Качество жизни (далее КЖ) в широком смысле понятия является социологической категорией, которая по определению ООН, охватывает 12 аспектов условий жизни, таких как состояние здоровья, воспитание, средства к существованию, условия труда, социальная уверенность, психоэмоциональное состояние и др. В то же время, это понятие, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, используется и в более узком, медицинском контексте. Считается, что в медицинской трактовке термин КЖ впервые был использован в журнале Annals of Internal Medicine в 1966 году [1]. Начиная с этого времени, и особенно в последнее десятилетие интерес к изучению медицинских аспектов КЖ сильно возрос. По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Как видно из определения, здоровье — это не только лишь отсутствие болезней и физических дефектов.
Для оценки уровня КЖ используются различные опросники. Однако одним из наиболее часто применяемых является 36-Item Short-Form Health Survey (SF-36) — опросник общего назначения, который позволяет оценить уровень КЖ с помощью восьми шкал, характеризующих физические, психические и социальные аспекты жизнедеятельности человека [2, 3, 4]. SF-36 хорошо опробован, применим в широком возрастном диапазоне, имеет нормативные показатели, основанные на популяционных исследованиях репрезентативных выборок населения разных стран (США, Канады, Норвегии, Швеции, России) [5]. В наших исследованиях был использован именно опросник SF-36.
В настоящее время выполнено огромное количество исследований по изучению уровня КЖ различных групп населения. Однако на данный момент отсутствуют достоверные сведения о КЖ студентов высших медицинских учебных заведений.
В связи с этим цель нашего исследования — изучить уровень КЖ студентов и сравнить полученные данные с нормативными.
Материалы и методы исследования
Изучение уровня КЖ проводилось в УО «Белорусский Государственный Медицинский Университет» среди студентов 2–4 курсов лечебного факультета. В ходе исследования применялись бумажные (бланковые) варианты опросника SF-36. 36 пунктов теста сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: психическое и физическое здоровье.
Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели:
- Физическое функционирование (Physical Functioning — PF), иллюстрирует степень лимитированности физической активности опрашиваемого, обусловленной состоянием его здоровья.
- Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning — RP), подразумевает степень влияния физического здоровья человека на ежедневную ролевую деятельность (работа, выполнение повседневных обязанностей).
- Интенсивность боли (Bodily pain — BP), описывает степень воздействия физической боли на возможность выполнения ежедневных обязанностей (работа по дому, учёба и т. д.).
- Общее состояние здоровья (General Health — GH) — субъективная оценка опрашиваемого своего состояния здоровья в данный момент времени.
- Жизненная активность (Vitality — VT), является субъективной оценкой опрашиваемым своего психоэмоционального самочувствия, показывает, считает ли себя человек бодрым, эмоционально готовым совершать какую-либо деятельность или напротив — поникшим, медлительным и ленивым.
- Социальное функционирование (Social Functioning — SF), определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).
- Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-motional — RE) характеризует, насколько психоэмоциональное состояние опрашиваемого мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т. п.).
- Психическое здоровье (Mental Health — MH) — состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [6].
Шкалы группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья»:
- Физический компонент здоровья (General Physical Health — GPH) представлен такими шкалами, как физическое функционирование, Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья.
- Психологический компонент здоровья (General Mental Health — GMH) cоставляют шкалы: «психическое здоровье», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», «социальное функционирование», «жизненная активность».
Вычисления цифровых показателей производились вручную. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета Microsoft Excel. Было опрошено 143 человека: 52 юноши (37 %) и 91 девушка (63 %). Средний возраст опрашиваемых составил 20 лет. Результаты опроса представлены в таблицах 1–3.
Таблица 1
Качество жизни лиц женского пола
|
GPh |
GMH |
PF |
RP |
BP |
GH |
VT |
SF |
RE |
MH |
Ср. Знач (М) |
49,59 |
40,03 |
90,48 |
60,10 |
67,87 |
63,08 |
53,27 |
70,48 |
46,15 |
59,08 |
Мода |
54,94 |
41,37 |
95 |
100 |
100 |
62 |
50 |
75 |
33 |
60 |
Медиана |
48,92 |
40,96 |
95 |
75 |
72 |
65 |
50 |
75 |
33 |
60 |
Сред. Отклон. |
5,76 |
8,14 |
8,24 |
29,90 |
23,56 |
17 |
14,87 |
19,18 |
29,40 |
14,72 |
Ошибка (m) |
0,80 |
1,13 |
1,14 |
4,15 |
3,27 |
2,36 |
2,06 |
2,66 |
4,08 |
2,04 |
М ± m |
49,59 ± 0,80 |
40,03 ± 1,13 |
90,48 ± 1,14 |
60,10 ± 4,15 |
67,87 ± 3,27 |
63,08 ± 2,36 |
53,27 ± 2,06 |
70,48 ± 2,66 |
46,15 ± 4,08 |
59,08 ± 2,04 |
Таблица 2
Качество жизни лиц мужского пола
|
GPh |
GMH |
PF |
RP |
BP |
GH |
VT |
SF |
RE |
MH |
Ср. Знач (М) |
49,30 |
37,76 |
90,81 |
57,26 |
64,16 |
67,55 |
45,48 |
68,58 |
45,13 |
53,94 |
Мода |
62,54 |
45,58 |
100 |
50 |
62 |
77 |
55 |
75 |
33 |
64 |
Медиана |
47,81 |
41,12 |
95 |
50 |
62 |
72 |
45 |
75 |
33 |
56 |
Сред. Отклон. |
5,63 |
7,94 |
9,23 |
27,78 |
15,23 |
15,62 |
13,73 |
18,05 |
28,99 |
16,33 |
Ошибка (m) |
1,05 |
1,47 |
1,71 |
5,16 |
2,83 |
2,90 |
2,55 |
3,35 |
5,38 |
3,03 |
М ± m |
49,30 ± 1,05 |
37,36 ± 1,47 |
90,81 ± 1,71 |
57,26 ± 5,16 |
64,16 ± 2,83 |
67,55 ± 2,90 |
45,48 ± 2,55 |
68,58 ± 3,35 |
45,13 ± 5,38 |
53,94 ± 3,03 |
Таблица 3
Средний уровень качества жизни студентов
|
GPh |
GMH |
PF |
RP |
BP |
GH |
VT |
SF |
RE |
MH |
Ср. знач. (М) |
49,45 |
39,25 |
90,60 |
59,34 |
66,47 |
64,20 |
50,54 |
69,92 |
46,18 |
57,16 |
Мода |
62,54 |
45,58 |
95 |
100 |
100 |
77 |
50 |
75 |
33 |
60 |
Медиана |
48,61 |
41,02 |
95 |
50 |
62 |
67 |
50 |
75 |
33 |
60 |
Сред. Отклон. |
5,85 |
7,96 |
8,61 |
29,55 |
20,93 |
16,77 |
14,34 |
18,68 |
29,40 |
15,40 |
Ошибка (m) |
0,64 |
0,87 |
0,95 |
3,24 |
2,30 |
1,84 |
1,57 |
2,05 |
3,23 |
1,69 |
М ± m |
49,45 ± 0,64 |
39,25 ± 0,87 |
90,60 ± 0,95 |
59,34 ± 3,24 |
66,47 ± 2,30 |
64,20 ± 1,84 |
50,54 ± 1,57 |
69,92 ± 2,05 |
46,18 ± 3,23 |
57,16 ± 1,69 |
Результаты
Как было отмечено ранее, исследования КЖ студентов высших медицинских учреждений образования Беларуси не проводились. Полученные данные нашей работы показали, что уровень КЖ юношей и девушек, обучающихся в БГМУ практически одинаков. Однако следует отметить, что показатели девушек по таким шкалам как жизненная активность и психическое здоровье выше, чем у юношей. Из рисунка 1 видно, что психический компонент здоровья девушек немного больше. При сравнении КЖ студентов БГМУ и нормативных значений для людей данного возраста мы выявили значительное снижение уровня КЖ по всем параметрам, кроме физического функционирования, которое соответствует среднестатистическим данным. (рис. 5)
Так, по сравнению с нормой, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, снижено на 33 %; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, снижено на 20 %; жизненная активность меньше нормы на 18 %; психическое здоровье снижено на 14 %; шкала интенсивности боли снижена на 13 %; социальное функционирование ниже нормы на 11 %, а общее состояние здоровья ниже на 8 %.
Рис. 1. КЖ юношей и девушек
Рис. 2. Сравнение КЖ студентов БГМУ с нормативными данными
Выводы
Таким образом, проведя анонимное анкетирование, тщательно проанализировав результаты и сравнив их с нормативными данными, мы можем сделать вывод о том, что уровень КЖ у студентов Белорусского Государственного Медицинского Университета, несколько ниже нормативных показателей. Тот факт, что ролевое функционирование, обусловленное как эмоциональным, так и физическим состоянием, ниже нормы (на 32,88 % и 20,35 % соответственно), может говорить о сильной загруженности студентов учебным материалом, о нехватке времени на отдых и вербальный контакт с близкими людьми. Так как анкетирование проводилось в преддверие второго пикового периода учебного года, несколько заниженные данные о жизненной активности (ниже нормы на 18,35 %) и психическом здоровье (ниже нормальных значений на 14,3 %) могут быть отражением физического и психоэмоционального состояния учащихся перед сдачей сессии. Тот факт, что показатели девушек по таким шкалам как жизненная активность и психическое здоровье оказались несколько выше, чем у юношей (на 5,13 % и 3,25 % соответственно), показывает более высокую психоэмоциональную устойчивость лиц женского пола.
Литература:
1. Elkinton J. R. Medicine and the quality of life. // Ann. Intern. Med., 1966, 64, P. 711–714.
2. Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. //The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass.-1993.
3. Ware J. E. Jr., Krisyin K. S., Kosinski M. et al. SF-36 Health Survey. Manual and Interpretation Guide. — Boston, Massachusetts: Nimrod Press, 1993.
4. Ware J. E., Kosinski M., Keller S. D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User`s Manual // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass.-1994
5. U. S. Population Norms. // http:www.sf-36.org/reseach/sf98norms.pdf.
6. А. О. Недошивин, А. Э. Кутузова, Н. Н. Петрова, С. Ю. Варшавский, Н. Б. Перепеч, Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью// Сердечная недостаточность: Том 1/N 4/2000