Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины ХХ века стали свободные экономические зоны, являющиеся фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углублением интеграционных экономических процессов.
В соответствии с ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].
Общими целями создания особых экономических зон являются [2, с. 23]:
1) улучшение инвестиционного и предпринимательского климата
2) развитие производства, ориентированного на экспорт
3) выравнивание условий международной конкуренции
4) развитие наукоемкого производства услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно–технических разработок;
5) развитие депрессивных территорий или регионов.
За последние 30 лет существования особых экономических зон в России, в них последовательно менялись: экономическая формация государства, отношение к частной собственности, взгляды на формы ведения бизнеса. Поэтому, исследование развития форм ОЭЗ целесообразно связать с этапами, которые повлияли на ОЭЗ, в том числе и в современной России.
Можно выделить 3 основных этапа развития особых экономических зон на территории Российской Федерации.
I ЭТАП (становление): конец 80–х XX века –1998 гг.
Процесс становления ОЭЗ был заложен в конце 80–х годов ХХ века. Первоначально сформировалась сама идея, принципиально новая для экономики тех лет. В СССР была разработана единая государственная концепция свободных зон [3, с. 19]. Зоны являлись элементом внешнеэкономической политики государства, и рассматривались как стимулирование межгосударственных связей СССР с зарубежными инвесторами [3, с. 19]. Идея зондирования представлялась как совокупность свободного и совместного предпринимательства на определенных территориях с выделенным кластером предприятий на ней и с участием иностранных инвестиций. Такие зоны планировалось создавать в регионах с развитым научно–техническим прогрессом. Важным аспектом для их создания выступило решение проблемы экономического роста; снижение уровня безработицы; привлечение финансовых ресурсов. С конца 80–х и до 1991 гг. правительство интенсивно работало над созданием «зон свободного предпринимательства». Главные задачи, которые ставило государство перед экономическими зонами это [3, с. 21]:
развитие отсталых регионов ускоренными темпами в социальной и экономической сферах
внедрение новейших разработок и технологий зарубежных и отечественных ученых
развитие экспорта
увеличение притоков иностранных капиталов в экономику страны
расширение международных экономических связей
вовлечение в международный бизнес
В декабре 1989 года Совет министров СССР издал указ о создании первых свободных экономических зон в таких городах как Выборг и Находка. Однако, в силу различных причин, эти зоны не были эффективны и не смогли функционировать в задуманных масштабах.
Вначале 90–х в Госплан СССР было отправлено около 300 предложений и рекомендаций в отношении развития свободных экономических зон в разных регионах страны. СЭЗ были образованы в 11 областях СССР, налоговые льготы являлись одинаковыми для всех действующих зон, различался только статус: зона свободного предпринимательства (Выборг, Санкт–Петербург); специальная экономическая зона (Находка, Калининград). Зоны сформировались в следующих городах: Выборг, Находка, Ленинград, Зеленоград; а также: в Алтайском крае, в Сахалинской, Читинской, Кемеровской, Новгородских областях и Еврейской автономной республике.
В 1990–1991 гг. Советом министров и Верховным Советом РСФСР были утверждены положения по каждой отдельно взятой зоне. В положениях было введено определение «свободные экономические зоны» и рассматривались они как некий инструмент перехода от монопольной экономики к конкурентоспособной.
Созданию свободных экономических зон в 90–х гг. препятствовали следующие проблемы [3, с. 23]:
отсутствие четко сформулированной цели и задач СЭЗ;
отсутствие полноценной правовой базы, регламентирующей деятельность СЭЗ;
неравномерное распределение налоговых преференций;
попытка образования суверенитета местными властями на территории бывшего СССР, где действовала СЭЗ;
отсутствие развитой инфраструктуры СЭЗ препятствовала освоению российского рынка иностранными компаниями;
невозможность действующих государственных и местных органов власти заинтересовать иностранных инвесторов и производителей образовывать производственные предприятия в имеющихся зонах.
После распада СССР иностранные инвесторы утратили интерес по отношению к свободным экономическим зонам, поскольку, был принят новый порядок налогообложения и внешнеэкономической деятельности страны, где преференции для СЭЗ утратили силу. В целом, в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой, ухудшением криминогенной ситуации, свободные экономические зоны не развивались, ожидаемый результат, достигнут, не был [3, с. 23]. Объем денежных потоков в функционирующие свободные экономические зоны был минимальный, фиксировалось снижение ряда экономических показателей, а рост внешнеторгового оборота достигался благодаря импорту. Все эти факторы привели к ликвидации зон правительством РФ, на их смену, предлагалось создать микрозоны с минимальными затратами, которые располагались бы на уже обустроенной инфраструктуре с выгодным географическим местоположением. Это решение вызвало достаточно скептический подход у экспертов, высказывалось предположение, что свободные экономические зоны на территории РФ служат «черными дырами» для выкачки ресурсов из страны, формирования жестких бюрократических барьеров и утечке денежных потоков, несогласия федеральных и региональных властей в вопросах налоговых преференций [3, с. 24].
Таким образом, к концу 90–х гг. на территории страны насчитывалось около 20 зонированных территорий, которые функционировали в виду постоянно меняющихся подзаконных актах, находясь, тем самым, на полулегальном положении.
II ЭТАП (развитие): 2005–2007 гг.
Начало 2000 гг. характеризуется некоторой стабилизацией экономики внутри страны и попытке руководства страны создать благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности. Издается Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где правительство уходило от названия свободных экономических зон, заменяя термином «особая экономическая зона». Закон предписывал единую правовую базу создания и функционирования ОЭЗ, была дана расшифровка — понятия особой экономической зоны, расписаны типы, создаваемых ОЭЗ и определена их система управления.
16 мая 2006 г. в Москве в здании Центра международной торговли состоялось открытие первого международного форума «Особые экономические зоны в Российской Федерации. Инвестиционный фонд России. Задачи, возможности, перспективы».
Организаторами мероприятия выступили: Минэкономразвития и торговли РФ, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, Торгово-промышленная палата. На форуме демонстрировались инвестиционные возможности регионов и их готовность размещать на своей территории особые экономические зоны. Таким образом, к первому десятилетию XXI века особые экономические зоны вышли на новый путь развития.
В 2006 году был разработан проект Российские особые зоны РосОЭЗ, который подразумевал государственно–частное партнерство. Также внутри особых экономических зон, выделен ряд кластеров. Ранее созданные зоны (20 СЭЗ) были ликвидированы в виду вступления в силу нового законодательства (исключением явились зоны, созданные в Магаданской и Калининградской областях).
По данным РосОЭЗ в РФ действуют зоны:
технико–внедренческого типа
промышленно–производственного типа
туристско–рекреационные зоны
портовые зоны
Цель, которую преследует государство, создавая новые особые экономические зоны, это — решение стратегических задач развития экономики на территории РФ. Выполнение внешнеторговых, общеэкономических, социальных, технико-внедренческих, финансовых, научных и региональных задач.
С 2005 года, по настоящее время, деятельность особых экономических зон набирает обороты. На выделенных зондированных территориях проходят международные конкурсы по поиску новых резидентов ОЭЗ [3, с. 37]. Достаточно активно развивается инфраструктура, выпускаются подзаконные акты, которые регламентируют деятельность всех четырех типов особых экономических зон.
Таким образом, первоначальная задумка создания ОЭЗ на территории страны во «второй волне» подразумевала, что синтез особой экономической зоны, обустройство инфраструктуры, и в целом, затраты на функционирование экономического кластера на выделенных территориях, полностью финансирует принимающая сторона. Но, при анализе существования и функционирования, можно сделать вывод, что инвестиции делятся между государством и резидентами.
III ЭТАП (модернизация): 2007 — по настоящее время.
В России в 2007 году была принята Концепция кластерной политики. Применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов России. Особые экономические зоны в РФ являются своего рода базой, подготовительной инфраструктурой для развития кластеров. Они являются одной из составляющих кластерной политики. Крупные предприятия, которые являются зачастую главными образующими элементами особых экономических зон, способны сформировать рынок, который в свою очередь и формирует кластер.
В связи с введением Федерального закона от 30.11.2011 года № 365–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было впервые законодательно закреплено на федеральном уровне понятие кластер, который представляет собой совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации, и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Формирование кластеров содействует пространственному развитию регионов, кластерный поход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику в сфере развития того или иного региона. Кластеры обеспечивают диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности, способствуют становлению высокотехнологичного производства.
Таким образом, в настоящее время особые экономические зоны прочно закрепились в мировой хозяйственной практике, и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
- Приходько С.В, Воловик Н. П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. — М.: ИЭПП, 2012. — 268 с.
- Замятин, Б. И. Свободные экономические зоны. Опыт, проблемы создания и развития: учебное пособие / Б. И. Замятин. — М., 2011. — 287 с.