Научно-техническая политика новых индустриальных стран. Возможность применения в условиях российской экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Качмазова А. Д. Научно-техническая политика новых индустриальных стран. Возможность применения в условиях российской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 526-529. — URL https://moluch.ru/archive/107/25853/ (дата обращения: 12.12.2018).



 

В данной научной работе рассматриваются основные направления научно-технической политики новых индустриальных стран, предложены мероприятия, направленные на улучшение программ государственной поддержки малым и средним предприятиям, а также использование опыта НИС.

Ключевые слова:наука, исследования, development,smallandmediumbusinesses, государство.

 

Для устойчивого развития России необходимо быть не только экспортно-сырьевой страной, но и перейти на другой, инновационный, тип развития экономики, как это уже сделали ведущие государства мира. Такой переход поможет стране расширить конкурентный потенциал экономики путем наращивания ее достижений в образовании, науке и высоких технологиях. Это позволит задействовать новые источники экономического роста, а также повышения благосостояния. Сформировать инновационную экономику — значит превратить интеллект, творческий потенциал людей в важнейший фактор экономического роста и конкурентоспособности государства, вместе с изрядным повышением эффективности использования природных ресурсов и капитала. Производство новых идей, технологий и инноваций, наравне с получением ренты за использование природных ресурсов, станет источником высоких доходов.

Для достижения высоких экономических показателей с помощью науки и технологий государству необходимо разработать эффективную и адекватную политику. В качестве примера плодотворной научно-технической политики мы решили рассмотреть опыт новых индустриальных стран, достигших потрясающих макроэкономических показателей.

Новые индустриальные страны (НИС) — это развивающиеся страны, которые совершили качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за последние десятилетия перешла от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

В мировой литературе пока не сложилось единой классификации «новых индустриальных стран», но некоторые авторы различают НИС первой волны или первого поколения: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также три страны Латинской Америки: Аргентину, Бразилию, Мексику. Среди стран второго поколения называются: Малайзия, Таиланд, Индия. Страны третьего поколения: Турция, Индонезия; четвертого поколения — Филиппины, Иран.

Существует две основные модели НИС:

  1.              Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  2.              Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны взяли на свое вооружение «стратегию преследования», предусматривающую освоение более дешевой, чем у их партнеров, и более конкурентоспособной продукции на основе использования новейших технологий.

Научно-техническая политика НИС в более общем виде начала формироваться в начале- середине 60-х гг. XX в. как продолжение и составная часть промышленной политики. Именно деятельность государства имела основополагающее значение при создании новых структур, что позволило таким странам в сжатые исторические сроки перенять у высокоразвитых стран достижения научно-технической революции и завершить процессы индустриализации.

Становление и развитие научно- технической политики в новых индустриальных странах происходило постепенно. На первом этапе технологическая политика определялась, в первую очередь, поддержкой ввоза и адаптации зарубежных технологий и построением внутренней технологической базы. В это же время в каждой стране создавались первые финансируемые государством исследовательские институты. Их задачей стало содействие промышленности в применении, изучении, адаптации и улучшении иностранных технологий.

Второй этап промышленной, а значит и научно-технической политики начался с середины 1970-х гг. было продолжено укрепление технологического потенциала, строились новые мощности в стратегических отраслях (машиностроение, судостроение, химическая промышленность, электроэнергетика и др.). Создавались новые исследовательские институты, также финансируемые государством. Их специализацией стали исследования в стратегических отраслях, а также ассимиляция и улучшение иностранных технологий для внутреннего использования. Фундаментальной науки как отдельной, самостоятельной единицы в то время не существовало, так как затраты в области прикладной науки были в значительной мере меньше. Для проведения основополагающих исследований, которые направлены на то, чтобы стимулировать инновационную научную деятельность, необходимы большие человеческие ресурсы и больший объем инвестиций в исследования и разработки, чем это требуется для прикладных исследований. Прикладные исследования проводили неправительственные организации, часто имевшие форму государственно-частных партнерств. Такие партнерства создавались с целью упрощения решения проблем, которые могут возникнуть при реализации продукции. В то же время развивалась система подготовки исследовательских и инженерных кадров. Тогда же создавались и высшие учебные заведения соответствующей направленности, ставшие инструментом реализации государственной политики в области управления развитием людских ресурсов и подготовки кадров.

Третий этап развития и реализации научно-технической политики начался в начале 1980-х гг. На этой стадии политика была ориентирована на исправление диспропорций, которые возникли в результате преимущественной концентрации инвестиций в выбранных стратегических отраслях, была проведена либерализация в области финансирования, инвестирования и таможенного регулирования, строились новые исследовательские мощности. На этом этапе государственные приоритеты переместились из промышленной и прикладной науки в фундаментальную область. Исследовательские институты были реструктурированы с учетом решения новых задач. Возросла роль государственного финансирования науки. Была основана система подготовки высококвалифицированных исследователей и инженеров, основанная на привлечении иностранных преподавателей и специалистов и на обучении за рубежом. В это же время создавались первые научные городки и парки. Главной причиной для развития научных парков стало желание развить местную инфраструктуру с целью привлечения многонациональных компаний и новые виды промышленного производства, чтобы обеспечить их близкое расположение к научно-исследовательским институтам. К тому же, эти парки были призваны служить в качестве инкубатора научно-технического производства и быть средоточием научно-исследовательской деятельности стран, где главный акцент ставился бы на прикладные промышленные исследования и разработки, нежели на основополагающие научные исследования.

С 1990-х гг. научно-техническая политика новых индустриальных стран была направлена на то, чтобы страны вошли в группу технологически развитых государств. Для решения этой задачи принимаются различные специальные законы о научных и технологических инновациях, в некоторых странах формируются пятилетние планы научных и технологических инноваций, творческие исследовательские инициативу и ряд других программ, которые становятся инструментами реализации государственной политики в научно-технической сфере.

В новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки большое значение придается развитию малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено приоритетностью создания новых рабочих мест, и обеспечением устойчивого экономического роста.

Кроме того, большое количество малых и средних компаний обеспечивает потребность в новых технологиях, а значит и в обучении высококвалифицированного персонала, что положительно сказывается на общей картине научно-технического потенциала. Во многих НИС существует множество программ государственной поддержки, предоставляются налоговые льготы и кредиты по низким процентным ставкам. Из бюджета каждой страны выделяются средства, которые используются исключительно на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. В основном данные средства расходуются по трем направлениям:

  1.              Предоставление льготных кредитов (сроком на 8 лет и процентной ставкой ниже на 2,5–3 %, чем в банках);
  2.              На разработку и внедрение новых технологий;
  3.              Пополнение оборотных средств.

Интересно, что для получения льготных кредитов с процентной ставкой до 5 % одним из главных критериев является работа компании в области промышленного производства и услуг, а также в сфере интеллектуальных технологий (информационные и телекоммуникационные технологии, компьютерный сервис, электроника и т. д.).

Результатом данной научно-технической политики являются современные экономические показатели НИС, которые близки, а иногда и выше уровня развитых государств. Важную роль здесь сыграла поддержка государством малых и средних предприятий. Предприниматели, желая получить большую прибыль, будут стараться разрабатывать, покупать и внедрять в производство новейшие технологии, что в итоге будет развивать экономику страны.

В российских условиях опыт научно-технической политики новых индустриальных стран, на наш взгляд, станет своеобразной инновационной точкой роста развития экономики в целом. Особое внимание нам хочется уделить поддержке малого и среднего предпринимательства.

В стране сегодня нет активного взаимодействия науки и производства, что характерно для развитых и новых индустриальных стран. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то важно отметить бездействие правительства. Заявляя, что нам необходимо поддерживать начинающие предприятия, фактически правительство не принимает никаких мер. Доля малых предприятий страны, которые внедряют инновации, составляет 4,8 %. [5]

Количество организаций, внедряющих принципиально новые продукты, составляет менее 0,5 %, в то время как в ведущих зарубежных странах этот показатель составляет 5 %. [3]

Затраты на технологические инновации малых предприятий в 2013 году по России составили 13510,5 млн. руб., что почти в два раза больше по сравнению с 2011 годом. [5]

Фактически, в настоящее время на территории России существуют различные государственные проекты, целью которых является поддержка начинающих предпринимателей, но их недостаточно и они неэффективны.

Таким образом, на наш взгляд, для того, чтобы вывести Россию на новый уровень и сделать науку основой экономического роста государству необходимо осуществлять контроль за соблюдением уже существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также разрабатывать новые, более выгодные для предпринимателей проекты.

России, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, длительное время сохранявшей лидирующие позиции в области науки на международной арене, необходимо вновь сделать акцент на технологии и инновации в экономическом развитии. Мы считаем, сегодня это возможно в большей мере при тесном, а главное эффективном взаимодействии науки, государства и бизнеса.

 

Литература:

 

  1.              А. Д. Качмазова Международное научно-техническое сотрудничество. Роль и место России //Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы/2015
  2.              Институт экономики переходного периода. Научные труды № 115Р.Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. Москва, ИЭПП,2008. [электронный ресурс]: http://www.iep.ru/files/text/working_papers/115.pdf
  3.              Калышева Е. Нано пострадало // Российская бизнес-газета. 2010
  4.              Решетникова Е. Не хватает стимула // Российская бизнес-газета. 2011
  5.              Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: www.gks.ru
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническая политика, среднее, государство, россия, научно-техническая политика новых, экономический рост, инновация, время, система подготовки, поддержка малого, инструмент реализации, процентная ставка, промышленное производство, национальная экономика, государственная политика, государственная поддержка, Латинская Америка, развитие.


Ключевые слова

государство, наука, исследования, развитие, Малый и средний бизнес

Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие: - содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических...

Механизм реализации промышленной политики

Механизмами реализации промышленной политики являются: − разработка и реализация программ; − оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом

Государственная поддержка развития высокотехнологичных...

В статье проанализированы меры государственной поддержки высокотехнологичного производства в России, а также разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере высокотехнологичного производства.

Опыт реализации кейнсианских и неолиберальных рекомендаций...

Во-вторых, была разработана и внедрена в практику система государственного планирования экономики.

Для сравнения: средняя величина этого показателя в развивающихся странах Латинской Америки и Карибского бассейна в том же году составляла 60,8 %, в...

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Инновационная политика образует систему мероприятий и стимулов, которые будут содействовать реализации стратегии субъектов

Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономический рост и социальное благополучие России.

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития.

В основе инновации лежит научное знание — научное открытие или техническое изобретение.

Роль инновационных решений в экономическом росте страны

Инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность

Значимый элемент этой политики — переход к инновационному типу развития, в том числе это касается и научно-технологической области.

Этапы становления казахстанской инновационной системы

Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационного предпринимательства...

Роль государства в развитии инновационной экономики...

2. Государство осуществляет поддержку развития инновационной экономики

Экономика. Политика. Культура.

3. Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Государственная поддержка инновационной деятельности

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие: - содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических...

Механизм реализации промышленной политики

Механизмами реализации промышленной политики являются: − разработка и реализация программ; − оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом

Государственная поддержка развития высокотехнологичных...

В статье проанализированы меры государственной поддержки высокотехнологичного производства в России, а также разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере высокотехнологичного производства.

Опыт реализации кейнсианских и неолиберальных рекомендаций...

Во-вторых, была разработана и внедрена в практику система государственного планирования экономики.

Для сравнения: средняя величина этого показателя в развивающихся странах Латинской Америки и Карибского бассейна в том же году составляла 60,8 %, в...

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Инновационная политика образует систему мероприятий и стимулов, которые будут содействовать реализации стратегии субъектов

Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономический рост и социальное благополучие России.

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития.

В основе инновации лежит научное знание — научное открытие или техническое изобретение.

Роль инновационных решений в экономическом росте страны

Инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность

Значимый элемент этой политики — переход к инновационному типу развития, в том числе это касается и научно-технологической области.

Этапы становления казахстанской инновационной системы

Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационного предпринимательства...

Роль государства в развитии инновационной экономики...

2. Государство осуществляет поддержку развития инновационной экономики

Экономика. Политика. Культура.

3. Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт.

Задать вопрос