В настоящее время современное образование заключается не только в подготовке высококвалифицированного технического специалиста узкого профиля знаний, умений, а также использования навыков практической деятельности в различных областях, направленных на разработку собственных моделей профессиональной деятельности.
Общество живет в мире развития современных технологий. Человеческое мышление, склонное к консерватизму и «проверенным методам», просто не успевает оперативно приспосабливаться к меняющимся реалиям и полностью использовать новые возможности [1].
Перед системой высшего образования стоит задача подготовки технических специалистов, способные быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям современного общества, ориентированных на компетентное решение профессиональных задач.
По окончании высшего учебного заведения не многие выпускники способны продемонстрировать высококачественные профессиональные навыки и умения. Это связано с формированием компетенции самообразования и саморазвития будущих технических специалистов, как составной части профессиональной компетенции.
Самообразование — это приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, предполагающий ее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала [2].
Социально-адаптированный технический специалист, готовый к самообразованию и саморазвитию включает наличие следующего:
познавательная активность (рис.1);
информационная компетентность (рис.2);
социальную активность (рис.3);
коммуникативную активность (рис.4)
организаторские способности (рис 5).
Рис. 1. Модель познавательной компетентности
Рис. 2. Модель информационной компетентности
Рис. 3. Модель социальной активности
Рис. 4. Модель коммуникативной активности
Рис. 5. Модель организаторских способностей
Составляющие процесса самообразования специалиста:
изучать и внедрять новые технологии, формы, методы и приемы;
участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
повышать уровень своей эрудиции
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному специалиста:
систематический просмотр определенных телепередач;
систематический просмотр определенных видеокурсов;
чтение конкретных технических периодических изданий;
чтение методической литературы;
посещение семинаров, конференций, мастер-классов;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых мероприятий;
посещение выставок;
общение с коллегами [3].
Ниже приведены несколько примеров информационных ресурсов.
На рис. 6 представлен скриншот главной страницы информационного ресурса “Learn X in Y minutes” для программистов (https://learnxinyminutes.com)
Рис. 6. Информационный ресурс Learn X in Y minutes
На рис. 7 представлен скриншот главной страницы информационного ресурса “Habra” для программистов (http://habrahabr.ru)
Рис. 7. Информационный ресурс Habra
Таким образом, данный анализ показывает, что в настоящее время важную роль перед высшими учебными заведениями стоит задача формирования у технического специалиста компетенции самообразования и саморазвития для применения в профессиональной деятельности и сохранения востребованности на рынке труда.
Литература:
- Бабич А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. — Москва: Издательство Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 224с.
- Бахмутский А. М. и др. Педагогика. — Санкт-Петербург: Издательство: Питер, 2012, 304с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — Москва: Издательство: Владос, 2003. — 416с.
- Кульнева М. Т. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. — Москва: Издательство Альпина нон-фикшн, 2013. — 344с.
- Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. — Москва: Издательство Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 240с.