Библиографическое описание:

Ботвич Т. П., Якубенко Т. М., Костина И. Б. Развитие творческих способностей у детей в старшей разновозрастной группе на основе интегрированного занятия «Русская изба» // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 754-756.



Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а для этого уже в младшем дошкольном возрасте нужно развивать творческие способности, главной целью которых, является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Построение и эффективность занятия как основной организационной формы обучения и воспитания дошкольников зависят от конкретных целей, от содержания учебного материала и, в значительной мере, от творческого подхода воспитателя, от методов обучения, которые должны обеспечивать максимальное для детей общение. Наилучшим образом, по нашему мнению, развитие творческих способностей возможно при проведении интегрированных занятий. В связи с этим хочется поделиться своим опытом работы на примере интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе на тему: «Русская изба».

В соответствии с актуальностью темы исследования нами были определены и сформулированы следующие задачи:

  1. Формирование знания детей об экспонатах мини-музея народного быта;
  2. Содействовать обогащению словаря народными пословицами, поговорками, загадками;
  3. Способствовать развитию творческого воображения, образному мышлению, воспитанию чувства гордости и патриотизма к русскому народу.

Вместе с тем, организация любого занятия представляет собой комплексный подход, в котором содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Одной из главных задач воспитателя является разумное использование наглядных средств обучения так, как наглядность играет важную роль в развитии творческих способностей у детей. В связи с этим, для проведения интегрированного занятия «Русская изба» были использованы бубен (для русской народной игры «Бубен»); музыкальные ложки (для исполнения ритмичного движения); разноцветные платки (для исполнения русского народного танца «Прялица»); ткань и ленточки (для изготовления кукол-оберегов).

Ход занятия:

Воспитатель:Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Пусть хорошее настроение сохранится у вас в течение всего занятия.

Воспитатель:Ребята, где мы сейчас с вами находимся?

Дети: В музее русского быта.

Воспитатель: Назовите правила поведения в музее.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в русскую избу. Хозяевами избы предлагаю быть вам. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: А вот и первая хозяйка нас встречает.

Ребенок: Милости прошу гости дорогие. В каждой русской избе есть «красный угол» или «святой угол». В красный угол сажали всегда почетных гостей, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Проходите, усаживайтесь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему угол назывался святым?

Дети: Потому, что на полке в углу стоит икона.

Воспитатель: Чем покрывались иконы?

Дети: Иконы покрывались рушниками — это красивые полотенца, которые девушки вышивали к свадьбе. (Рассматривание полотенец: что изображено на них).

Воспитатель: Как вы думаете, что в избе должно быть обязательно?

Дети: Печь.

Воспитатель: Встречайте следующих хозяев нашей избы.

1-я хозяйка (девочка): Вся жизнь людей связана была с печью. Люди говорили: «Без печи хата не хата; коли в печи жарко — тогда и варко». Хорошая печь — гордость дома. В печи готовили еду, грелись у печки, спали на печи. Человек, который умел класть печь, пользовался большим уважением. Его называли печником. Для растопки печи использовали щепки, шишки.

Воспитатель: Народ наделил печь волшебными свойствами. Какие сказки вы знаете, где один из героев печь?

Дети: «Гуси лебеди», «Емеля и щука».

2-я хозяйка (девочка): Посуду, из которой кушали, делали своими руками: вырезали ложки и миски. Всю посуду хозяйка расставляла на лавки под потолком. Изба украшалась самоткаными коврами, а у богатых на столе стоял самовар.

Самовар — птица-жар!

Кран открывается,

Чай наливается!

Хлебом, солью привечаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим, о том, о сём.

3-я хозяйка (девочка): Русский народ — большой любитель чая, поэтому изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает. Самовары были не только для чая. Были самовары с двумя и тремя отделениями: для щей, для каши, чая. Кто знает, что подавали к чаю?

Дети: Сушки, бублики, варенье.

Музыкальный руководитель: Чаепитие и отдых сопровождались веселыми играми. Давайте и мы с вами вспомним русскую народную игру «Бубен».

А сейчас игра в бубен. Становитесь-ка в кружок.

Физкультминутка:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

(Загадки-предметы быта. Дети стоят в кругу и передают друг другу бубен. У кого остановится, тот загадывает загадку рядом стоящему).

Воспитатель: Встречаем следующую хозяйку.

Хозяйка (девочка):Загадка: Новая посуда, а вся в дырках?

Дети: Решето.

Хозяйка:Через сито сеяли муку. Мешали тесто и пекли хлеб в печке. Для приготовления пищи использовали посуду: чугуны, а чтобы вытащить его из печи использовали ухват. Молоко наливали в кувшин. Пищу употребляли деревянными ложками. Ложки были бытовые и праздничные, которые изготавливались мастерами-ложечниками.

Музыкальный руководитель:Ложки использовали и как превосходные музыкальные инструменты. При соприкосновении друг с другом, они издают удивительно гармоничный, чистый звук.

Ребенок продолжает:

Бежали по дорожке,

Собирали ложки.

Ложки не простые,

Ложки хохломские.

Вятские, Смоленские, Ложки деревенские

Ложки сосчитаем,

В ложки вам сыграем

Ой, же — говори, заиграли ложкари.

(Исполняется детьми ритмичное движение под музыку «Ах, вы сени, мои сени»).

Воспитатель:Авот и следующая хозяйка нас встречает.

Хозяйка садится за прялку и рассказывает (девочка): В доме особое место занимал предмет, без которого нельзя было представить жизнь людей: «Стригли, щипали, чесали чисто, пушисто, к доске привязывали, колесо крутили, нитку тянули», что это?

Дети: Прялка.

Хозяйка продолжает (девочка):Долгими зимними вечерами сидели хозяйки и пряли пряжу. Напрясть нитей надо было много на всю семью. Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок. Ее хранили всю жизнь. За прялкой девушки пели песни.

Музыкальный руководитель: И не только пели, но и танцевали. Вот и мы сейчас исполним танец «Прялица». (Исполняется песня «Прялица»).

Воспитатель: Нас ожидают следующие хозяева.

Хозяин (мальчик):По вечерам мужчины вырезали миски, ковши, плели корзины, лапти. Все делали с любовью и были эти вещи не только полезны, но и красивы.

Хозяйка (девочка): А это одежда, которую носили раньше. Женщины носили сарафаны, мужчины — расписные рубахи. На ногах у них были лапти.

Воспитатель: С давних времен люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий. Они умели делать обереги. Эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев. Одним из таких оберегов были куклы. Их было немало: их делали на свадьбу, на рождение, для дома. Я предлагаю вам сейчас сделать оберег для наших гостей. Это кукла-кувадка. Она использовалась над колыбелью ребенка и защищала его от болезней и злых духов. Процесс изготовления вам знаком. Я предлагаю разбиться на пары и поработать. (Работа в парах: изготовление кукол-кувадок, вручение их гостям).

Воспитатель: Ребята сделали для вас куклы-обереги, пусть они вас берегут от болезней и несчастий. (Дети вручают куклы-обереги гостям).

Музыкальный руководитель: Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность — время. Живет оно в музее в виде музейных предметов.

Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего путешествия по русской избе. (Дети перечисляют впечатляющие их моменты).

Таким образом, по итогам интегрированного занятия можно говорить о том, что при организации целенаправленных систематических занятий дети способны достаточно глубоко и осмысленно освоить материал. Вместе с тем, использование заданий творческого характера существенно повышает интерес детей к изучаемому материалу, способствует наиболее полному и глубокому его усвоению. При этом правильный выбор форм учебно-воспитательного процесса играет решающую роль в творческой активности каждого ребенка. Наряду с подбором специальных заданий, воспитатель может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию творческой активности и развитию творческих умений, а также выбирать необходимые методы творческого исполнения, усовершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы.

Литература:

  1. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. — Волгоград, 2008.
  2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. — Спб.: Детство — ПРЕСС, 2001.
  3. Тихаева М. В., Смирнова Н. С. Красная изба. 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированного занятия, творческих способностей, интегрированного занятия «Русская, занятия «Русская изба», Похожая статья, Развитие творческих способностей, Музыкальный руководитель, старшей разновозрастной группе, веселый бубен, Конспект интегрированного занятия, примере интегрированного занятия, русской избе, основе интегрированного занятия, проведения интегрированного занятия, друг другу, итогам интегрированного занятия, друг другу бубен, творческих способностей детей, развитии творческих способностей, развитие творческих способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос