Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая личность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.02.2016

Статья просмотрена: 887 раз

Библиографическое описание:

Нурматов, А. Р. Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая личность» / А. Р. Нурматов, С. С. Хусаинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26177/ (дата обращения: 19.11.2024).



Совершенно естественно и обоснованно то, что исходный пункт для успешной реализации алгоритмов гармоничного развития человека состоит в выяснении и объяснении того, что же представляет собою «гармония» и «гармоничное развитие» как явления и как понятия, постоянно взаимодействующие. Под «гармонией» чаще всего имеют в виду такие понятия как «связь», «стройность», «согласованность» и «соразмерность частей», а также «слияние» различных начал в «единое целое» и «организованность». Все это может быть и внешней и даже насильственной компонентой, причем внутренне это довольно органичная структура.

Гармония — это категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы в эстетике [1]. Гармония — соединение, представляющее точную пропорцию между частями, составляющими целое [2]. Гармония — один из важнейших критериев эстетической оценки, выступает как диалектическое единство реального и идеального [3]. Между тем такого рода определения сами нуждаются в разъяснении и объяснении. Ведь далеко не всякая «связь» может считаться гармоничной. А «стройность» — это некое оценочное и слишком общее понятие. Действительно в «гармонии» не происходит слияние различных начал в нечто «единое целое», в принципе такие начала сохраняются. Причем «соразмерность и согласованность» — это не исходные положения, а в большей степени они представляют процесс, имеющий определенное следствие и результат. С нашей точки зрения, гармония по сути своей есть особый вид взаимодействия различных начал, в конечном счете, материального и духовного, взаимопроникающих друг в друга и сохраняющих в то же время свою определенность (генетическую и функциональную), образующих внутренне органичную структуру. Гармоничность не статична, и не абсолютна, причем это и процесс, и состояние, и свойство, и результат в их непрерывном взаимодействии. Процесс бесконечный как движение к идеальной цели, имеющей свои относительные завершения. Гармония имеет определенные этапы, фазы свойства, состояния и в собственном развитии на бесконечном пути ксовершенству, причем это взаимодействие статики и динамики, поэтому человек как гармоничная личность — это действительно гармония в его развитом материально-физическом начале и между присущими ему развитым материальным и отчетливо выраженным и сформированным духовным началами. Необходимо особое и постоянное внимание и к тому, и к другому началу, и к их взаимодействию в данный момент и на перспективу.

В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев гармония вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного. Учение пифагорейцев о гармонии космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме этого, он придал понятию гармонии социальное. Нравственное значение: гармония как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях.

Стоики также уделяли большое внимание проблеме гармонии. Симметрия, мера, пропорция — один из главных мотивов стоической эстетики. Сущность прекрасного, как телесного, так и духовного, раскрывается в эстетике стоиков через симметрию и пропорцию. Гармония духовной красоты является отражением гармонии всего мира, гармонического и целесообразного устройства всей природы.

Проблеме гармонии посвящен и трактат Плотина «О прекрасном». Он начинается с прямого опровержения традиционного античного взгляда на соразмерность и пропорцию. Чувственный, телесный мир прекрасен не сам по себе, а благодаря идее или уму. Духовная, умственная красота оказывается иерархически выше красоты телесной.

Как подчеркивает В.П. Шестаков в своей книге «Гармония как эстетическая категория» [4],в истории эстетических учений выдвигались самые разнообразные типы понимания гармонии. Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия».

Шестаков выделяет три основных понимания гармонии, сложившихся в процессе развития науки и эстетики:

  1. Математическое понимание гармонииилиматематическая гармония.В этом смысле гармония понимается как равенство или соразмерность частей с друг другом и части с целым.
  2. Эстетическая гармония.В отличие от математического понимания эстетическое понимание является уже не просто количественным, а качественным, выражающим внутреннюю природу вещей. Эстетическая гармония связана с эстетическими переживаниями, с эстетической оценкой. Наиболее четко этот тип гармонии проявляется при восприятии красоты природы.
  3. Художественная гармония.Этот тип гармонии связан с искусством. Художественная гармония — это актуализация принципа гармонии в материале самого искусства.

В эпоху Возрождения, начиная с XV в., формируется новое понимание мира и личности человека, который ставится в центр мироздания («гармонический человек»). В трудах великих гуманистов этой эпохиДжованни пико дела Мирандоллы,Леона Батиста Альбертиучение о гармонии получает дальнейшее развитие. Широко известно следующее высказывание Альберти о гармонии: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи трех вещей (числа, ограничения и размещения), нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И не столько во всем теле в целом или в его частях живет гармония, сколько в самой себе и в совей природе, так что я назвал бы ее сопричастницей души и разума. И есть для нее обширнейшее поле, где она может проявиться и расцвести: она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соизмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей» [5].

Анализируя это высказывание Альберти, Шестаков выделяет ряд важных моментов в этом высказывании. Самым главным из них является следующее: «Гармония является законом не только искусства, но и природы, она охватывает всю жизнь человека и всю природу вещей. Гармония в искусстве является отражением гармонии в природе. Наилучшей моделью для нее является гармония частей живого организма, которая лучше всего воплощает в себе согласие и соответствие частей» [6].

В эпоху Возрождения продолжаются поиски «совершенной пропорции». В работахЛеонардо да ВинчииДюрераучение о пропорциях сводится к поискам идеальной меры человеческого тела.

Традиционно, у разных народов также складывалось и представление о «гармоничной» личности представляющей собой сочетание следующих компонентов:

 Сила и здоровье;

 Прилежание, овладение практическими умениями и навыками;

 Ум, мудрость, понимание жизни;

 Доброта, нравственность, гуманность;

 Красота, гармония внутреннего и внешнего содержания;

В лапидарной форме это выглядит следующим образом: сильный — прилежный — мудрый — добрый — красивый (так называемый гуманистический канон).

Ещё один срез анализа понятия «гармоничная личность» показывает, что в центре её воспитания стоит формирование нравственных чувств. А также «когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем, прежде всего эрудированных людей с высоким сознанием, способных самостоятельно мыслить, являющихся примером для других» [7]. Так в Древней Греции считалось, что основные качества личности, такие, например, как доброта, потребность в общении и труде, даны ребенку изначально и естественное их развитие приведет к формированию всесторонне развитой, т. е. гармонической личности. Особенно отчетливо подобная мысль была выражена в педагогической концепции Руссо, требовавшего во имя принципа «природосообразности» воспитывать детей вне влияния на них «испорченного» человеческого общества, вдали от «гнилой» цивилизации. Он считал, что по природе своей ребенок — существо нравственное, что дурные черты ему прививает цивилизация, уродливое по своему устройству общество. В соответствии с этим он полагал, что задача воспитания — приблизить жизнь ребенка к жизни природы и оказывать помощь в свободном развитии всех от природы присущих ребенку способностей.

Следует отметить, что в научной литературе посвященной данной проблематике не всегда ясно значение употребляемых понятий «гармонично развитая» и «всесторонне развитая» личность. Не идентичны и условия формирования гармонической и всесторонне развитой личности. Более того, попытки достигнуть всестороннего развития, понятого лишь как соразмерное и пропорциональное раскрытие всех сторон личности без особой заботы о формировании и удовлетворении доминирующих ее стремлений и способностей, могут породить многие конфликты и привести не к расцвету личности, а к стиранию ее индивидуальности. В целом всесторонне развитая личность была предметом рассмотрения лишь педагогики.

Предложенный краткий обзор, по нашему мнению, обнаруживает, что понятия всестороннего и гармонического развития личности неправомерно отождествляются и, как правило, не рассматриваются со стороны заключенного в них эстетического содержания. А всё это способствует сдерживанию дальнейших исследований в направлении развития потенциала личности.

Литература:

  1. Философия. Краткий тематический словарь — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — С.190.
  2. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2010.-XVI. С. 98.
  3. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
  4. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва: Наука, 1973.
  5. Стахов А.П. Гармония Мироздания и Золотое Сечение: древнейшая научная парадигма и ее роль в современной науке, математике и образовании. М., 2005.
  6. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва: Наука, 1973. — С.187.
  7. Каримов И.А. Своё будущее мы сторим своими руками. — Т.: Узбекистан, 1999. Т.7. — С.13.
Основные термины (генерируются автоматически): гармония, природа, развитая личность, математическое понимание, органичная структура, отражение гармонии, природа вещей, художественная гармония, эстетическая гармония, эстетическая оценка.


Похожие статьи

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность»

Теоретические подходы к определению понятия «экономический потенциал»

Историко-генетический подход к изучению понятий «компетентность» и «компетенции»

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия

Возможность моделирования определений категории «воспитание» в структуре продуктивной педагогики

О сущности понятия «корпоративная культура»

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Генезис понятия «культура информационной безопасности»

Похожие статьи

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность»

Теоретические подходы к определению понятия «экономический потенциал»

Историко-генетический подход к изучению понятий «компетентность» и «компетенции»

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия

Возможность моделирования определений категории «воспитание» в структуре продуктивной педагогики

О сущности понятия «корпоративная культура»

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Генезис понятия «культура информационной безопасности»

Задать вопрос