1
The problem of transfer contract position in Russian civil law has been being discussed for many years. Since a great increase of sport-related researches took place after the Bosman case, several points of view have been introduced. Firstly, the widespread idea is that a transfer contract is a type of a contract under article 421 (2) of Russian Civil code. Secondly, it can be stated that transfer contract touches somehow labour law issues and must be regarded as a complex contract which consists of civil law related and labour law related terms. Having studied pros and cons of abovementioned points of view it can be argued that the complex nature of transfer contract cannot be denied and this type of contracts must be studied not as if it was a civil law contract for services or the one for transfer of property rights.
Keywords: transfer contract, property rights, registration right.
Так называемое право регистрации, которое якобы получает клуб, куда переходит спортсмен, от клуба, за который он выступал до этого, является, без сомнения, крайне дискуссионным термином. Существуют точки зрения, которые в принципе не принимают это право во внимание, так как, по мнению апологетов этих точек зрения, трансферный контракт опосредует перемещение работ или услуг, а не загадочного права регистрации. Тем не менее, ни игнорирование термина в силу недоказанной ненужности, ни его непрояснение при практической на то необходимости нельзя признать удовлетворительными.
Хотя бы и не в научных целях, а в целях настоящего исследования, стоит определиться, что понимается под правом регистрации. Итак, так называемое право регистрации – это право, каким-то образом связанное со спортсменом и передающееся от одного спортивного клуба другому через трансферный контракт.
Разграничение различных видов договоров может осуществляться не только исходя из предмета договора. В силу цели настоящего исследования, не предполагающей изысканий на предмет природы трансферного контракта, нам следует сказать несколько слов именно о природе того права, которое передаётся по трансферному контракту. Вопросы о природе самого транферного контракта будут затронуты лишь в той мере, в какой это необходимо для выявления существа передаваемого по нему права.
Существует два основных нормативно-правовых акта, регулирующих вопросы статуса и переходов игроков, в том числе и вопросы регистрации футболистов – Регламент ФИФА по статусу и переходам игроков [1] (далее – Регламент ФИФА) и Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов [2] (далее - Регламент РФС).
Очевидно, что самый лёгкий способ получить общее представление о правовой природе явления, обозначаемого термином – найти легальную дефиницию этого термина. В обоих регламентах существует раздел, где даётся определение основным терминам, используемым в каждом регламенте. Как отмечается в официальном комментарии к Регламенту ФИФА [3], в этом Регламенте употребляются также термины, определённые в Уставе ФИФА [4]. Как представляется, подобная системность характерна и для массива нормативно-правовых актов, издаваемых Российским Футбольным союзом. Важным для рассматриваемой проблемы является то, что в Уставе ФИФА или Регламенте ФИФА нет определения регистрации футболистов. В Регламенте РФС такое определение даётся в ст. 1 и сразу делит понятие «регистрация» в спортивно-правовом смысле на два вида:
Регистрация трудового договора футболиста – акт уполномоченной согласно настоящему Регламенту организации (лица) в целях подтверждения отношений между футбольным клубом и футболистом, на которые распространяются нормы регламентирующих и иных документов ФИФА, УЕФА, РФС и Ассоциаций, а также учета и определения футболиста в соответствующем статусе.
Регистрация футболиста для участия в соревнованиях (внесение в заявочный лист для участия в соревнованиях) – акт соответствующей футбольной организации и (или) уполномоченного согласно настоящему Регламенту лица, предоставляющий футболисту право участия в российских соревнованиях по футболу под эгидой РФС.
Следовательно, стоит определиться, во-первых, о какой регистрации идёт речь в Регламенте ФИФА, во-вторых, какая регистрация предусмотрена ст. 13 Регламента РФС (которая так и называется – «Общие положения о регистрации футболистов). Ответим на эти вопросы последовательно.
- В ст. 5 Регламента ФИФА сказано, что «игрок должен быть зарегистрирован в ассоциации, чтобы играть в качестве любителя или профессионала… Только зарегистрированные игроки имеют право участвовать в организованном футболе». Следовательно, речь идёт о регистрации самого футболиста, целью и главным последствием которой является возможность участия в соревнованиях. Такая формулировка напоминает регистрацию футболиста как внесение в заявочный лист для участия в соревнованиях в терминологии Регламента РФС.
- Положения ст. 13 Регламента РФС текстуально сильно напоминают положения ст. 5 Регламента ФИФА, а в отличной от них части ещё больше утверждают нас в мысли, что речь идёт о регистрации как о внесении в заявку. Например, в ч. 1 ст. 13 сказано, что «участие в матче незарегистрированного футболиста является неправомерным». Напрашивается параллель с заявкой в её бытовом понимании – если игрока нет в заявке на данный матч, то и играть он не может. В переводе на правовой язык это значит, что заявка является правовым основанием участия в матче или в соревновании. Как можно видеть, загадочный акт регистрации в смысле ст. 13 выполняет точно такую же функцию. Следовательно, надо признать, что ст. 5 Регламента ФИФА и ст. 13 Регламента РФС говорят об одном и том же явлении, которое в терминологии Российского Футбольного союза именуется регистрацией футболиста для участия в соревнованиях.
Как представляется, сложно провести аналогию регистрации как внесения в заявочный лист с каким-либо институтом государственной регистрации в гражданском праве или институтом лицензирования в административном праве. Более всего (но всё равно с огромной натяжкой) такая регистрация напоминает регистрацию юридического лица в ЕГРЮЛ по следующим соображениям:
- Производится уполномоченным органом, находящимся в отношениях власти-подчинения с регистрируемым субъектом (в случае с ЕГРЮЛ таким органом является ФНС, в случае с регистрацией игрока – РФС или соответствующая Лига).
- Регистрация является условием возникновения правосубъектности регистрируемого субъекта в определённом отношении. По п. 3 ст. 49 ГК правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании; футболист же после регистрации получает целый комплекс прав, включая право на участие в соревнованиях под эгидой РФС.
- При регистрации предоставляется закрытый перечень документов (ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ч. 1 ст. 16 Регламента РФС).
Вкратце рассмотрев вопросы регистрации футболиста как его внесения в заявочный лист, следует перейти к такому феномену, как регистрация трудового договора футболиста-профессионала. Выше мы уже выяснили, что в Регламенте ФИФА ничего не сказано о такой регистрации. В Регламенте РФС о такой регистрации упоминает ст. 6, касающаяся заключения трудового договора. По своему нормативному регулированию этот вид регистрации похож на уже рассмотренный: регистрация так же проходит в РФС или соответствующей Лиге, для неё необходимы документы, круг которых исчерпывающе определён абз. 2 ч. 6 ст. 6 Регламента РФС. Но как быть со второй чертой, объединяющей рассматриваемую регистрацию и регистрацию в ЕГРЮЛ – приращением правосубъектности?
В ст. 16 Регламента РФС приводится перечень документов, необходимых для регистрации футболиста-профессионала для участия в соревнованиях. В их числе на первом месте стоит именно трудовой договор, к которому предъявляется требование – он должен быть ранее зарегистрирован в РФС или соответствующей лиге. Следовательно, можно сказать, что регистрация трудового договора порождает право заявить футболиста для участия в соревнованиях. В целом процесс приращения правосубъектности футболиста в связи с регистрацией сначала его трудового договора, а потом и внесения в заявку можно сравнить с телескопической трубкой: каждый шаг открывает новые для футболиста возможности, и, постепенно используя их, он может добиться права на выступление в соревнованиях. Сначала он заключает трудовой договор с клубом, но это не влечет даже возникновение права на внесение в заявку; только после регистрации трудового договора футболист может быть зарегистрирован для участия в соревнованиях; и только последняя упомянутая регистрация даёт футболисту право принимать участие в официальных матчах, проводимых под эгидой РФС или соответствующей лиги.
Таким образом, этих самых «регистраций», на которые может возникнуть право, существует несколько. Если и воспринимать трансферный контракт как договор передачи имущественного права – права регистрации, то не до конца ясно, право какой регистрации передаётся. Основанием для регистрации трудового договора футболиста является как минимум наличие этого договора; в то же время в российском трансферном контракте (см. Приложение № 5 Регламента РФС по статусу и переходам футболистов) есть лишь условие об обязательстве одного клуба расторгнуть трудовой договор с футболистом, а другого – заключить его. То есть на момент заключения контракта в большинстве случаев один клуб имеет действующий трудовой договор с игроком (который, как явствует из ч. 6 ст. 6 Регламента, уже должен быть зарегистрирован), а второму клубу регистрировать попросту нечего – у него есть только обязанность заключить «свой» трудовой договор. Даже регистрации самого трансферного контракта сейчас нет, как это было раньше, например, в Регламенте РФС по статусу и переходам футболистом 2001 года [5].
Следовательно, единственным видом регистрации, который остаётся, является регистрация футболиста для участия в соревнованиях. Представляется, что регистрация футболиста для участия в соревнованиях в отсутствие трудового договора (п. 4 ч. 1 ст. 16 Регламента) и есть тот самый вид регистрации, благодаря которой в доктрине спортивного права появилось «право регистрации». Действительно, в конечном счёте, усилия клуба направлены именно на то, чтобы спортсмен участвовал в соревнованиях, представляя этот клуб. Из всех видов регистрации, которые есть и были в регламентах различного уровня, непосредственно к игре самой близкой являлась регистрация спортсмена для участия в соревнованиях. Тем не менее, лишь на основании трансферного контракта клуб не может зарегистрировать спортсмена для участия в соревнованиях; для этого нужен ещё и трудовой договор (п.1 ч. 1 ст. 16 Регламента). Таким образом, по трансферному контракту, заключённому при наличии у игрока действующего трудового договора со своим клубом, приобретающий игрока клуб получает лишь одну из предпосылок к регистрации игрока в виде (а) обязанности заключить с игроком свой трудовой договор в будущем и (б) сам трансферный контракт, который при регистрации футболиста надо представлять в РФС или соответствующую лигу. Также новый клуб имеет в руках обязанность контрагента расторгнуть «свой» трудовой договор со спортсменом. Поэтому сам по себе термин «право регистрации» (как право, которое по трансферному контракту приобретает клуб) не совсем корректен – право зарегистрировать игрока для участия в соревнованиях клуб не будет иметь, пока не заключит с ним трудовой договор.
Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть, является вопрос природы права, которое получает спортивный клуб по трансферному контракту. Нужно найти место этого права в системе координат по признакам отраслевой принадлежности, имущественного или иного характера и т.п.
Сам термин «имущественное право» является традиционно цивилистическим. Он упомянут в числе объектов гражданских прав в ст. 128 ГК РФ, но определение этому термину не дано. Поэтому в доктрине идут ожесточённые споры о природе имущественных прав. Например, В. В. Шарапов считает, что главными признаками имущественного права являются:
- Направленность на имущество как на свой объект (в противопоставление неимущественным правам, которые на имущество не направлены, например, право на честь, достоинство и деловую репутацию);
- Способность имущественного права к самостоятельному обороту отдельно от имущества-объекта;
- Существование не только как субъективного права, но и как предмета оборота [6].
Из определений, которые даются имущественным правам во многих юридических словарях [7], также становится видно, что всегда определяющим является вопрос объекта имущественного права. Если «право регистрации» имущественное, то на какое имущество оно направлено?
Если рассуждать по аналогии, то имущественное право требования покупателя к продавцу направлено на товар и заключается в возможности требования передачи товара; так как товар является имуществом, право имущественное. Как мы уже выяснили, по трансферному контракту клуб может требовать от своего контрагента расторгнуть с игроком трудовой договор, а также берёт на себя обязанность заключить с игроком свой трудовой договор. Таким образом, вопрос в следующем – как соотносится имущество в смысле ст. 128 ГК РФ и право или обязанность заключить трудовой договор?
Здесь следует констатировать, что мы вплотную подошли к проблеме полиотраслевых договоров. Некоторые исследователи [8] считают, что полиотраслевой договор (договор, в котором присутствуют условия разной отраслевой принадлежности) в принципе сомнителен как отдельное правовое явление, так как не вписывается ни в ст. 421 ГК РФ, ни в положения, например, Трудового кодекса или законов административно-правовой направленности. Другие полагают, что полиотраслевой договор возможен [9], и довольно часто он порождается именно на стыке трудового и гражданского права. Не вдаваясь в эту проблему глубоко, можно сказать, что имущественное право – категория, неизвестная трудовому праву именно в «трудовом» смысле. Обязанность расторгнуть трудовой договор реализуется в области трудового права. Это видно из регламентации процедуры расторжения договора, перевода к другому работодателю в ТК (п. 5 ч. 1 ст. 77, ст. 79, ст. 84.1). Следовательно, право, которое реализуется в рамках трудового, а не гражданского права, не может называться имущественным в силу имманентной термину «имущественное право» гражданско-правовой принадлежности. Итого, в классификации прав на имущественные и неимущественные для прав клуба, вытекающих из трансферного контракта, в принципе места нет – это право не направлено ни на имущество в смысле ст. 128 ГК, ни на какие-либо неимущественные блага, упомянутые в ГК.
К сожалению, по вышеуказанным соображениям не удастся провести научную дискуссию и по месту права регистрации в других классификациях прав, известных Гражданскому кодексу. Все категории вроде вещных/обязательственных, абсолютных/относительных, договорных/внедоговорных прав неприменимы к праву регистрации именно в силу того, что право регистрации лежит вне гражданского права как отрасли.
Интересным также является тот факт, что обеспечено исполнение прав и обязанностей клубов, вытекающих из трансферного контракта, административно-правовыми мерами. Приложение №3 к Регламенту РФС по статусу и переходам футболистов регламентирует систему штрафов пользу РФС и иных спортивных санкций, налагаемых на клубы за разные виды нарушений. Как представляется, если речь идёт об обязанности старого клуба расторгнуть трудовой договор со спортсменом и нового заключить с ним трудовой договор, то мы имеем дело с довольно экзотической конструкцией: неисполнение обязанностей сторон полиотраслевого договора, носящих трудо-правовой характер, влечёт наступление санкций админстративно-правового свойства. Тем не менее, природа санкции за нарушение обязанности в данном случае не влияет на природу самой обязанности. Ещё Б. Б. Черепахин в своей знаменитой работе «К вопросу о частном и публичном праве» отмечал, что стадия защиты права не может использоваться для определения природы самого права, так как в ней право находится в «болезненном», по определению искажённом, не свойственном ему состоянии [10].
Сказанное позволяет нам сделать следующие выводы:
- Сам термин «право регистрации» как право, переходящее по трансферному контракту, не совсем корректен, так как в нынешней системе правового регулирования сам по себе трансферный контракт сам по себе не даёт ни права на регистрацию футболиста для участия в соревнованиях, ни право на регистрацию трудового договора с футболистом;
- По своей сути право, имеющее прямое отношение к игроку и переходящее по трансферному контракту, представляет собой право требовать от клуба-контрагента расторжения трудового договора со спортсменом в определённом контрактом порядке;
- Право регистрации в силу своей трудо-правовой природы не поддаётся анализу с точки зрения гражданско-правовых классификаций.
Литература:
- Регламент ФИФА по статусу и переходам игроков [Электронный ресурс] // Международная федерация футбольных ассоциаций: http://fifa.com. URL: http://www.fifa.com/mm/document/affederation/administration/regulations_on_the_status_and_transfer_of_players_en_33410.pdf (дата обращения: 14.11.2015).
- Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов [Электронный ресурс] //Российский футбольный союз: http://www.rfs.ruURL: http://www.rfs.ru/res/docs/regulations/regl_status_transfer_1jun.doc (дата обращения: 14.11.2015).
- Commentary on the Regulatuions for the Status and Transfer of Players[Электронныйресурс] // Международнаяфедерацияфутбольныхассоциаций: http://fifa.com. URL: http://www.fifa.com/mm/document/affederation/administration/51/56/07/transfer_commentary_06_en_1843.pdf (дата обращения: 14.11.2015).
- FIFA Statutes [Электронный ресурс] // Международная федерация футбольных ассоциаций: http://fifa.com. URL: http://www.fifa.com/mm/document/affederation/generic/01/09/75/14/fifa_statutes_072008_en.pdf (дата обращения: 14.11.2015).
- Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов [Электронный ресурс] // 60 p. / Ассоциация мини-футбола России: http://www.amfr.ru. URL: http://www.amfr.ru/site_media/media/files/eb70bbe2-2f1e-44aa-9935-1accc2789461.pdf (дата обращения: 14.11.2015).
- Шарапов, В. В. - Имущественное право как объект права собственности [Электронный ресурс] // ЮрКлуб: http://www.yurclub.ru. URL: http://www.yurclub.ru/docs/civil/article251.html(дата обращения: 14.11.2015).
- Крутских, В. Е., Сухарев, А. Я. – Большой Юридический словарь [Электронный ресурс] // 1 p. / Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15017(дата обращения: 14.11.2015).
- Лушников, А. М., Лушникова, М. В. – Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития [Электронный ресурс] // 236 p. / Google книги: https://books.google.ru. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5392183166 (дата обращения: 14.11.2015).
- Таличьков, С.А. – Договор простого товарищества в гражданском праве России [Электронный ресурс] // 177 p. / Google книги: https://books.google.ru.URL: https://books.google.ru/books?isbn=5392185908 (дата обращения: 14.11.2015).
- Черепахин, Б.Б. – К вопросу о частном и публичном праве [Электронный ресурс] // Классика российского права: http://civil.consultant.ru. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/22/page_11.html (дата обращения: 14.11.2015).