Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Раупова, Ш. А. Психологические манипуляции как скрытое принуждение и предпосылки усиления подверженности личности манипулятивному воздействию / Ш. А. Раупова, Х. Б. Раупов, Дилдора Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 704-706. — URL: https://moluch.ru/archive/108/24430/ (дата обращения: 20.04.2024).

    

 

В социальных науках является достаточно распространенным приемом обращаться к ретроспективному анализу исторических событий для того, чтобы выявить определенные аналогии в закономерностях общественного развития, извлечь те уроки, которые позволят учесть положительные и отрицательные тенденции, сопровождающие периоды кризисных социально-политических и экономических изменений. Существуют многочисленные примеры использования данного приема для анализа социально-политических и экономических факторов исторического развития, но их значительно меньше для исследования деформации психологии людей в такие периоды кардинальных общественных изменений, что по степени воздействия и их последствиям для человеческой личности иногда является куда более значительным и мощным. В 30-е годы Эрих Фромм исследовал особенности индивидуальных, групповых и массовых психологических явлений в периоды социальных кризисов. В результате анализа им были выявлены закономерные исторические аналогии в особенностях психологии людей в периоды кризисных общественных изменений. Он сопоставил современные ему реалии с данными эпох Возрождения и Реформации, так как именно в эти исторические периоды осуществлялся в ряде стран переход к качественно новым общественным формам жизни людей, происходила ломка соответствующих экономических структур, социальных институтов и общественных отношений. Многие полученные результаты Фроммом вполне могут быть использованы как отправные моменты для понимания человеком психологической сущности тех социальных воздействий, которые обрушились на него в современной России, а также определения основных направлений формирования психологической защиты от них. Эрих Фромм показал, что средневековое общество, с одной стороны, было жестко структурировано и ограничивало свободу человека как личности, но психологически давало ему ощущение уверенности. Отметим этот момент, весьма важный для понимания истоков возникновения психической напряженности человека в условиях кардинальных общественных изменений. С другой стороны, оно держало его в оковах. Однако эти оковы, отмечает он, имели совсем другой характер, какой стал присущ авторитаризму и угнетению в последующие века. По субъективному переживанию, ощущение этих «оков» в период феодализма не несло таких остро переживаемого негативного эмоционального состояния человеку, как в последующем. Это принуждение воспринималось как естественный ход событий, как устойчивый уложившийся уклад жизни, практически не имеющий альтернатив общественному устройству. Консерватизм и инерционность настолько стали доминирующими, что даже необходимые для поддержания и воспроизводства существовавших общественных отношений стабилизирующие социальные меры, которые предлагались отдельными лидерами, пережевывались, перемалывались существовавшей системой, оставляя от них лозунги и внешние ярлыки типа «развитого социализма», «экономика должна быть экономной», «социализм с человеческим лицом» и т. п. Рассматривая эпоху Возрождения и отмечая ее прогрессивный характер, Э. Фромм вместе с тем показывает, насколько проник в нее манипулятивный подход к взаимодействию между людьми, насколько глубоко он поразил и высший класс и тем более низы общества.

Кроме объективных предпосылок, можно выделить предпосылки психологического характера, значительно повышающие степень действенности психологических манипуляций, их опасность для личности. Целесообразно остановиться на их рассмотрении несколько подробнее, так как именно им зачастую не уделяется достаточного внимания в настоящее время. Важнейшая из них — приведение психики людей в состояние, которое способствует усилению подверженности психологическим манипуляциям и, в частности, воздействию на подсознание. Последние годы перестройки и радикальных реформ вызвали у значительной части населения появление устойчивого состояния психической напряженности. Люди испытывают необходимость в контактах с себе подобными, в общении с другими. Исследования показывают, что, например, для женщин эта группа потребностей играет особую роль, и, подбирая место работы, они в определенной мере ориентируются на возможность общаться, находиться в комфортных условиях межличностных контактов, потребности в самоуважении, высокой самооценке. Особенно они выражены у мужчин и реализуются зачастую через приобретение стабильного социального статуса и престижа. Поэтому для них часто важно то, как называется их должность, многие любят подчеркивать особую ценность выполняемого дела или иметь соответствующую оценку этого от окружающих (в определенной степени свою незаменимость, уникальность и т. п.), потребности в самовыражении, в реализации потенциала личности, в ее самоутверждении, или в сокращенном обозначении как потребность в самоактуализации. Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей своим интегральным влиянием, внося больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. В определенные периоды времени и в соответствующих условиях одна из базовых групп потребностей может стать ведущей в большей мере, чем остальные, определяя поведение и деятельность человека. В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности. Например, потребность в пище начинает определять поведение человека как раз при ее отсутствии. Но есть периоды и ситуации, в которых именно потребность в безопасности выходит на первое место и становится ведущей, начинает определять мотивацию социального поведения человека, перестраивая и изменяя ее, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Как отмечают многие исследователи, она становится активным доминирующим мобилизатором ресурсов организма человека в чрезвычайных обстоятельствах — социальная дезорганизация, катастрофические явления природы, преступные посягательства, стихийные бедствия. Таким образом, потребности в безопасности дает о себе знать в периоды кризисных социальных изменений, т. е. в одном из которых мы будем находиться еще достаточно продолжительное время по отношению к продолжительности человеческой жизни. Отсутствие адекватных возможностей для удовлетворения данной группы потребностей вызывает у личности эмоционально негативные, остро переживаемые психические состояния, на фоне которых протекают практически все психические процессы человека, Потребность в безопасности — важнейшая для человека, удовлетворение которой является необходимым условием нормального существования и развития и реализуется в обществе через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность, трансформируясь в систему взаимосвязанных личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому человек так нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам. Поэтому так остро он воспринимает резкие изменения в окружающем мире, разрушение привычных социальных институтов, переживает перспективу и условия изоляции и одиночества. В результате потребности являются субъективной, психологической основой, стимулирующей человека к созданию определенных социальных организационных форм.

Манипуляция ловкая проделка, ухищрение, сознательное управление человеком.

Массовая информация документированная информация, аудио, аудио-визуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.

Массовое сознание тип общественного сознания, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающий интерес массовых общностей.

Психологическая защита специальная регулированная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Психология наука о закономерностях, развитии, формах психической деятельности.

Информационно-психологическая безопасность состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и социальных субъектов различных уровней общности, масштаба системно-структурной организации от воздействия информационных факторов.

 

Литература:

 

  1.      Петровский А. В., Ярошевский М. В. История и теория психологии. В 2-х томах. М., 1996.
  2.      Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.
  3.      Егидес А. П., Сугробова Н. Ш. Как научиться разбираться в людях. — Алма-Ата: Казахстан: АО “Караван”, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): группа потребностей, базовая группа потребностей, изменение, окружающий мир, Потребность, психологическая защита, эпоха Возрождения.


Похожие статьи

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес...

Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека.

В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания...

Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу

В Древней Греции не только сформировались основные группы человеческих потребностей, как «внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов» [2,с.1]...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных...

В статье так же отражена гибкость педагога путём индивидуального подхода к воспитаннику и стимулирование коррекции позиционирования воспитанника к окружающему миру.

Потребность во взаимодействии и общении со сверстниками своей группы и педагогами...

Аксиологические основания адаптации личности в условиях...

Отзывы и защиты наших авторов.

Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма.

С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Духовные потребности человека | Статья в журнале...

Отзывы и защиты наших авторов.

«Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Основные термины (генерируются автоматически): природа человека, потребность, иерархия потребностей, положение, теория, трудовая деятельность, личностный рост, психологическая наука, гуманистическая психология, взрослый человек.

Потребности человека (исследовательский проект)

Потребности человека (исследовательский проект). Цацура Иван Сергеевич, учащийся 6 класса.

Для его полноценного развития и существования необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными группами.

Совершенствование саморазвития лидерских качеств молодых...

Далее, при условии реализации базовых потребностей, на передний план выходят потребности в личностном росте или метапотребности (по А. Маслоу). Конечно, процесс познания и изменения в эстетическом восприятии окружающего мира проходит непрерывно в...

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные...»

Отзывы и защиты наших авторов.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, первобытный мир, группа ценностей, древний мир, ценностное значение, эпоха Возрождения, время, духовная, эпоха.

Похожие статьи

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес...

Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека.

В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания...

Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу

В Древней Греции не только сформировались основные группы человеческих потребностей, как «внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов» [2,с.1]...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных...

В статье так же отражена гибкость педагога путём индивидуального подхода к воспитаннику и стимулирование коррекции позиционирования воспитанника к окружающему миру.

Потребность во взаимодействии и общении со сверстниками своей группы и педагогами...

Аксиологические основания адаптации личности в условиях...

Отзывы и защиты наших авторов.

Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма.

С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Духовные потребности человека | Статья в журнале...

Отзывы и защиты наших авторов.

«Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох.

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Основные термины (генерируются автоматически): природа человека, потребность, иерархия потребностей, положение, теория, трудовая деятельность, личностный рост, психологическая наука, гуманистическая психология, взрослый человек.

Потребности человека (исследовательский проект)

Потребности человека (исследовательский проект). Цацура Иван Сергеевич, учащийся 6 класса.

Для его полноценного развития и существования необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными группами.

Совершенствование саморазвития лидерских качеств молодых...

Далее, при условии реализации базовых потребностей, на передний план выходят потребности в личностном росте или метапотребности (по А. Маслоу). Конечно, процесс познания и изменения в эстетическом восприятии окружающего мира проходит непрерывно в...

Историко-педагогический анализ понятия «нравственные...»

Отзывы и защиты наших авторов.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, первобытный мир, группа ценностей, древний мир, ценностное значение, эпоха Возрождения, время, духовная, эпоха.

Задать вопрос