.

Создание условий для развития естественно-научных...

Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу...

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, идея, знание, субъект познания, проверка истинности, принцип верификации, помощь фактов, критерий научности знания, наука.

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

окружающий мир, естественная природа, природа, учебный процесс, знание, начальная школа, естествознание, ребенок, текст, познавательная деятельность.

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития...

Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической.

 гуманитаризацией естественнонаучного познания

Дидактические основы интегративного подхода в сфере...

 ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, учебный курс, внешняя

Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития естественнонаучного образования.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами...

Естественнонаучные предметы. Межпредметные связи. 5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Теория и практика кино в дополнительном образовании: к вопросу о содержании учебного курса.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение...

Педагогическая модель формирования естественнонаучной...

Кроме того, предлагаемый учебный материал должен быть научным.

В результате чего появляется система знаний о природе как относительно устойчивая, но динамичная система представлений, понятий, закономерностей естественнонаучной картины мира у младших...

Об актуальности трансдисциплинарных технологий в высшей школе

Рис. 1. Системообразующий характер трансдисциплинарных знаний. На рис. 1. представлены три естественнонаучные дисциплины, лежащие в основе научного мировоззрения человека — физика, химия, биология.

Создание условий для развития естественно-научных...

Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.

Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу...

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, идея, знание, субъект познания, проверка истинности, принцип верификации, помощь фактов, критерий научности знания, наука.

Задать вопрос