Экономический анализ риска и неопределённости в теории игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Репин, С. С. Экономический анализ риска и неопределённости в теории игр / С. С. Репин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26208/ (дата обращения: 20.04.2024).



Экономика полна примеров того, как отдельные предприниматели, организации прибегают к различным приемам в стремлении быть первыми. Различного рода конкуренция наблюдалась всегда, подобные ситуации являются компетенцией области экономического анализа, называемой теорией игр.

Теория игр представляет собой различный анализ способов, к которым прибегают все участники рынка при выборе действий или стратегии, которые в целом оказывают влияние на каждого игрока. Вышеуказанная теория с ее произвольной терминологией на самом деле имеет очень важное значение. Ее основателем является гениальный ученый — математик Джон фон Нейман (1903–1957).

Теория игр позволяет нам понять многие аспекты современной экономики, социальной сферы, предпринимательства и просто нашей повседневной жизни. В экономике теория игр объясняет торговые и ценовые игры. Теория игр во многом показывает правду на то, каким образом конкуренция приводит к ужесточению ценовых войн.

Главной особенностью многих игр является попытка установления доверия. Организации можно доверять, если она выполняет свои обещания и приводит свои угрозы в исполнение. Однако она не может сдержать слово на основании одних только данных ей обещаний. Доверие должно подкрепляться стимулированием самой игры. Доверительные отношения между предпринимателями основаны на заключенных контрактах, которые предусматривают жестокие санкции в случае невыполнения своих обязательств.

Самый интересный подход к этой теории практикуется в армии — она просто сжигает за собой все мосты. А так как обратной дороги нет, то ее солдатам не остается ничего другого как сражаться насмерть. И эта практика служит гарантом доверия.

Теория игр очень полезна для экономики с тоски зрения анализа ситуаций, в которых небольшое число очень хорошо информированных людей стремятся обыграть друг друга в своих экономических аферах.

Современная экономика полна примеров стратегического взаимодействия предприятий. Теория игр предоставляет в наше распоряжение инструменты анализа способа, которым все участника рынка выбирают свою стратегию, которая способствует улучшению положения каждого участника рынка.

Главная структура игры включает игроков, придерживающихся различных действий и стратегий, а также выигрыши ассоциирующиеся с прибылью, которые участники рынка получают в результате игры. Ключевым элементом этой концепции является таблица прибыли, которая отражает стратегии и прибыли участников рынка.

Залогом успеха в теории игр служит умение участника думать не только о своих целях, но и о целях противника, не забывая при этом, что он поступает также аналогичным образом. Ведя игру в экономике, нужно исходить из предположения, что ваш противник избрал для себя самый лучший вариант действий из всех возможных. Проводя свою главную стратегию, ориентированную на максимизацию прибыли, не стоит упускать из виду, что ваши конкуренты тщательно анализируют все ваши действия.

Всегда важно целесообразно выбрать доминирующую стратегию, которая видится самой выигрышной в этой ситуации, несмотря на стратегию, которую выбрали ваши конкуренты. Почти всегда более полезной оказывается стратегия, направленная на некооперативное равновесие.

Это равновесие характеризуется тем, что ни один из участников рынка не сможет улучшить своего положения по причине того, что другие участники рынка остаются верны своим избранным стратегиям. Часто участники рынка вступают в сговор и используют форму кооперации, когда обеспечивается кооперативное равновесие.

Равновесие на рынке дает самые эффективные результаты в игре, описанной еще Адамом Смитом, и названной им «невидимая рука». При этом организации, которые не вступают в сговор, устанавливают свои цены, равные предельным издержкам, и некооперативное равновесие оказывается очень эффективным на этом рынке. В таких ситуациях кооперация участником рынка, наоборот вызывает неэффективность производства в данном сегменте рынка.

В различных случаях некооперативное равновесие наносит урон обществу, например в случаях с загрязнением окружающей среды или в наращивании вооружения. Такие рынки привлекают большое количество участников и ведут к усилению неравенства доходов. В этих случаях государственные регулирующие механизмы и налоговая политика всегда могут поднять экономическую эффективность, используя конкуренцию на рынке в общественных интересах.

Главные понятия теории игр можно проанализировать на примере дуополитического ценового конфликта. Речь идет о ситуации на рынке, представленном различными предприятиями, которые принимают решение о том, насколько целесообразно начать ценовую войну с целью уничтожения конкурента. Каждое предприятие стоит перед выбором: установить свои цены на нормальном уровне или опустить их ниже предельных издержек, чтобы привести тем самым конкурентное предприятие к банкротству.

Главной особенностью теории игр в условиях дуополии является то, что прибыль предприятия зависит не в меньшей степени от стратегии ее конкурента, чем от собственной стратегии предприятия. Предприятие должно решить, установить цены на нормальном уровне или начать войну, установив их ниже обычного уровня на рынке.

Теория игр приносит в эту ситуацию новый элемент: мы должны увидеть цели и действия своего конкурента и принять решения на основе его целей и действий. Но мы всегда должны помнить, что наш конкурент, всегда зорко наблюдает за нами.

Главная концепция теории игр заключается в следующем: при разработке стратегии против конкурента необходимо помнить, что ваш конкурент, преследуя свои интересы, обязательно предпримет ответные действия, проанализировав вашу стратегию.

При рассмотрении возможных стратегий самой простой является доминирующая стратегия. Эта ситуация создается, когда конкурент имеет лучшую стратегию, независимо от того, какой стратегии придерживаются другие предприятия.

В современной экономической жизни предприятия имеют дело с неопределённостью относительно издержек и доходов, вызванных, в свою очередь, неопределённостью цен и объемов производства.

В условиях современного функционирующего рынка арбитраж и страхование помогают в определенной степени решить проблему неизбежных рисков. Ориентированная только на собственную прибыль деятельность арбитражеров в тоже время позволяет создавать модели ценового равновесия на рынке.

Внося свой вклад в изменении нестабильности цен и потребления, арбитражеры запускают в действие механизм «невидимой руки», являющейся социально- полезной функцией по распределению товаров из регионов страны с низкими ценами в регионы с большим спросом и ценами.

Арбитражные рынки позволяют предприятиям хеджировать нежелательные риски. Экономический принцип уклонения от риска, обусловлен действием закона убывающей предельной полезности, позволяет предприятию избегать рисковых ситуаций с ожидаемой нулевой прибылью.

В стремлении избежать рисков предприятия прибегают к страхованию с целью защиты от снижения прибыли в случае непредвиденных случаев. Польза от страхования заключается в том, что оно выравнивает потребление в различным состояниях неопределённости и повышает уровень ожидаемой прибыли.

Страхование может быть эффективным при условии большого числа независимых страховых событий при небольшом моральном вреде и неблагоприятном выборе предприятия. При больших проблемах на рынке происходит искажение структуры цен или рынок быстро перестает функционировать. Если частные страховые компания не справляются, то происходит вмешательство государства, предлагающее гарантирующее страхование.

Современная экономическая деятельность связана с стратегическим взаимодействием компаний. Теория игр дает нам инструменты анализа способа, которым компании на рынке выбирают тактические действия или вырабатывают стратегию, которая способствует улучшению положения каждого участника рынка.

Основная структура игры включает игроков, вырабатывающих различные действия и стратегии, а также выигрыши в виде прибыли и других благ. Главных элементом данной концепции является таблица выигрышей, которая отражает прибыли и стратегии участников рынка.

Залогом успеха в игре является умение игрока думать не только о свое прибили, но и о интересах противника, не забывая при этом, что он поступает аналогичным способом. Ведя игру в современной рыночной экономке необходимо исходить из предложения, что ваш оппонент избрал для себя самый лучший вариант действий из всех возможных. Ведя свою стратегию, направленную на получение максимальной прибыли, не стоит упускать из виду, что конкурент тщательным образом анализирует все наши действия.

Всегда целесообразно выбрать доминирующую стратегию действий, т. е. такую которая будет самой выигрышной для компании в конкретной ситуации, независимо от того, какую стратегию выбрали ваши конкуренты. Почти всегда полезной оказывается стратегия по Нэшу или некооперативное равновесие. Эта стратегия характеризуется тем, что ни один из участников рынка не может улучшить своего положения по причине того, что другие игроки остаются верны своим стратегиям. Часто игроки могут вступать в сговор или использовать систему кооперации, которая обеспечивает кооперативное равновесие.

Описанная Адамом Смитом, и названная «невидимая рука», равновесие по Нэшу приносит самые эффективные результаты в игре на рынке. При этом фирмы, не вступающие в сговор, устанавливают цены, равные предельным издержкам, и некооперативное равновесие становится очень эффективным. В сложившейся ситуации кооперация игроков, наоборот, вызывает неэффективность производства.

В различных случаях некооперативное равновесие наносит ущерб обществу, судебные процессы или спортивные соревнования, привлекают большое количество участников рынка и ведут к увеличению неравенства доходов. В такой ситуации регулирующие государственные механизмы и налоговая политика может поднять экономическую эффективность, используя конкуренцию в общественных интересах.

Литература:

  1. Самуэльсон П, Нордхаус В. Экономика, 16-е изд. М,ТД «Вильямс», 2007;
  2. Макконнелл К, Брю С. Экономикс, М. Инфра -М, 2005;
  3. Хейне П. Экономический образ мышления, М.Catallaxy, 2003;
  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М. Дело ЛТД, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): теория игр, участник рынка, некооперативное равновесие, стратегия, действие, рынок, конкурент, предприятие, ситуация, какая стратегия.


Похожие статьи

Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта...

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция, оптимизационный подход, стратегия, равновесие.

Актуальность применения теории игр в процессе конкурсного...

Конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могуn быть добросовестными, агрессивными и выжидающими

В других случаях стратегии выступают в роли доминирующих независимо от действий участников. Данное понятие теории игр и упрощенная...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Ключевые слова: стратегия,международные рынки, глобализация, маркетинг.

В этой связи доступ на международные рынки требует от всех участников необходимости совершенствования

В этой связи особое значение приобретает ресурсная теория фирмы...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

Ключевые слова:ценовая конкуренция; ценовая стратегия предприятия; методы ценообразования; принятие ценовых решений.

На данном типе рынка достигается стабильное равновесие, которое и определяет цену на продукцию, однако совершенно конкурентные...

Виды рыночных стратегий строительного предприятия

В условиях развитого рынка разработка и применение рыночной стратегии — одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Стратегия — это генеральная программа действий...

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

Возможный способ действия игрока или коалиции называется Стратегией игрока [3]. В процессе игры каждый участник выбирает свою стратегию, в результате которой складывается набор стратегий, называемый ситуацией.

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Стратегия проникновения направляет силы предприятия на более глубокое проникновение на рынок и на увеличение объемов продаж.

Все участники соглашаются с объявленной ценой в том случае, если она ниже их оценки. Предположим, что личные оценки имеют нормальное...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: рынок, конкуренция, конкурентная стратегия, издержки, абсолютное лидерство, конкурентное преимущество.

Разработка конкурентной стратегии состоит, в основном, из методов того, как предприятие будет проводить конкурентную борьбу, а также...

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Звучит, конечно, страшно, но в ряде рыночных ситуаций следование именно данной цели может привести к благополучию предприятия.

Причем при товаре, который насытил рынок, в принципе стратегия ценообразования носит опосредованный характер, поскольку главное в...

Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта...

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция, оптимизационный подход, стратегия, равновесие.

Актуальность применения теории игр в процессе конкурсного...

Конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могуn быть добросовестными, агрессивными и выжидающими

В других случаях стратегии выступают в роли доминирующих независимо от действий участников. Данное понятие теории игр и упрощенная...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Ключевые слова: стратегия,международные рынки, глобализация, маркетинг.

В этой связи доступ на международные рынки требует от всех участников необходимости совершенствования

В этой связи особое значение приобретает ресурсная теория фирмы...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

Ключевые слова:ценовая конкуренция; ценовая стратегия предприятия; методы ценообразования; принятие ценовых решений.

На данном типе рынка достигается стабильное равновесие, которое и определяет цену на продукцию, однако совершенно конкурентные...

Виды рыночных стратегий строительного предприятия

В условиях развитого рынка разработка и применение рыночной стратегии — одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Стратегия — это генеральная программа действий...

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

Возможный способ действия игрока или коалиции называется Стратегией игрока [3]. В процессе игры каждый участник выбирает свою стратегию, в результате которой складывается набор стратегий, называемый ситуацией.

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Стратегия проникновения направляет силы предприятия на более глубокое проникновение на рынок и на увеличение объемов продаж.

Все участники соглашаются с объявленной ценой в том случае, если она ниже их оценки. Предположим, что личные оценки имеют нормальное...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: рынок, конкуренция, конкурентная стратегия, издержки, абсолютное лидерство, конкурентное преимущество.

Разработка конкурентной стратегии состоит, в основном, из методов того, как предприятие будет проводить конкурентную борьбу, а также...

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Звучит, конечно, страшно, но в ряде рыночных ситуаций следование именно данной цели может привести к благополучию предприятия.

Причем при товаре, который насытил рынок, в принципе стратегия ценообразования носит опосредованный характер, поскольку главное в...

Похожие статьи

Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта...

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция, оптимизационный подход, стратегия, равновесие.

Актуальность применения теории игр в процессе конкурсного...

Конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могуn быть добросовестными, агрессивными и выжидающими

В других случаях стратегии выступают в роли доминирующих независимо от действий участников. Данное понятие теории игр и упрощенная...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Ключевые слова: стратегия,международные рынки, глобализация, маркетинг.

В этой связи доступ на международные рынки требует от всех участников необходимости совершенствования

В этой связи особое значение приобретает ресурсная теория фирмы...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

Ключевые слова:ценовая конкуренция; ценовая стратегия предприятия; методы ценообразования; принятие ценовых решений.

На данном типе рынка достигается стабильное равновесие, которое и определяет цену на продукцию, однако совершенно конкурентные...

Виды рыночных стратегий строительного предприятия

В условиях развитого рынка разработка и применение рыночной стратегии — одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Стратегия — это генеральная программа действий...

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

Возможный способ действия игрока или коалиции называется Стратегией игрока [3]. В процессе игры каждый участник выбирает свою стратегию, в результате которой складывается набор стратегий, называемый ситуацией.

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Стратегия проникновения направляет силы предприятия на более глубокое проникновение на рынок и на увеличение объемов продаж.

Все участники соглашаются с объявленной ценой в том случае, если она ниже их оценки. Предположим, что личные оценки имеют нормальное...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: рынок, конкуренция, конкурентная стратегия, издержки, абсолютное лидерство, конкурентное преимущество.

Разработка конкурентной стратегии состоит, в основном, из методов того, как предприятие будет проводить конкурентную борьбу, а также...

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Звучит, конечно, страшно, но в ряде рыночных ситуаций следование именно данной цели может привести к благополучию предприятия.

Причем при товаре, который насытил рынок, в принципе стратегия ценообразования носит опосредованный характер, поскольку главное в...

Теоретико-игровая модель конкурентной борьбы за рынки сбыта...

Ключевые слова: теоретико-игровая модель, конкуренция, рынок сбыта продукции, матрица игры, платежная функция, оптимизационный подход, стратегия, равновесие.

Актуальность применения теории игр в процессе конкурсного...

Конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могуn быть добросовестными, агрессивными и выжидающими

В других случаях стратегии выступают в роли доминирующих независимо от действий участников. Данное понятие теории игр и упрощенная...

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Ключевые слова: стратегия,международные рынки, глобализация, маркетинг.

В этой связи доступ на международные рынки требует от всех участников необходимости совершенствования

В этой связи особое значение приобретает ресурсная теория фирмы...

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

Ключевые слова:ценовая конкуренция; ценовая стратегия предприятия; методы ценообразования; принятие ценовых решений.

На данном типе рынка достигается стабильное равновесие, которое и определяет цену на продукцию, однако совершенно конкурентные...

Виды рыночных стратегий строительного предприятия

В условиях развитого рынка разработка и применение рыночной стратегии — одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Стратегия — это генеральная программа действий...

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

Возможный способ действия игрока или коалиции называется Стратегией игрока [3]. В процессе игры каждый участник выбирает свою стратегию, в результате которой складывается набор стратегий, называемый ситуацией.

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Стратегия проникновения направляет силы предприятия на более глубокое проникновение на рынок и на увеличение объемов продаж.

Все участники соглашаются с объявленной ценой в том случае, если она ниже их оценки. Предположим, что личные оценки имеют нормальное...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное...

Ключевые слова: рынок, конкуренция, конкурентная стратегия, издержки, абсолютное лидерство, конкурентное преимущество.

Разработка конкурентной стратегии состоит, в основном, из методов того, как предприятие будет проводить конкурентную борьбу, а также...

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Звучит, конечно, страшно, но в ряде рыночных ситуаций следование именно данной цели может привести к благополучию предприятия.

Причем при товаре, который насытил рынок, в принципе стратегия ценообразования носит опосредованный характер, поскольку главное в...

Задать вопрос