Автор: Алиева Айше Эдемовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Алиева А. Э. Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 736-738.



В статье рассмотрены способы мотивации к чтению на занятиях иностранного языка, виды и приемы чтения. Обобщены действия педагога по развитию мотивации к чтению у обучающихся.

Ключевые слова: чтение, аудиторное и внеаудиторное чтение, критическое мышление, понимание, мотивация.

Обеспечение высоко качества обучения является задачей, решением которой много лет занимаются методисты и педагоги. Анализ исследований позволяет высказать ряд постулатов, опираясь на которые можно сформулировать видение проблемы и пути ее решения, Качество обучения — проблема, решение которой долговременно. Качество обучения — степень достижения обязательного уровня знаний. Обеспечить такой уровень знаний — задача преподавателя, педагога.

Как известно, в последнее время преподаватели иностранных языков стремятся повысить уровень знаний студентов и учащихся путем применения различных методик, помогающих формировать мотивацию к учению. На занятиях по любому иностранному языку, наряду с изучением фонетики, грамматики, лексики особое место уделяется чтению. Почти по каждой изучаемой теме имеется текст и топик, которые служат материалом для аудиторного чтения. А для внеаудиторного чтения выбор текста за педагогом. От этого выбора зависит насколько заинтересует обучающихся данная тема.

Чтение является немаловажным и в процессе обучения иностранному языку. Тексты учебных пособий заимствуют из научно-популярной или художественной литературы страны изучаемого языка и вполне естественным становится обращение к темам, отражающим историю, культурные традиции, быт данной страны [1].

Чтение на иностранном языке “предполагает два уровня понимания. Первый — словесный, когда текст переводится на родной язык и становится более или менее ясным значение каждой лексической и грамматической единицы текста. Этот вид понимания иногда называют дискурсивным. Дискурсивное понимание учебных текстов на иностранном языке делится на 4 уровня: 1) первичное, которое возникает в результате беглого прочтения; 2) членение текста на отдельные единицы предложения при помощи грамматического и лексического анализа и перевода; 3) синтетическое понимание, которое становится адекватным и может найти свое выражение в литературном переводе; 4) беспереводное понимание текста. Второй уровень понимания — смысловой. Здесь отдельные элементы текста не рассматриваются сами по себе, а только в контексте целого. Попытка определить смысл обеспечивает полноту понимания текста, даже если он представлен небольшим отрывком [3].

Аудиторное и внеаудиторное чтение является неотделимой частью изучения иностранных языков. Аудиторное чтение обычно ограничивается изучением текста, приведенного в учебнике. Различные инновационные методы работы с текстом повышают интерес к теме и мотивацию к чтению. Студентам и учащимся можно дать задание составить вопросы и ответы по тексту, диалог, кроссворд, найти картинки и сделать надписи к ним и др.

Целью внеаудиторного чтения является ознакомление студентов с художественной литературой, с образцами устного народного творчества народов страны изучаемого языка, повышение у них культуры книгочитания. Поэтому чтение является важным средством нравственно-эстетического воспитания студентов.

Обычно внеаудиторное чтение по содержанию программы делится на два основных этапа. На первом этапе студенты знакомятся со списком книг, которые они должны прочесть, с порядком их прочтения. На втором этапе на основе этого материала (то есть материала из прочитанных книг) студенты выполняют различные задания, у них формируются знания, умения и навыки по работе с книгой и с текстом. Кроме этого, у студентов расширяется кругозор, обогащаются знания, чтение благотворно влияет и на грамотность, и на пополнение словарного запаса. Предпочтительнее, чтобы во время внеаудиторного чтения студенты знакомились с художественной литературой. Во время самостоятельных работ им можно дать задание, связанное с прочитанной книгой: перевести отрывок с английского на русский, затем сопоставить с художественным переводом свой перевод и т. д. Можно проводить такие мероприятия, как инсценировки, вопросы и ответы, характеристики героев произведения, выразительное чтение и другие. Повышают мотивацию к чтению и совместные мероприятия с библиотекой, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов. Студентам даётся задание подготовить стенгазету, коллаж, презентацию и т. д.

Встречаясь с новой информацией, студенты должны уметь рассматривать ее критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы. Методика развития критического мышления включает три этапа: «Вызов — Осмысление — Рефлексия». Первый этап — вызов. Он позволяет:

 обобщить знания студентов по данной теме или проблеме;

 вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 побудить студентов к активной работе на уроке и дома.

Второй этап — осмысление. Он позволяет:

 получить новую информацию;

 осмыслить ее;

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третий этап — рефлексия. Здесь основным является:

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 присвоение нового знания, новой информации студентом;

 формирование у каждого из студентов собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Особенно эффективным является прием «чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:

  1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии отбора текста:

 он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

 динамичный, событийный сюжет;

 неожиданная развязка, проблемный финал.

  1. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
  2. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух») [4].

Работа педагога прямо направлена на формирование и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды действий:

 создание условий для появления мотивационных установок (новых мотивов, целей), появление новых качеств (устойчивости, осознанности);

 актуализация сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо поддерживать, укреплять;

 изменение внутреннего отношения обучающегося как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития [2, с.43].

Мотивация к учению складывается у обучающихся из многих факторов: среди них — личность преподавателя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого обучающегося и соответствующее его оценивание [2, с.43].

Для активизации учебной деятельности вообще, и повышения мотивации в частности, важно применять на занятиях различные методы и приёмы. Это могут быть занимательные задачи, познавательные вопросы, творческие задания, различные интерактивные методы обучения. Обучающиеся с интересом выполняют задания по изучаемым темам, связанные с поиском подходящего материала по теме, составлением словарей, проектов и презентаций. Результатом работы становится высокая мотивация на успешную деятельность, повышение уверенности в собственных силах и познаниях, умение оценить свою работу и работу других. При этом особое внимание уделяется подготовке преподавателя к занятиям. Основными составляющими этой подготовки должны быть составление технологической карты каждого урока, разработка сценария, выбор текстов, методов и приемов.

Таким образом, в формировании и развитии мотивационной сферы при обучении иностранному языку важное место занимает мотивация к чтению. Чтение не только повышает знания студентов, но и расширяет их кругозор, повышает грамотность, благотворно влияет на духовно-нравственное и культурное развитие личности.

Литература:

  1. Алексеенко М. А. Элементы герменевтической техники текста при обучении иностранному языку. // Молодой ученый. 2015. № 11(91). С.1799–1800
  2. Григорьева В. Н. Формирование мотивации к обучению на уроках русского языка в условиях профессиональной образовательной организации. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 30 июня 2015 г. Том 2. — Тамбов, 2015. С. 43–45.
  3. Корндорф Б. Ф. Методика преподавания английского языка. — М., 1958. С.249.
  4. URLhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/05/innovatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-(Дата ознакомления 20.12.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): обучении английскому языку, иностранному языку, внеаудиторное чтение, повышения мотивации, внеаудиторного чтения, Использование краеведческого материала, обучения иностранному языку, обучении иностранному языку, чтения выбор текста, знания студентов, полноту понимания текста, мотивационной сферы, Качество обучения, беспереводное понимание текста, иностранном языке, внеаудиторного чтения студенты, художественной литературой, грамматической единицы текста, мотивационных установок, уровень знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос