Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 06.02.2016

Статья просмотрена: 1161 раз

Библиографическое описание:

Николаевский, В. Р. Социологический опрос «Оценка уровня качества жизни среди студентов 2–4 курса Белорусского государственного медицинского университета» / В. Р. Николаевский, Д. А. Климец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 627-630. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25931/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Качество жизни (далее КЖ) в широком смысле понятия является социологической категорией, которая по определению ООН, охватывает 12 аспектов условий жизни, таких как состояние здоровья, воспитание, средства к существованию, условия труда, социальная уверенность, психоэмоциональное состояние и др. В то же время, это понятие, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, используется и в более узком, медицинском контексте. Считается, что в медицинской трактовке термин КЖ впервые был использован в журнале Annals of Internal Medicine в 1966 году [1]. Начиная с этого времени, и особенно в последнее десятилетие интерес к изучению медицинских аспектов КЖ сильно возрос. По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Как видно из определения, здоровье — это не только лишь отсутствие болезней и физических дефектов.

Для оценки уровня КЖ используются различные опросники. Однако одним из наиболее часто применяемых является 36-Item Short-Form Health Survey (SF-36) — опросник общего назначения, который позволяет оценить уровень КЖ с помощью восьми шкал, характеризующих физические, психические и социальные аспекты жизнедеятельности человека [2, 3, 4]. SF-36 хорошо опробован, применим в широком возрастном диапазоне, имеет нормативные показатели, основанные на популяционных исследованиях репрезентативных выборок населения разных стран (США, Канады, Норвегии, Швеции, России) [5]. В наших исследованиях был использован именно опросник SF-36.

В настоящее время выполнено огромное количество исследований по изучению уровня КЖ различных групп населения. Однако на данный момент отсутствуют достоверные сведения о КЖ студентов высших медицинских учебных заведений.

В связи с этим цель нашего исследования — изучить уровень КЖ студентов и сравнить полученные данные с нормативными.

Материалы и методы исследования

Изучение уровня КЖ проводилось в УО «Белорусский Государственный Медицинский Университет» среди студентов 2–4 курсов лечебного факультета. В ходе исследования применялись бумажные (бланковые) варианты опросника SF-36. 36 пунктов теста сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: психическое и физическое здоровье.

Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели:

  1.              Физическое функционирование (Physical Functioning — PF), иллюстрирует степень лимитированности физической активности опрашиваемого, обусловленной состоянием его здоровья.
  2.              Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning — RP), подразумевает степень влияния физического здоровья человека на ежедневную ролевую деятельность (работа, выполнение повседневных обязанностей).
  3.              Интенсивность боли (Bodily pain — BP), описывает степень воздействия физической боли на возможность выполнения ежедневных обязанностей (работа по дому, учёба и т. д.).
  4.              Общее состояние здоровья (General Health — GH) — субъективная оценка опрашиваемого своего состояния здоровья в данный момент времени.
  5.              Жизненная активность (Vitality — VT), является субъективной оценкой опрашиваемым своего психоэмоционального самочувствия, показывает, считает ли себя человек бодрым, эмоционально готовым совершать какую-либо деятельность или напротив — поникшим, медлительным и ленивым.
  6.              Социальное функционирование (Social Functioning — SF), определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).
  7.              Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-motional — RE) характеризует, насколько психоэмоциональное состояние опрашиваемого мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т. п.).
  8.              Психическое здоровье (Mental Health — MH) — состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [6].

Шкалы группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья»:

  1.              Физический компонент здоровья (General Physical Health — GPH) представлен такими шкалами, как физическое функционирование, Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья.
  2.              Психологический компонент здоровья (General Mental Health — GMH) cоставляют шкалы: «психическое здоровье», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», «социальное функционирование», «жизненная активность».

Вычисления цифровых показателей производились вручную. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета Microsoft Excel. Было опрошено 143 человека: 52 юноши (37 %) и 91 девушка (63 %). Средний возраст опрашиваемых составил 20 лет. Результаты опроса представлены в таблицах 1–3.

 

Таблица 1

Качество жизни лиц женского пола

 

GPh

GMH

PF

RP

BP

GH

VT

SF

RE

MH

Ср. Знач (М)

49,59

40,03

90,48

60,10

67,87

63,08

53,27

70,48

46,15

59,08

Мода

54,94

41,37

95

100

100

62

50

75

33

60

Медиана

48,92

40,96

95

75

72

65

50

75

33

60

Сред. Отклон.

5,76

8,14

8,24

29,90

23,56

17

14,87

19,18

29,40

14,72

Ошибка (m)

0,80

1,13

1,14

4,15

3,27

2,36

2,06

2,66

4,08

2,04

М ± m

49,59 ± 0,80

40,03 ± 1,13

90,48 ± 1,14

60,10 ± 4,15

67,87 ± 3,27

63,08 ± 2,36

53,27 ± 2,06

70,48 ± 2,66

46,15 ± 4,08

59,08 ± 2,04

 

Таблица 2

Качество жизни лиц мужского пола

 

GPh

GMH

PF

RP

BP

GH

VT

SF

RE

MH

Ср. Знач (М)

49,30

37,76

90,81

57,26

64,16

67,55

45,48

68,58

45,13

53,94

Мода

62,54

45,58

100

50

62

77

55

75

33

64

Медиана

47,81

41,12

95

50

62

72

45

75

33

56

Сред. Отклон.

5,63

7,94

9,23

27,78

15,23

15,62

13,73

18,05

28,99

16,33

Ошибка (m)

1,05

1,47

1,71

5,16

2,83

2,90

2,55

3,35

5,38

3,03

М ± m

49,30 ± 1,05

37,36 ± 1,47

90,81 ± 1,71

57,26 ± 5,16

64,16 ± 2,83

67,55 ± 2,90

45,48 ± 2,55

68,58 ± 3,35

45,13 ± 5,38

53,94 ± 3,03

 

Таблица 3

Средний уровень качества жизни студентов

 

GPh

GMH

PF

RP

BP

GH

VT

SF

RE

MH

Ср. знач. (М)

49,45

39,25

90,60

59,34

66,47

64,20

50,54

69,92

46,18

57,16

Мода

62,54

45,58

95

100

100

77

50

75

33

60

Медиана

48,61

41,02

95

50

62

67

50

75

33

60

Сред. Отклон.

5,85

7,96

8,61

29,55

20,93

16,77

14,34

18,68

29,40

15,40

Ошибка (m)

0,64

0,87

0,95

3,24

2,30

1,84

1,57

2,05

3,23

1,69

М ± m

49,45 ± 0,64

39,25 ± 0,87

90,60 ± 0,95

59,34 ± 3,24

66,47 ± 2,30

64,20 ± 1,84

50,54 ± 1,57

69,92 ± 2,05

46,18 ± 3,23

57,16 ± 1,69

 

Результаты

Как было отмечено ранее, исследования КЖ студентов высших медицинских учреждений образования Беларуси не проводились. Полученные данные нашей работы показали, что уровень КЖ юношей и девушек, обучающихся в БГМУ практически одинаков. Однако следует отметить, что показатели девушек по таким шкалам как жизненная активность и психическое здоровье выше, чем у юношей. Из рисунка 1 видно, что психический компонент здоровья девушек немного больше. При сравнении КЖ студентов БГМУ и нормативных значений для людей данного возраста мы выявили значительное снижение уровня КЖ по всем параметрам, кроме физического функционирования, которое соответствует среднестатистическим данным. (рис. 5)

Так, по сравнению с нормой, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, снижено на 33 %; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, снижено на 20 %; жизненная активность меньше нормы на 18 %; психическое здоровье снижено на 14 %; шкала интенсивности боли снижена на 13 %; социальное функционирование ниже нормы на 11 %, а общее состояние здоровья ниже на 8 %.

Рис. 1. КЖ юношей и девушек

 

Рис. 2. Сравнение КЖ студентов БГМУ с нормативными данными

 

Выводы

Таким образом, проведя анонимное анкетирование, тщательно проанализировав результаты и сравнив их с нормативными данными, мы можем сделать вывод о том, что уровень КЖ у студентов Белорусского Государственного Медицинского Университета, несколько ниже нормативных показателей. Тот факт, что ролевое функционирование, обусловленное как эмоциональным, так и физическим состоянием, ниже нормы (на 32,88 % и 20,35 % соответственно), может говорить о сильной загруженности студентов учебным материалом, о нехватке времени на отдых и вербальный контакт с близкими людьми. Так как анкетирование проводилось в преддверие второго пикового периода учебного года, несколько заниженные данные о жизненной активности (ниже нормы на 18,35 %) и психическом здоровье (ниже нормальных значений на 14,3 %) могут быть отражением физического и психоэмоционального состояния учащихся перед сдачей сессии. Тот факт, что показатели девушек по таким шкалам как жизненная активность и психическое здоровье оказались несколько выше, чем у юношей (на 5,13 % и 3,25 % соответственно), показывает более высокую психоэмоциональную устойчивость лиц женского пола.

 

Литература:

 

1.                Elkinton J. R. Medicine and the quality of life. // Ann. Intern. Med., 1966, 64, P. 711–714.

2.                Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. //The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass.-1993.

3.                Ware J. E. Jr., Krisyin K. S., Kosinski M. et al. SF-36 Health Survey. Manual and Interpretation Guide. — Boston, Massachusetts: Nimrod Press, 1993.

4.                Ware J. E., Kosinski M., Keller S. D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User`s Manual // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass.-1994

5.                U. S. Population Norms. // http:www.sf-36.org/reseach/sf98norms.pdf.

6.                А. О. Недошивин, А. Э. Кутузова, Н. Н. Петрова, С. Ю. Варшавский, Н. Б. Перепеч, Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью// Сердечная недостаточность: Том 1/N 4/2000

Основные термины (генерируются автоматически): GMH, ролевое функционирование, психическое здоровье, жизненная активность, эмоциональное состояние, физическое состояние, физическое функционирование, общее состояние здоровья, социальное функционирование, шкала.


Похожие статьи

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу»

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Гигиеническая оценка питания студентов Смоленского государственного медицинского университета

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Экспресс-мониторинг профессиональной подготовки студентов старших курсов (на материалах КазГосЖенПУ)

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Похожие статьи

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов 2–3 курсов Казахского национального педагогического университета имени Абая

Мониторинг «Выявления заинтересованности научно-педагогических кадров НИУ «БелГУ» к практико-ориентированному образовательному процессу»

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Гигиеническая оценка питания студентов Смоленского государственного медицинского университета

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс

Экспресс-мониторинг профессиональной подготовки студентов старших курсов (на материалах КазГосЖенПУ)

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета

Социальное воспитание обучающихся на примере опыта деятельности в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Задать вопрос