Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Жиженина, Л. М. Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса / Л. М. Жиженина, К. Г. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26083/ (дата обращения: 24.04.2024).



Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14–15 лет г. Арзамаса

Жиженина Лилия Михайловна, кандидат биологических наук, доцент;

Киселева Кристина Геннадьевна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье проводится оценка гендерных различий регуляции сердечной деятельности учащихся 14–15 лет г. Арзамаса. Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения (ИН). Выявлены тенденции в различиях процессов адаптации к учебной деятельности у подростков 14–15 лет в зависимости от пола.

Ключевые слова: индекс напряжения, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, вегетативный статус.

Современный учебный процесс обучения в старших классах сопровождается увеличением объема воспринимаемой информации, получаемой при использовании компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. Это приводит к сокращению времени активного отдыха, повышению доли статической нагрузки, а также может сопровождаться снижением резервных возможностей ведущих функциональных систем организма, в том числе и сердечно-сосудистой [3, 6, 7, 8].

В оценке здоровья подростков большое значение имеет проблема адаптивно-приспособительных реакций [4, 5, 9]. Известно, что процесс адаптации осуществляется на основе механизма функциональной системы с включением морфофункциональных и психофизиологических составляющих.

Целью нашей работы явилось изучение адаптационных изменений вегетативного статуса (методом кардиоинтервалографии) и некоторых психологических характеристик подростков к обучению в зависимости от пола.

В исследовании принимали участие учащиеся 9 класса МБОУ СОШ № 10 г. Арзамаса в возрасте 14–15 лет. Измерения проводились в трёх ситуациях: в начале, в середине и в конце четверти. Оценка вариабельности сердечного ритма оценивалась с помощью аппарата «Олимп». Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ [1]: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения (ИН). Оценку состояния исходного вегетативного тонуса осуществляли на основании комплексного анализа параметров гистограммы — симпатотония характеризуется уменьшением dx и увеличением АМо, при ваготонии первый показатель кардиоинтервалограммы увеличивается, а второй снижается. В связи с этим, при оценке исходного вегетативного тонуса (ИВТ) ориентировались на интегральный показатель, каким является ИН (ИН = АМо / 2dХМо): к симпатотоникам относили детей с ИН более 180 усл. ед., к нормотоникам — с ИН в пределах от 60 до 180 усл. ед., к ваготоникам — с ИН менее 60 усл. ед. [2].

Психологическая адаптация к процессу обучения проводилась путём оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (опросник САН) и оценки силы процессов возбуждения и торможения, а также их подвижности (тест Стреляу).

Материалы исследований были обработаны общепринятыми математико-статистическими методами с использованием программы «Биостатистика».

По результатам исследования, проведённого в начале четверти, было установлено распределение школьников по исходному вегетативному тонусу (Рис. 1). Установлено, что среди девочек встречается больше ваготоников (50 %), по сравнению с мальчиками (33,30 %). Однако нормотоников среди мальчиков наблюдается больше, чем среди девочек, на 15 %. Симпатотоники у них встречаются в равных соотношениях.

Начало четверти

Рис. 1. Распределение испытуемых по вегетативным типам регуляции в начале четверти (%)

К середине четверти среди мальчиков происходит уменьшение числа лиц с ваготоническим типом регуляции сердечной деятельности до 13,30 % (при 33,30 % в начале четверти) (Рис. 2). Данные изменения происходят за счёт увеличения числа учащихся с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм на 20 % при сохранении числа учащихся в состоянии нормотонии.

Девочки

Мальчики

Рис. 2. Распределение испытуемых по вегетативным типам регуляции в динамике учебного процесса (%)

Среди девочек наблюдается увеличение числа учащихся в состоянии нормотониии (на 30,60 % по сравнению с началом четверти) и симпатотонии (на 19,40 % по сравнению с началом четверти) на фоне исчезновения лиц с ваготоническим типом регуляции.

Данные изменения являются следствием нарастающего утомления к середине самой длинной четверти в учебном году. Однако следует заметить, что среди девочек снижение лиц с преобладанием парасимпатических влияний на сердечный ритм было более резким и происходило оно в большей степени за счёт увеличения учащихся в состоянии нормотонии.

К концу четверти и у мальчиков, и у девочек происходили сходные изменения: снижалось количество учащихся с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм (на 13,40 % и 11,10 % соответственно) и с преобладанием парасимпатических влияний (на 13,40 % и 33,30 % соответственно) (Рис. 3). Число лиц в состоянии нормотонии среди мальчиков остался на прежнем уровне (40 %), тогда как среди девочек число таких обследуемых снизилось на 22,20 %. Однако распределение по типам регуляции в конце четверти не вернулась к таковому распределению, проведённому в начале четверти.

На 2-м этапе исследования была определена степень выраженности напряжения вегетативной регуляции сердца. В таблице 1 представлены результаты анализа показателей кардиоинтервалографии школьников обоего пола в динамике учебного процесса.

Таблица 1

Показатели кардиоинтервалографии школьников вдинамике учебного процесса

показатели

период обследования

начало четверти (I)

середина четверти (II)

конец четверти (III)

мальчики

АМо, %

33,36 ± 10,43

48 ± 17,30*

43,67 ± 14,33

dx, сек.

0,37 ± 0,28

0,28 ± 0,20

0,33 ± 0,27

ИН, усл. ед.

137,50 ± 148,70

212,90 ± 156,20

202,20 ± 204,60

ЧСС

82,33 ± 20,34

93,27 ± 17,81

85,27 ± 21,10

девочки

АМо, %

38,75 ± 11,25

46,67 ± 16,58

37,78 ± 9,39

dx, сек

0,51 ± 0,40

0,19 ± 0,71*

0,23 ± 0,10

ИН, усл. ед.

93,78 ± 92,77

255,10 ± 208,80*

141,90 ± 99,97

ЧСС

74,44 ± 13,42

89,78 ± 14,88*

77,89 ± 13,26

Примечание: * — р ≤ 0,05 — различия между I и II группами, + – р ≤ 0,05 — различия между II и III группами.

Было выявлено, что у мальчиков значения ИН немного выше (137,5 усл. ед.), чем у девочек (93,78 усл. ед.). В середине четверти у всех обследуемых происходит смещение вегетативного тонуса в сторону симпатизации, причём у девочек такой сдвиг был выражен сильнее (Рис. 4). Увеличение ИН у мальчиков происходит в 1,6 раза, а у девочек в 2,7 раза. Данные изменения происходят на фоне снижения dx и увеличения АМо. Такое резкое смещение вегетативной регуляции в сторону преобладания симпатических влияний на сердечный ритм у девочек, по-видимому, связано с более сильным утомлением, по сравнению с мальчиками.

К концу четверти у учащихся мужского пола снижения ИН не происходит (202,2 усл. ед. при 212,9 усл. ед. в седине четверти), тогда как у девочек ИН снижается на 113,2 усл. ед. к исходному значению, полученному в начале четверти, показатели кардиоинтервалографии не возвращаются. Такие изменения регуляции ССС позволяют предположить, что у девочек адаптивные процессы выражены сильнее, нежели у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что процессы созревания, относящиеся к переходному возрасту, у девушек уже подошли к концу, тогда как у юношей такие процессы ещё не закончились.

Распределив обследуемых по группам здоровья, мы получили результаты, представленные в таблице 2. Среди девочек здоровых оказалось в 2,2 раза больше, чем среди мальчиков. Соответственно к подготовительной группе у мальчиков относилось в 4,8 раза больше лиц, по сравнению с девочками. Можно предположить, что лучшая адаптация ССС у девочек связана с состоянием их здоровья.

Таблица 2

Распределение учащихся по группам здоровья (%)

Обследуемые

Группы здоровья

основная (I, II)

подготовительная (III)

освобождённая (V)

мальчики

40,00

53,30

6,70

девочки

88,90

11,10

0

Проведённые психологические исследования по опроснику САН и тесту Стреляу половых различий не выявили (Таблицы 3, 4).

Таблица 3

Результаты оценки свойств нервной системы уучащихся (по тесту Стреляу)

Обследуемые

Сила возбуждения

Сила торможения

Подвижность нервных процессов

мальчики

54,87 ± 7,80

51,54± 8,01

58,54 ± 10,03

девочки

52,00 ± 11,62

52,57 ± 6,07

57,14 ± 10,17

Таблица 4

Результаты оценки самочувствия, активности инастроения

(по опроснику САН)

Обследуемые

Самочувствие

Активность

Настроение

мальчики

4,55 ± 1,18

3,95 ± 1,18

4,93 ± 1,30

девочки

4,43 ± 0,83

4,34 ± 0,61

4,76 ± 1,22

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить тенденции в различиях процессов адаптации к учебной деятельности у подростков 14–15 лет в зависимости от пола.

Литература:

  1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. — М: Наука; 1984. — 221 c.
  2. Даян А. В., Оганнисян Э. С., Геворкян Э. С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс. / А. В. Даян, Э. С. Оганнисян // Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 2. — С. 37–43.
  3. Демидов В. А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки / В. А. Демидов, Д. Н. Мальцев, Ф. А. Мавлиев // Физиология человека. — 2008. — № 4. — С. 133–140.
  4. Жиженина Л. М. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса [Текст] / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 294–297.
  5. Жиженина Л. М. Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического разного возраста [Текст] / Л. М. Жиженина, Т. А. Кузнецова // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 297–300.
  6. Киршина Е. Д. Взаимосвязь учебной и двигательной деятельности старшеклассников во время обучения / Е. Д. Киршина // Вестник Томского гос. ун-та. — 2009. — № 319. — С. 169–172.
  7. Лучицкая Е. С. Функциональные особенности гемодинамики подростков в условиях различной двигательной активности / Е. С. Лучицкая, В. Б. Русанов // Физиология человека. — 2009. — № 4. — С. 43–50.
  8. Михайлова Л. А. Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у девушек-подростков, обучающихся по специальной учебной программе / Л. А. Михайлова, С. И. Кимяева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2013. — Т. 13, № 1. — С. 58–62.
  9. Молоканова Ю. П. Факторы, определяющие ритм сердечных сокращений у лиц юношеского возраста / Ю. П. Молоканова // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Естественные науки». — 2013. — № 2. — С. 63–66.
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, начало четверти, III, конец четверти, мальчик, сердечный ритм, арзамас, группа здоровья, исходный вегетативный тонус, учебный процесс.


Похожие статьи

Функциональное состояние вегетативной нервной системы...

Для решения поставленных задач обследовано 178 школьников с 1-го по 4-й классы (из них 92 мальчиков, 86 девочек).

По показателям вегетативного тонуса больные с ХГБН отличались от здоровых подростков исходной парасимпатической активацией.

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых...

Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы.

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Дети IIIи IV групп имеют более высокий уровень здоровья, чем дети I и II групп вегетативной регуляции [24].

Основные термины (генерируются автоматически): сердечный ритм, вегетативная регуляция, девочка, масса сердца, процесс роста, сердечно-сосудистая...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются

0,01 — если есть угроза здоровья

Возраст девочек обеих групп во время исследования 10–12 лет.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс

В., начал урок по физическому воспитанию при ЧСС 88 уд/мин. К концу 2-ой минуты

Исследование с применением монитора сердечного ритма показало, что нагрузка урока по физическому...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших теоретических проблем [2]. Начало обучения в ВУЗе является психофизиологическим стрессом и требует напряжения регуляторных процессов организма.

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

...в учебно-тренировочном процессе препятствует ее широкому внедрению в практику.

Было доказано, что при восприятии музыки: – ускоряются сердечные сокращения

и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое...

Функциональное состояние вегетативной нервной системы...

Для решения поставленных задач обследовано 178 школьников с 1-го по 4-й классы (из них 92 мальчиков, 86 девочек).

По показателям вегетативного тонуса больные с ХГБН отличались от здоровых подростков исходной парасимпатической активацией.

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых...

Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы.

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Дети IIIи IV групп имеют более высокий уровень здоровья, чем дети I и II групп вегетативной регуляции [24].

Основные термины (генерируются автоматически): сердечный ритм, вегетативная регуляция, девочка, масса сердца, процесс роста, сердечно-сосудистая...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются

0,01 — если есть угроза здоровья

Возраст девочек обеих групп во время исследования 10–12 лет.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс

В., начал урок по физическому воспитанию при ЧСС 88 уд/мин. К концу 2-ой минуты

Исследование с применением монитора сердечного ритма показало, что нагрузка урока по физическому...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших теоретических проблем [2]. Начало обучения в ВУЗе является психофизиологическим стрессом и требует напряжения регуляторных процессов организма.

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

...в учебно-тренировочном процессе препятствует ее широкому внедрению в практику.

Было доказано, что при восприятии музыки: – ускоряются сердечные сокращения

и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое...

Похожие статьи

Функциональное состояние вегетативной нервной системы...

Для решения поставленных задач обследовано 178 школьников с 1-го по 4-й классы (из них 92 мальчиков, 86 девочек).

По показателям вегетативного тонуса больные с ХГБН отличались от здоровых подростков исходной парасимпатической активацией.

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых...

Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы.

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Дети IIIи IV групп имеют более высокий уровень здоровья, чем дети I и II групп вегетативной регуляции [24].

Основные термины (генерируются автоматически): сердечный ритм, вегетативная регуляция, девочка, масса сердца, процесс роста, сердечно-сосудистая...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются

0,01 — если есть угроза здоровья

Возраст девочек обеих групп во время исследования 10–12 лет.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс

В., начал урок по физическому воспитанию при ЧСС 88 уд/мин. К концу 2-ой минуты

Исследование с применением монитора сердечного ритма показало, что нагрузка урока по физическому...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших теоретических проблем [2]. Начало обучения в ВУЗе является психофизиологическим стрессом и требует напряжения регуляторных процессов организма.

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

...в учебно-тренировочном процессе препятствует ее широкому внедрению в практику.

Было доказано, что при восприятии музыки: – ускоряются сердечные сокращения

и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое...

Функциональное состояние вегетативной нервной системы...

Для решения поставленных задач обследовано 178 школьников с 1-го по 4-й классы (из них 92 мальчиков, 86 девочек).

По показателям вегетативного тонуса больные с ХГБН отличались от здоровых подростков исходной парасимпатической активацией.

Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых...

Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивали по рекомендации Н. А. Белоконь с соавт. по индексу напряжения (ИН1) в покое ИН1 в

Такие изменения в регуляции сердечного ритма в процессе развития школьников сопровождаются увеличением эффективности его работы.

Возрастно-половые особенности вариабельности сердечного...

Дети IIIи IV групп имеют более высокий уровень здоровья, чем дети I и II групп вегетативной регуляции [24].

Основные термины (генерируются автоматически): сердечный ритм, вегетативная регуляция, девочка, масса сердца, процесс роста, сердечно-сосудистая...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются

0,01 — если есть угроза здоровья

Возраст девочек обеих групп во время исследования 10–12 лет.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по...

В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс

В., начал урок по физическому воспитанию при ЧСС 88 уд/мин. К концу 2-ой минуты

Исследование с применением монитора сердечного ритма показало, что нагрузка урока по физическому...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших теоретических проблем [2]. Начало обучения в ВУЗе является психофизиологическим стрессом и требует напряжения регуляторных процессов организма.

Роль музыкального сопровождения во время физической активности

...в учебно-тренировочном процессе препятствует ее широкому внедрению в практику.

Было доказано, что при восприятии музыки: – ускоряются сердечные сокращения

и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое...

Задать вопрос