Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Демчук Е. Е., Никифоров В. И. Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 768-770. — URL https://moluch.ru/archive/109/26268/ (дата обращения: 20.07.2018).



Одним из самых увлекательных и эмоциональных зрелищ в настольном теннисе являются парные игры. Соревнования проводятся среди мужских, женских и смешанных пар, а также регламент многих командных соревнований включает в себя парные игры. На фоне постоянно возрастающего интереса к парным соревнованиям на международной арене, у нас в России о парах часто не заслуженно забывают. Пары составляют непосредственно на соревнованиях, в последний момент, а ведь два человека — это уже коллектив, и очень важно в таком коллективе уметь действовать согласованно и сплоченно.

Парные игры являются совершенно отдельным видом соревнований, со своими законами, принципами, техникой и тактикой. Пары выполняют роль отличного подспорья в учебно-тренировочном процессе, особенно в вопросах воспитания и совершенствования подвижности, тактического мышления, взаимодействия и коллективизма.

В парных играх нагрузка не меньше, чем в одиночных. И хотя партнеры отбивают мяч поочередно, двигаться во время игры приходится гораздо больше. Проигрывают в парных играх чаще всего из-за неумения игроков согласованно передвигаться и выбирать правильную позицию так, чтобы не мешать друг другу, но в то же время быстро и своевременно подходить к мячу.

В парной игре наиболее часто встречаются пять способов передвижения игроков.

Рис. 1.

Первый способ передвижения можно назвать линейным. Выполнив удар, игрок отходит в сторону — один все время вправо, а другой — влево (Рис. 1, а). К такому способу передвижения прибегают в том случае, если один партнер играет левой рукой, а другой — правой или если оба играют в ближней игровой зоне.

Второй способ передвижения называют Т-образным. Его используют обычно, когда один из игроков предпочитает играть в ближней, а другой — в средней игровой зоне (Рис. 1, б). Если вы играете в ближней зоне, то передвигаться должны вправо-влево вдоль стола, а ваш партнер — вперед-назад.

Если вы и ваш партнер предпочитаете играть в средней зоне и один из вас придерживается односторонней игры справа, тогда лучше применять третий способ передвижения — его называют И-образным (Рис. 1, в). Чтобы избежать столкновений и дать возможность партнеру свободно передвигаться у стола, нужно двигаться вперед-назад, а ваш партнер — из левой части площадки по диагонали слева направо.

Наиболее часто в парной игре встречается четвертый способ передвижения — его называют О-образным. Выполнив удар у стола, игрок отходит в сторону и назад за спину партнера, занимая его место, а партнер должен переместиться к столу (Рис.1, г). При этом способе нужно двигаться как бы по кругу, освобождая площадку для выполнения ударов. Перемещаться по кругу можно и вправо, и влево — в зависимости от того, в какую половину стола ударится мяч. Если мяч ударится в правую половину стола, после удара нужно отойти вправо-назад, освобождая место партнеру. Чтобы не ошибаться, в какую сторону надо передвигаться после удара, советуем придерживаться следующего правила: не пересекать поле зрения партнера, передвигаться в кратчайшую сторону к одному из углов стола.

Пятый способ передвижения называют Л-образным. К нему прибегают, когда в паре играют правша и левша. Нужно находиться в разных углах стола, на некотором расстоянии от него: правша — в левом углу, а левша — соответственно в правом. Это обусловлено тем, что у большинства игроков лучшим является удар открытой стороной ракетки. Подойдите к столу для нанесения удара, а затем возвратитесь в исходное положение (Рис. 1, д).

В игре теннисисты применяют все эти способы передвижения, комбинируют их в розыгрыше одного очка. Поэтому не ограничивайте свой технический арсенал одним-двумя способами передвижений. Передвигайтесь во время ответных ударов партнера и соперника, старайтесь заранее предугадать его ответные действия и быстро выйти в нужную позицию для осуществления задуманного удара. Не стоит расходиться с партнером очень далеко, иначе вы не успеете быстро подойти к столу. Но и стоять слишком близко друг к другу также нежелательно — тем самым вы будете сковывать действия партнера.

Парная игра кажется простой и понятной, но на самом деле это борьба двух пар (АВ и XY) состоит из восьми тактических схем:

  1. подает А, принимает X;
  2. подает А, принимает Y;
  3. подает В, принимает X;
  4. подает В, принимает Y;
  5. подает X, принимает А;
  6. подает Х, принимает В;
  7. подает Y, принимает А;
  8. подает Y, принимает В.

Как бы ни отличалась тактика в зависимости от стилевых и тактических особенностей игроков, есть тактические принципы игры, которые применимы в подавляющем большинстве парных состязаний. Выполнение короткой подачи к средней линии стола, вынуждает принимающего сыграть пассивно, при этом вплотную подойти к столу. Для более четкого взаимодействия рекомендуется заранее обговорить с партнером условные сигналы, обозначающие различные виды подачи — например, сжатый кулак, отставленный в сторону мизинец или большой палец. Если при ударе направлять мяч «по прямой», то у противника резко снижается возможность косого ответа в том направлении, которое связано с большим передвижением. В парной встрече, когда соперники отошли от стола и играют в средней и дальней зоне, необходимо направлять мяч в одно и то же место стола, чаще в середину, стараясь как бы «столкнуть» противников. Также можно направлять мяч в сторону только что выполнившего удар игрока или в том направлении, куда он отходит.

Играя с соперниками, придерживающимися защитного стиля, надо сочетать длинные накаты с укороченными срезками, использовать сильные топ-спины, после приема которых мяч обычно поднимается выше уровня сетки, что удобно для завершения атаки. Завершая атаку, старайтесь направлять мяч в туловище соперника или косо в один из углов стола.

Игра комбинированной пары наиболее универсальна, так как сочетает два вида тактики — нападения и защиты. В таких парах партнеры удачно дополняют друг друга, и играть с ними достаточно сложно.

Успех в парных играх обеспечивается не только тем, насколько хорошо вы овладели техническим арсеналом игры, но и во многом личными качествами вашими и вашего партнера, от вашей сыгранности. Пара значительно становится сильнее, если один из партнеров играет левой рукой, а также когда каждый ее участник думает не о своих удачливых действиях, а о создании удобства для партнера при его игре. Тот спортсмен, который владеет теоретическими знаниями и практическими умениями парной игры, легко приспособится и к новому партнеру в паре.

Ценнейшее качество — игровое мышление, взаимодействие развивает пара и в обычных тренировочных условиях. К тому же это азартно и интересно. Однако, только научившись грамотно играть и быть хорошим партнером, освоив тонкости парной игры, вы получите от нее истинное удовольствие.

Литература:

  1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О.В, Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.– М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): способ передвижения, ваш партнер, партнер, парная игра, пар, мяч, игра, стол, угол стола, левая рука.


Похожие статьи

Технологическая карта урока по физической культуре

призывает следить за положением пальцев на мяче, углом сгибания рук в локтевых суставах, наклоном головы

Подготовительные упражнения сволейбольными мячамипарах).

— подбросить мяч партнёру для приема двумя руками снизу.

Психолого-педагогическая модель физического воспитания...

Перед игрой очень важно выбрать хороший мяч.

Выходя к столу, необходимо взять с собой ракетку, запасной мяч и полотенце для того, чтобы при смене подачи можно было не

Пару раз, укоротив мяч, можно составить представление о подвижности и быстроте игрока.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, правая рука, левая рука, рука, раз, ладошка, массажный мячик, массажный мяч

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

В начале рекомендуются игры только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном участии взрослого.

Мы замочком постучали, (Постучите по столу сомкнутые в замок руками.)

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Руки вытягиваем, ладони открыты. Вот это — мой мяч, Очень ловкий, смешной. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре). А вот мой котёнок

Влияние вариативности приема подач на эффективность игры...

− определение подачи по месту удара мяча на столе соперника.

Если подача справа из левого угла, то, как правило, такая подача будет опасна, только если она будет

Тактическая нацеленность такой подачи на активную игру справа со всего стола тоже довольно откровенна.

Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на...

Главное в настольном теннисе — строго управляемая рассудком воля к победе и мысль в игре. Техника является лишь оружием для

Нижнее или обратное вращение является причиной того, что на стороне соперника мяч отскакивает от стола под большим углом, чем угол падения.

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Шведун А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша.

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного поведения.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: тоже самое проделывают с левой рукой.

Первые участники держат в руках по мячу.

Технологическая карта урока по физической культуре

призывает следить за положением пальцев на мяче, углом сгибания рук в локтевых суставах, наклоном головы

Подготовительные упражнения сволейбольными мячамипарах).

— подбросить мяч партнёру для приема двумя руками снизу.

Психолого-педагогическая модель физического воспитания...

Перед игрой очень важно выбрать хороший мяч.

Выходя к столу, необходимо взять с собой ракетку, запасной мяч и полотенце для того, чтобы при смене подачи можно было не

Пару раз, укоротив мяч, можно составить представление о подвижности и быстроте игрока.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, правая рука, левая рука, рука, раз, ладошка, массажный мячик, массажный мяч

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

В начале рекомендуются игры только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном участии взрослого.

Мы замочком постучали, (Постучите по столу сомкнутые в замок руками.)

Влияние вариативности приема подач на эффективность игры...

− определение подачи по месту удара мяча на столе соперника.

Если подача справа из левого угла, то, как правило, такая подача будет опасна, только если она будет

Тактическая нацеленность такой подачи на активную игру справа со всего стола тоже довольно откровенна.

Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на...

Главное в настольном теннисе — строго управляемая рассудком воля к победе и мысль в игре. Техника является лишь оружием для

Нижнее или обратное вращение является причиной того, что на стороне соперника мяч отскакивает от стола под большим углом, чем угол падения.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Руки вытягиваем, ладони открыты. Вот это — мой мяч, Очень ловкий, смешной. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре). А вот мой котёнок

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Шведун А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша.

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного поведения.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: тоже самое проделывают с левой рукой.

Первые участники держат в руках по мячу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технологическая карта урока по физической культуре

призывает следить за положением пальцев на мяче, углом сгибания рук в локтевых суставах, наклоном головы

Подготовительные упражнения сволейбольными мячамипарах).

— подбросить мяч партнёру для приема двумя руками снизу.

Психолого-педагогическая модель физического воспитания...

Перед игрой очень важно выбрать хороший мяч.

Выходя к столу, необходимо взять с собой ракетку, запасной мяч и полотенце для того, чтобы при смене подачи можно было не

Пару раз, укоротив мяч, можно составить представление о подвижности и быстроте игрока.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, правая рука, левая рука, рука, раз, ладошка, массажный мячик, массажный мяч

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

В начале рекомендуются игры только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном участии взрослого.

Мы замочком постучали, (Постучите по столу сомкнутые в замок руками.)

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Руки вытягиваем, ладони открыты. Вот это — мой мяч, Очень ловкий, смешной. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре). А вот мой котёнок

Влияние вариативности приема подач на эффективность игры...

− определение подачи по месту удара мяча на столе соперника.

Если подача справа из левого угла, то, как правило, такая подача будет опасна, только если она будет

Тактическая нацеленность такой подачи на активную игру справа со всего стола тоже довольно откровенна.

Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на...

Главное в настольном теннисе — строго управляемая рассудком воля к победе и мысль в игре. Техника является лишь оружием для

Нижнее или обратное вращение является причиной того, что на стороне соперника мяч отскакивает от стола под большим углом, чем угол падения.

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Шведун А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша.

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного поведения.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: тоже самое проделывают с левой рукой.

Первые участники держат в руках по мячу.

Технологическая карта урока по физической культуре

призывает следить за положением пальцев на мяче, углом сгибания рук в локтевых суставах, наклоном головы

Подготовительные упражнения сволейбольными мячамипарах).

— подбросить мяч партнёру для приема двумя руками снизу.

Психолого-педагогическая модель физического воспитания...

Перед игрой очень важно выбрать хороший мяч.

Выходя к столу, необходимо взять с собой ракетку, запасной мяч и полотенце для того, чтобы при смене подачи можно было не

Пару раз, укоротив мяч, можно составить представление о подвижности и быстроте игрока.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, правая рука, левая рука, рука, раз, ладошка, массажный мячик, массажный мяч

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос.

Учимся общаться через игру (игры для детей раннего...)

В начале рекомендуются игры только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном участии взрослого.

Мы замочком постучали, (Постучите по столу сомкнутые в замок руками.)

Влияние вариативности приема подач на эффективность игры...

− определение подачи по месту удара мяча на столе соперника.

Если подача справа из левого угла, то, как правило, такая подача будет опасна, только если она будет

Тактическая нацеленность такой подачи на активную игру справа со всего стола тоже довольно откровенна.

Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на...

Главное в настольном теннисе — строго управляемая рассудком воля к победе и мысль в игре. Техника является лишь оружием для

Нижнее или обратное вращение является причиной того, что на стороне соперника мяч отскакивает от стола под большим углом, чем угол падения.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Руки вытягиваем, ладони открыты. Вот это — мой мяч, Очень ловкий, смешной. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре). А вот мой котёнок

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Шведун А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша.

О раннем обучении английскому языку через интеграцию...

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного поведения.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: тоже самое проделывают с левой рукой.

Первые участники держат в руках по мячу.

Задать вопрос