Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Вихарева, Е. М. Эффективность технологии проектирования в системе дополнительного образования детей / Е. М. Вихарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 758-760. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25999/ (дата обращения: 11.12.2024).



 

Дополнительное образование сегодня это не только досугово-творческая деятельность, а прежде всего расширение и углубление знаний, получаемых на занятиях в школе. Поэтому педагоги дополнительного образования всё активнее используют в своем арсенале новые педагогические технологии, направленные на освоение современных эффективных методов обучения. Эти тенденции хорошо прослеживаются на занятиях в объединении «Информационные технологии».

К числу важнейших задач модернизации образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у подростков готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества [3, с. 4].

В настоящее время отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной науки. Уверенное владение информационными технологиями, компьютерным моделированием и программированием позволяют получить самые современные, престижные и высокооплачиваемые профессии.

Современный учебный процесс реализуется в условиях информатизации и коммуникации всех сфер общественной жизни и требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий. Внедрение в образовательный процесс современных средств обучения (видеоматериалы, компьютерные программы, образовательные электронные программы, обучающие контролирующие программы, учебные презентации, ресурсы сети Интернет и др.) обусловливает повышение интереса и мотивации обучающихся к занятиям в объединении «Информационные технологии».

При обучении по программе «За страницами учебника информатики» нами используются современные технологии обучения: информационные, программированного обучения, ТРИЗ — технология (теории решения изобретательских задач), проектного обучения, игровые технологии. Одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Готовность к обучению в компьютерной среде самопроизвольно не возникает, а является результатом сложных педагогических процессов, целенаправленной деятельности. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. По мере выполнения работы интерес к предмету возрастает, проекты сплачивают, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Таким образом, проект — это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде проектного продукта.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность происходит постепенно. Прежде чем приступить непосредственно к проектной деятельности обучающиеся объединения овладевают теоретическими знаниями по проектированию. Они изучают различные виды проектов, основные алгоритмы их написания и правила оформления.

В рамках образовательной программы мы знакомимся в основном с тремя видами проектов: информационным, технологическим и творческим. К информационному проектированию мы приступаем на первом этапе обучения, так как он включает в себя поиск, обработку и систематизацию информации, что является большим подспорьем в изучении нового материала. В дальнейшем, осваивая разделы программы «За страницами учебника информатики», обучающиеся имеют возможность создавать проектный продукт технологической или творческой направленности. Так, изучив раздел программы «Базы данных. Система управления базами данных» и освоив компьютерную программу MicrosoftOfficeAccess, мы можем создавать информационную систему. Другой раздел — «Технология создания и обработки графической информации» — предполагает освоение компьютерной программы MicrosoftOfficePowerPoint и позволяет создать обучающую контролирующую программу с использованием сложных программных надстроек на языке программирования Visual Basic for Application.

Совершенствуя свои знания по информационным технологиям, обучающиеся могут приступить и к более сложным видам проектов, где будут использоваться элементы исследования, проводиться серии опытов и собственно творческая работа.

Проектная деятельность, помимо углубленных теоретических знаний, требует развития волевых качеств личности, чтобы преодолевать возникающие трудности и не потерять интерес к дальнейшей работе [1, с. 59]. Проектирование позволяет систематизировать полученные знания, развить умения анализировать и творчески мыслить. Всё это в свою очередь позволяет обучающимся принимать участие в олимпиадах, конкурсах, выступать на конференциях, тем самым добиваться высоких личных результатов, повысить самооценку.

Наиболее важным и на первых порах самым трудным является выбор темы проекта и постановка цели работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, полезным является опыт работы над учебным проектом. Учебные проекты по информатике готовятся и защищаются в рамках объединения. Содержание учебных проектов соотносится с темами, изучаемыми в ходе образовательной программы «За страницами учебника информатики». После защиты в рамках объединения наиболее перспективные проекты отбираются, дорабатываются и отправляются на научно-практические конференции муниципального уровня (городская конференция учреждений дополнительного образования детей «Первые шаги в науку», городская конференция образовательных учреждений «За страницами учебника»). Затем самые яркие проектные работы направляются на республиканские и всероссийские научно-практические конференции и конкурсы проектных работ.

На занятиях в объединении обучающиеся изучили интересный раздел информатики «База данных. Система управления базами данных», в рамках которого познакомились с программой MicrosoftOfficeAccess 2007 и основными объектами баз данных. Ребята научились использовать инструменты системы управления базами данных, освоили ввод и редактирование данных, поиск и сортировку информации в базе данных с помощью фильтров и запросов, а также научились применять различные формы для просмотра и редактирования записей в базе данных, готовить отчет к распечатке.

После столь подробного изучения раздела «База данных. Система управления базами данных» обучающиеся задумались, а каким образом они могли бы применить знания в рамках Детско-юношеского центра? ДЮЦ, шагая в ногу со временем, всё более компьютеризируется, появляется большое количество компьютеров и оргтехники. Тогда у ребят пришла в голову идея создать полезную для Детско-юношеского центра информационную систему и собрать всё оборудование учреждения в единую управляемую базу.

Автор проекта — Трефилова Юлия — работала над созданием информационной системы «Оборудование». Ценность проектной работы заключается в ее прикладном характере и практической пользе. При работе с информационной системой можно быстро получить необходимые данные о любой категории оборудования, находящейся в эксплуатации и распечатать отчет. В дальнейшем информационная систама стала использоваться в Детско-юношеском центре для приведения всего оборудования и оргтехники трёх корпусов учреждения в единую базу. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе была благодарна нашему объединению за полезный продукт. Технологический проект «Информационная система «Оборудование», пройдя городской и республиканский уровни, получил диплом лауреата I степени на Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество».

Часто применяемый в практике раздел информатики «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации», в основе которого лежит программа MicrosoftOfficePowerPoint 2007, стал источником идеи возникновения проекта «Обучающая контролирующая программа «Графический редактор». Освоив интерфейс программы, обучающиеся научились создавать сложные программные надстройки на языке программирования Visual Basic for Application, что существенно расширяет возможности программы PowerPoint, использовать специальную надстройку Custom Soundtracks Add-In, которая дополняет презентацию фоновым музыкальным сопровождением с широким выбором мелодий.

Проект «Обучающая контролирующая программа «Графический редактор» разработан Андреем Бияновым. При работе с созданной обучающимся программой можно самостоятельно изучить теоретический материал по теме «Основы работы с графическим редактором», воспользоваться тренажёром, чтобы проверить насколько полно усвоен материал и затем с помощью контрольного теста самостоятельно оценить уровень усвоения знаний. Эта программа имеет практическое применение и используется как на занятиях в объединении, так и на уроках информатики в некоторых школах города. Андрей Биянов принял участие во Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество» и был награжден дипломом лауреата II степени в номинации «Творческие проекты».

На занятии в объединении особое внимание уделяется разделу информатики «Алгоритмизация и программирование». Получив знания по этому разделу, обучающиеся активно применяют их на практике, решая сложные задачи на языках программирования. Для удобства и ускорения процесса нахождения необходимых алгоритмов, нужен был каталог, созданием которого в рамках технологического проекта занялся Роман Касимов.

Готовый проектный продукт «Каталог алгоритмов построения фракталов» — это эффективный, грамотно сформированный в единую систему каталог алгоритмов, содержащий в себе полную информацию об имеющихся видах фракталов, реализованных в программе PascslABC.NET. При работе с каталогом в MicrosoftOfficePowerPoint можно быстро получить запрашиваемые данные о любом виде фракталов, реализованных на языке программирования. Предполагается представить данный проект на городской научно-практической конференции, а в случае успеха отправить на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Шаги в науку».

Таким образом, эффективность проектирования в процессе обучения информационным и коммуникационным технологиям несомненна для педагога и обучающихся объединения. Мы убедились, что она имеет прикладное значение и приносит пользу, как в процессе обучения, так и для личного совершенствования.

 

Литература:

 

  1.              Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2010, № 7.
  2.              Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
  3.              Бородин М. Н. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10–11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: М. Н. Бородин. — Эл. изд. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 197 с. Режим доступа: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10–11fgos.pdf Дата обращения: 3.02.2016.
  4.              Поляков К. Ю. Преподавание, наука и жизнь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kpolyakov.spb.ru/index.htm Дата обращения: 03.02.2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Информационная система, проектная деятельность, обучающийся, язык программирования, баз данных, Детско-юношеский центр, Обучающая контролирующая программа, объединение, программа, проект, система управления.


Задать вопрос