В статье анализируются положения Федерального закона о банкротстве физических лиц. Автор обращает внимание на необходимость их внимательного изучения, поскольку признание физического лица банкротом влечет за собой наступление ряда неблагоприятных юридических последствий.
Ключевые слова: физическое лицо, банкрот, неплатежеспособность, юридические последствия.
История, связанная с разработкой Федерального закона о банкротстве физических лиц, заканчивается его принятием в разгар экономического кризиса.
1 октября 2015 года Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]вступил в силу, и с этого момента в российском законодательстве официально появился институт банкротства физических лиц.
Положения Федерального закона о банкротстве физических лиц детально прописывают процедуру банкротства гражданина, что дает любому гражданину, не имеющему юридическое образование, оказавшемуся в сложном положении реабилитировать свою платежеспособность, следуя указаниям на это законом, при этом предоставляя правовые гарантии кредиторам. Например, Федеральный закон предоставляет гражданину рассрочку до трех лет для выплаты долга в том случае, если у заемщика есть стабильный источник дохода. Если его нет, тогда суд признает гражданина — заемщика банкротом, а его имущество, на которое может быть обращено взыскание распределяется между кредиторами.
Федеральный закон о банкротстве физических лиц является актуальным и своевременным, поскольку общий объем задолженности физических лиц превысил 10 трлн. рублей. Из них около триллиона — это просрочка на три месяца (срок, после которого можно подавать исковое заявление о банкротстве в соответствии с новым Федеральным законом) [3].
Согласно Федеральному закону, гражданин может быть признан банкротом при сумме долгов в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
Для обращения в суд о признании себя банкротом помимо самого заявления гражданину придется подготовить еще ряд документов, которые определены в статье 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4]. Министерство экономического развития, конкретизируя законодательные положения, установило, что для признания себя банкротом необходимо подготовить два основных документа:
первый — список кредиторов и должников, куда должны быть включены, в том числе сведения о неденежных обязательствах;
второй — опись всего имущества, где должна быть указана информация обо всем имеющейся имуществе, состоянии счетов в банках, акциях, а также предметах искусства и даже технике, необходимой для профессиональной деятельности [5].
Данный перечень весьма большой, что, очевидно, потребует длительного время на сбор данных документов.
Полагаю, что с вступления рассматриваемого Федерального закона в силу выиграют как добросовестные граждане, которые по каким-либо причинам попали в сложные финансовые условия, но готовы расплачиваться по своим обязательствам, так и не добросовестные граждане, для которых банкротство будет спасением при получение ими заведомо невозвратных обязательств (кредитов). Финансовое законодательство Российской Федерации нацелено на создание финансовых отношений, учитывающих интересы всех субъектов [6].
С введением в действие Федерального закона о банкротстве физических лиц потенциальные граждане — банкроты, узнавшие из средств массовой информации о возможности признать себя банкротом стали активно обращаться в арбитражные суды и саморегулируемые организации арбитражных управляющих, не изучив законодательные нормы и последствия их применения. Они не учитывают, что поскольку помимо установленных Федеральным законом 10 000 рублей (размер вознаграждения финансового управляющего за всю процедуру банкротства) будут нести и другие финансовые потери. Затраты на банкротство даже в самом простом случае обойдутся минимум в 50 тыс. рублей. Кроме того, признание лица банкротом повлечет за собой наступление ряда неблагоприятных юридических последствий, а именно:
в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства;
в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина;
в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Законодательная практика банкротства физических лиц уже давнее время существует в Европе и в США. Например, в Америке приоритетом является освобождение заемщика от долгов. В таких странах, как Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия, на первом месте стоит максимальный возврат по займу и финансовое оздоровление должника [7].
В Германии институт несостоятельности граждан действует с 1994 года. Отличительной особенностью данного института заключается в том, что просрочка платежей разрешена только на период от четырех до шести недель. Процедура банкротства может быть запущена только по инициативе гражданина должника, чья задолженность превышает 1 000 евро. После того как должник получает статус банкрота, ежегодно на протяжении шести лет осуществляется ревизия его финансового состояния. Если к окончанию срока платежное состояние заемщика не поменялось, тогда дело закрывается, а вся его задолженности аннулируется.
В США ежегодно около 1–2 млн. человек объявляют себя банкротами. В 1978 году в Америке был принят Закон о банкротстве, который позволяет гражданину имеющему задолженность, производить реструктуризацию долгов по решению суда на срок до пяти лет, предоставляя ему право сохранять свое имущество. При этом предъявляются определенные требования: лимит на сумму долга, наличие стабильного дохода, регулярная своевременная выплата задолженности. Кроме того, долг может быть полностью списан, но при этом в счет задолженности у гражданина конфискуют ценное имущество, жилье, автомобиль, предметы роскоши. Не изымаются только предметы первой необходимости и средства труда.
Введенный в России институт банкротства физических лиц учитывает международный опыт, и будем надеяться, что окажет позитивное воздействие на финансовое и психологическое состояние российского общества при условии внимательного изучения законодательных положений. Ведь право является важнейшим средством воспитания современного человека [8].
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»// Российская газета. 2014. № 299.
- Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Российская газета. 2014. № 144.
- ИНТЕРФАКС-АФИ. [Электронный ресурс]. — URL: http://bankrot.fedresurs.ru/NewsCard.aspx?ID=722
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)// Российская газета. 2002. № 209–210.
- Приказ Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом»// Российская газета. 2015. № 198.
- См.: Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
- Степанов Г. Несостоятельность в радость// Новые известия. 18.06. 2015.
- См.: Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5.