Некоторые теоретические и практические вопросы формирования высокого женского голоса сопрано: из опыта педагогической работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 3742 раза

Библиографическое описание:

Трунов, И. В. Некоторые теоретические и практические вопросы формирования высокого женского голоса сопрано: из опыта педагогической работы / И. В. Трунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 928-929. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25840/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Особенность работы с высокими женскими голосами, как и с любыми другими, имеет ряд теоретических и практических вопросов и заключается в имманентной природе самого голоса.Сопрано (итал. soprano, от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Данный тип голоса, как и любой другой, обладает своими разновидностями и особенностями. Их осмысление способно составить тот ресурс, который призван помочь в совершенствовании вокально-исполнительского мастерства обучающихся пению.

Существуют следующие виды сопрано: драматическое, лирическое, колоратурное, лирико-драматическое и лирико-колоратурное. Драматическое сопрано отличается наибольшей силой звучания, лирическое — тембровой мягкостью, колоратурное — подвижностью и виртуозностью исполнения пассажей, особенно в быстрых темпах [см. об этом: 3, с. 515].

В каждой из этих разновидностей предполагается наличие трёх регистров: нижнего — грудного, среднего — медиума или микста, верхнего — головного. Характерным же преобладанием у верхних женских голосов является головной регистр практически во всём диапазоне (с1 — с3, а у колоратурного — до е3). Возможно, что грудной регистр у высоких сопрано имеет сравнительно меньшее значение ввиду краткости его диапазона, в отличие от меццо-сопрано и уж тем более контральто. С другой стороны, по мнению С. Юдина «даже у самого высокого колоратурного сопрано имеется и должен быть выявлен грудной регистр» [2, с. 105]. Данную необходимость автор сказанного обосновывает тем, что «нижние ноты диапазона сопрано не могут звучать полноценно, если их поют не грудным звуком, а медиумом» [там же]. Ещё одним аргументом в пользу грудного пения он считает «чрезвычайную полезность для голоса».

При определении голоса граница грудного регистра и медиума может стать показательной. Невозможность грудного звучания и соответственный переход на медиум в районе ре, ми-бемоль, ми первой октавы указывает именно на сопрановый голос.

Диапазоном сопрано считаются, как уже было отмечено, общепринятые три октавы: у драматического и лирического сопрано — от до первой октавы до до третьей октавы, у колоратурного — от до первой октавы до ми третьей октавы. На практике диапазон высоких женских голосов колеблется. Благодаря более развитому грудному регистру драматическое сопрано (в отличие от лирического) способно расширять свой диапазон, идя на нижние меццо-сопрановые звуки. Колоратурное сопрано может как спуститься до ля малой октавы, так и подняться до фа, а то и соль третьей октавы, охватывая, таким образом, самый широкий диапазон среди выше названных голосов.

Развитие полного диапазона, независимо от природных возможностей начинающей певицы, является одной из основ обучения. Знаменитый педагог, воспитавший целую плеяду ярчайших сопрано, профессор М. Э. Донец-Тессейр считала, что «путь к диапазону долог и с развитием его надо быть очень осторожным» [1, с. 38–39]. Залогом успеха в данном вопросе по её мнению является умение находить и сохранять высокую позицию голоса. На первых двух курсах педагог вела сопрано не выше фа — ля второй октавы, начиная давать верхние ноты лишь на третьем году обучения. Приведём её суждения на этот счёт: «если голос ученицы очень легко сам идёт к верхам, то я начинаю захватывать их в упражнениях раньше, но никогда не позволяю на них задерживаться, утрировать их. Рабочие ноты на третьем курсе — си второй, иногда до третьей октавы…» [там же].

Не оставалась без внимания и динамика звучания верхних звуков, форсировать которые было недопустимым: «cила голоса растёт исподволь, сама по себе. Стремиться же нужно к свободному пению прежде всего в нюансе mezzoforte» [там же]. Полностью соглашаясь с Донец-Тессейр, остаётся лишь добавить, что данный принцип едва ли отличает сопрано от других голосов, ведь форсированное пение, помимо всего прочего, нарушает сглаживание регистров и ровность звучания голоса. А учитывая, что это снижает общую культуру звука, данный постулат становится общим для всех музыкантов, включая инструменталистов.

Помимо основных профессиональных навыков, присущих каждому вокалисту, по своей природе сопрано (в особенности, колоратурному) необходимо овладеть высоко виртуозной вокальной техникой. Это включает: умение петь в быстрых темпах сложные гаммообразные и арпеджированные пассажи, не менее сложные интервальные скачки, различные виды опевания, замысловатые ритмические фигуры, а также владение особой артикуляционно-штриховой техникой (в частности, staccato) и мелизматикой, которой изобилует сопрановый репертуар.

Основой овладения всем этим арсеналом служит подвижность гортани с хорошей певческой опорой и координация дыхания с высокой позицией. Как уже было сказано, у лёгких сопрано преобладает головное звучание, которое довольно сложно соединить с дыханием. Перегруженное дыхание может привести как к форсированному звучанию верха, так и к потере крайнего верха. В работе с сопрано важно добиваться хорошего протока, идущего как бы от верхней точки головного резонатора до диафрагмы при поддержке брюшного пресса.

В выработке лёгкости и подвижности при исполнении вариаций в подвижных темпах большое значение имеет владение дозированным дыханием, ощущение которого вырабатывается из урока в урок. Оно заключается во взятии нужного количества воздуха в зависимости от фразы и такого же продуманного его расходования. Такое дыхание способствует также динамическому разнообразию и гибкости в звуковедении.

Помогает оно и в освоении штриха staccato, так часто встречающимся во многих произведениях репертуара колоратурного сопрано. При работе над ним желательно зафиксировать внимание на атаке звука. Сам по себе острый и отрывистый характер штриха не должен побуждать к толчкам диафрагмы. Напротив, при спокойном дыхании, звуковедение происходит, образно говоря, «плоско», близко к зубам. В подтверждение этого, опять же, приведём суждение Донец-Тессейр: «Приёмstaccato следует выполнять только смыканием и размыканием связок. Ни грудная клетка, ни живот, ни челюсть — ничто не принимает в этом участия: их следует держать совершенно спокойно. Дыхание необходимо подавать плавно, и только гортань должна прерывать воздушную струю лёгкими смыканиями связок» [1, 48]. Впрочем, данная цитата требует некоторой оговорки. Педагогическая практика показывает, что употребление в представленном контексте слова «гортань» иногда слишком буквально воспринимается студентами, вследствие чего возникает вероятность «посадить звук на связки». Такое же опасение проявляла и цитируемый нами педагог. В этой связи, быть может целесообразнее говорить о взятии звука как бы «кончиком дыхания».

Остановимся ещё на одном важном для сопрано навыке в ряду выше перечисленных — умении грамотно и виртуозно исполнять мелизмы, в частности, наиболее часто встречающуюся в партиях сопрано трель. Это украшение в своём исполнении требует высокой технической оснащённости, ведь её произнесение не должно выбиваться из интонационного контекста и нарушать общую мелодическую линию. Трель делается гортанью и отрабатывается при условии уже достаточно развитой её подвижности. Сам процесс исполнения трели заключается в постепенно убыстряющемся чередовании двух звуков (как правило, секунды). Этот приём требует осторожности и контроля, так как есть вероятность раскачать гортань и потерять точность интонации.

Все рассмотренные нами вопросы могут стать некими установками в обучении сопрано. Очевидный акцент на конкретной разновидности голоса продиктован самой природой певческих голосов, имеющих богатую вокальную палитру, а также спецификой музыкального-педагогического образования с его сугубо индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. В заключение отметим, что в наиболее общем аспекте перед педагогом класса сольного пения ставится задача развития исполнительского мастерства студентов-вокалистов на материале вокальной музыки. Точный учёт индивидуальных особенностей как самого студента, так и его голоса способствует наибольшему успеху в достижении главной цели — вокальном воспитании певца.

 

Литература:

 

  1.              Дмитриев Л. В классе профессора Донец-Тессейр / О воспитании лёгких женских голосов // Л. Дмитриев — М.: Музыка, 1974. — 64 с.
  2.              Юдин С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин — М.: Музгиз, 1962. — 168 с.
  3.              Сопрано // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 515
Основные термины (генерируются автоматически): голос, грудной регистр, сопрано, диапазон, драматическое сопрано, колоратурное сопрано, октав до, октава.


Похожие статьи

Основные вопросы методики развития речи: проблемы и подходы

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения в аспекте решения некоторых проблем голосоведения

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы

Похожие статьи

Основные вопросы методики развития речи: проблемы и подходы

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения в аспекте решения некоторых проблем голосоведения

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

К разработке задач современного контекста химии в изучении теоретико-методологических аспектов преподавания

Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Некоторые аспекты педагогики в деятельности преподавателя детской музыкальной школы

Задать вопрос