Ключевые слова:С. Я. Ербанова, Л. К. Минерт, А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, первые архитекторы Бурятии, старый фонтан с лебедями на Площади Советов, театр оперы и балета, утраченные памятники архитектуры советского периода города Улан-Удэ.
Тема застройки центральной части города Улан-Удэ неоднократно становилась актуальной в исследованиях специалистов в области охраны культурного наследия, историков, краеведов и искусствоведов. В данной работе научный вектор направлен на дополнение истории архитектуры города советского периода. В настоящий момент актуализируются вопросы сохранения исторической части города. Исследования, касающиеся застройки центральной части города, остаются неполными без материала о людях, чьи имена связаны со строительством и архитектурой зданий, монументов, важных исторических мест города Улан-Удэ советского периода.
Образование БМ АССР послужило толчком развития новой градостроительной политики города. Камертоном застройки нового административного центра города в советский период стало здание в стиле модерн, принадлежавшее купцу С. И. Розенштейну. Первое трехэтажное кирпичное здание города было построено в самом начале XX века. В настоящий момент в нем располагается факультет иностранных языков БГУ. [1]
Ученый-историк ИГУ, один из старейших членов ВСОРГО Николай Николаевич Козьмин в 1925 году писал о новых задачах общереспубликанского значения городского строительства. Выбор стратегии культурно-хозяйственного развития должен заключаться в необходимости преобразования города в крупный, многонаселенный, экономически сильный и культурно-привлекательный центр. [2.1]
Важным архитектурным элементом, с которым было необходимо согласовывать размещение первого объекта государственного значения на Площади Советов, являлся воздвигнутый здесь Памятник Павшим борцам за коммунизм. Монумент, представляющий собой обелиск из тесанного красного гранита, был заложен в год освобождения города от белогвардейцев и интервентов, в третью годовщину Октября, и открыт в своем ныне существующем виде 7 ноября 1926 г.
Значение площади как административного центра города и республики закрепляло строительство здания Дома Советов. Комиссия по строительству начала работать в начале 1926 г., к осени того же года гражданский инженер Покровский разработал черновой проект и смету. Проект был утвержден БурЦИКом, а в Москве, не дожидаясь готового проекта, обещали выделить необходимые денежные средства. [3, 95]
По идеологической значимости и масштабности строительства здание значительно превосходило другие объекты города. В объявленном открытом конкурсе приняли участие как местные авторы, так и архитекторы других городов, в т. ч. Москвы и Ленинграда. Лучшим был признан проект ленинградского архитектора А. А. Оль. Само здание было построено всего за два года. [3, с. 96]
Архитектура здания Дома Советов была выполнена в актуальном стиле конструктивизма, со всеми характерными для него достоинствами и недостатками. [3, 97]
Строительство самого красивого здания города Улан-Удэ — театра Оперы и Балета — связано с именем Савранны Яковлевны Ербановой (заместитель председателя Госплана БМ АССР в 1933–1937 гг.). Государственный орган, где она работала, занимался разработкой перспективных и текущих планов народного хозяйства республики, решением важнейших вопросов хозяйственного и культурного строительства. Когда при обсуждении в Госплане страны вопроса о строительстве театра стало понятно, что большинство высказывается за отсрочку, Савранна Яковлевна не выдержала и... горько расплакалась. И хотя потом товарищи посмеивались над ней, домой С. Я. Ербанова вернулась с радостной вестью «Театр у нас будет!». [4]
Разработчики первого генплана города Улан-Удэ определили основные направления его развития, заложили концепцию сохранения архитектуры исторического центра. Основа градостроительной политики и генеральный план планировки города разрабатывались в 1932-1936 гг. Генплан был одобрен коллегией НККХ РСФСР только в 1939 г. Разработка и утверждение проекта растянулись на семь лет.[3, 105]
Архитектором оперного театра стал А. Н. Федоров. В марте 1936 г. были утверждены проект и смета. Позднее автору предложили отразить в архитектуре местные национально-художественные традиции, соответственно переработав архитектурно-декоративную часть проекта. Развернувшиеся строительные работы приостановили в 1938 г. Их предполагалось возобновить в 1940 г., но помешала война. Окончательная доработка проекта, начатая А. Н. Федоровым еще до войны, была завершена к концу 1945 г. [3, с. 169]
Выпускник Новосибирского инженерно-строительного института Людвиг Карлович Минерт начинал работать архитектором в проектной конторе «Бурятмонголпроект». Он спроектировал и начал строительство целого ряда крупных зданий, сформировавших, наряду с другими зданиями, построенными до него, архитектурный ансамбль города советского периода. В поисках национального своеобразия столицы Бурятии архитектор проделал большую научную работу по обследованию сохранившихся памятников архитектуры. Минерт проявил себя и как исследователь бурятской храмовой архитектуры. Итогом его научно-исследовательской деятельности стал ряд печатных работ по архитектуре города. [5, с. 88]
В материале по истории градостроительного развития города Улан–Удэ Л. К. Минерт писал, что одновременно с оперным театром строился другой объект, при разработке архитектуры которого также руководствовались стремлением к национальному своеобразию. В окружении соснового леса был возведен Стадион им. 25-летия Бурятской АССР (автор А. Р. Вампилов). [3, с. 174]
В применении круглых барельефов видно стремление в новой трактовке использовать излюбленный мотив бурятского зодчества: фриз с дисками «толи». Интересными по рисунку были ажурные осветительные башни по углам стадиона. Весьма способствовали общему благоприятному восприятию комплекса бережно сохраненные здесь при строительстве сосны. [3, 175]
В условиях всплеска послевоенного административного строительства преемники первых архитекторов города смогли с ювелирной точностью бережно и сбалансировано подойти к сохранению исторического наследия, большинство их работ, выполненные в классическом архитектурном стиле, стали гармоничным продолжением архитектуры Старого города.
В течение 1950-х гг. в Улан–Удэ был построен ряд важных общественных сооружений общегородского назначения: Дом художника (архитекторы Л. К. Минерт и А. Р. Вампилов, 1952–1953), здание городской автоматической станции (архитектор Л. К. Минерт, 1952–1955), Дом политического просвещения (архитектор Л. К. Минерт, 1952–1957), аэровокзал (архитекторы Л. К. Минерт и М. Н. Меньшиков, инженер К. Н. Донцов, 1954–1959), гостиница (архитектор М. Н. Меньшиков, 1955–1959), а также крупные административные здания: комбината «Забайкаллес» и Бурятского комитета радиовещания (архитекторы Л. К. Минерт, А. Р. Вампилов, 1955–1959), геологоуправления (архитектор А. Р. Вампилов, 1956–1960). [3, с. 176]
Не все объекты из этого списка сохранились в первоначальном варианте. К утраченным памятникам архитектуры классического советского периода относится Стадион им. 25-летия Бурятской АССР. Через дорогу от здания городской АТС, в традициях русского усадебного зодчества начала XX века, был построен Особняк под гостиницу (архитектор М.Н.Меньшиков 1955-1959). За оградой здания в центре города, располагался уютный сквер. Вначале 2000-х здание гостиницы, а так же сквер были поглощены новой застройкой.
Рис. 1. Особняк-гостиница. Архитектор М. Н. Меньшиков [3, 179]
Рис. 2. Здание городской АТС.Архитектор Л.К.Минерт
Профессиональная биография первого бурятского архитектора Андрея Романовича Вампилова, начиналась на фронте. Его родные по отцовой стороне были священнослужителями Аларского дацана. По проектам А.Р.Вампилова, а также по проектам, выполненным совместно с Л.К.Минертом, в 50-60 годы XX века построены главные здания города. Он стоял у истоков становления ведущего проектного института «Бурятгражданпроект», где долгие годы работал главным архитектором. Продолжая традиции своего отца — Романа Владимировича, который до революции принимал участие в проектировании Санкт-Петербургского буддийского храма, А. Р. Вампилов в 1970-е годы проектировал и осуществлял авторский надзор за возведением главного дугана Иволгинского буддийского монастыря, позднее им были спроектированы и другие культовые сооружения Бурятии. [5, 87]
Эскизы первоначального варианта кинотеатра «Прогресс» (архитектор А. Р. Вампилов) показывают, что здание предполагалось выполнить созвучным с архитектурным стилем здания оперного театра. Однако окончательное решение было принято в пользу единственного на Площади Советов здания со сплошным остеклением.
Продолжением архитектурной идеи Площади Советов советского периода и обрамлением нижней исторической части города стали Проспект Победы и Мемориальный комплекс с наклонной парковой зоной. По замыслу архитекторов с центральной части проспекта должна была открываться панорамная перспектива Старого города и долина реки Селенги. Но эта идея в 2000-х не получила дальнейшего развития.
В 1970–1975 гг. севернее Дома Советов возводят здание горкома и горисполкома (архитекторы В. И. Кулеш и С. Н. Кулеш). Авторами принято решение, в какой-то мере повторяющее объемно-пространственную композицию части Дома Советов. В результате этого новое здание дополнило старый корпус, образуя с ним единый комплекс. Повторяя в главных фрагментах композицию Дома Советов, архитектура нового здания в частностях сохраняет индивидуальные особенности. Следует признать, что в существующей на площади Советов градостроительной ситуации авторами было принято наиболее рациональное решение, потребовавшее от них профессиональной самодисциплины.
Масштабная реконструкция площади (автор архитектор П. Г. Зильберман) была связана с установкой памятника В. И. Ленину. Освобождение большей части площади от существовавшего здесь сада обеспечило возможность максимального взаимодействия застройки периметра и монумента. Он по праву занял свое место в архитектурно-идейном центре тяготения ансамбля. Но в ходе реконструкции обелиск павшим борцам за коммунизм пришлось перенести на пл. Революции. [3, 187]
По воспоминаниям гостей и жителей города, украшенный лебедями фонтан, зеленый сад во время реконструкции площади исчезли за одну ночь. Музыкальное напоминание о белых лебедях Площади Советов удалось воссоздать только в цветовых композициях.
Новый музыкальный фонтан, играющий разноцветными красками, и весь архитектурный комплекс площади Советов, театр Оперы и балета, памятник В. И. Ленину стали визитными карточками города и узнаваемыми брендами всей республики. Совместные усилия государственных и общественных деятелей, талантливых архитекторов, инженеров, строителей сохраняли неповторимый облик исторической части Старого города, формировали и поддерживали классическую архитектуру советского периода города Улан–Удэ.
Литература:
- http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=48955. ( (04.02.2016 дата обращения)
- «Жизнь Бурятии», 1925, январь-февраль, № 1–2.
- Минерт Л. К. Архитектура Улан–Удэ / Минерт Л. К. — Улан–Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.–248с.
- «Правда Бурятии», 1977, 30 апреля, А.Коротаева «Из поколения первостроителей советской нови».
- Соктоев В. Р. История развития строительной отрасли республики Бурятия (очерки) / Соктоев В. Р. –Улан–Удэ: Изд-во «Буряад Yнэн», 2013, –192с.