Автор: Крамаренко Валерия Николаевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 01.02.2016

Библиографическое описание:

Крамаренко В. Н. Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 552-557.



 

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что деятельность каждого предприятия в складывающихся условиях рыночной экономики зависит от влияния многих факторов, среди которых внутренние являются главнейшими. Так как именно от того, насколько эффективно будет построена система внутреннего функционирования предприятия, будет зависеть и его результативность, конкурентоспособность на внешнем уровне [1, c. 43].

В настоящее время важнейшей задачей каждого предприятия является оптимизация управления, в котором составной частью является система управленческого учета [6, c. 89]. Ведь управленческий учет позволяет получить весь объем информации по деятельности предприятия и принять правильное управленческое решение в той или иной ситуации. И именно от эффективности решений зависит прибыльность предприятий.

При этом, как и иная система деятельности, система управленческого учета нуждается в периодической проверке, анализе и оптимизации. В рамках анализа и оценки эффективности системы управленческого учета оцениваются все аспекты ведения управленческого учета на предприятии и в его структурных подразделениях [5, c. 113].

Проведем анализ управленческого учета на примере предприятия ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» является важнейшим транспортным предприятием России. На его долю приходится около 80 % железнодорожных перевозок. В связи с этим возрастает роль управленческого учета на предприятии [7].

Предлагается оптимизировать управленческий учет предприятия путем введения анализа по коэффициентам [4, 5]. Рассмотрим это на примере ценообразования.

Расчетный механизм включает 3 блока.

Блок 1. Структура и динамика формирования товара по цене (табл. 1).

 

Таблица 1

Структура формирования товара по цене

Показатели

Период

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Тыс

% к итогу

Тыс.

% к итогу

Тыс.

% к итогу

Тыс.

% к итогу

Тыс.

% к итогу

Тыс.

% к итогу

Руб

Руб.

Руб.

Руб.

Руб.

Руб.

Себестои­мость

18

94,74

18,3

92,10

19,78

89,95

21,32

94,97

23,21

95,0

24,19

96,30

Материалы

10

52,63

10

50,33

11,21

50,98

11,98

53,36

13,1

53,6

13

51,75

Заработная плата

5

26,32

6

30,20

6

27,29

6,7

29,84

7,1

29,0

8

31,85

Амортизация

2,5

13,16

2,2

11,07

2,2

10,00

1,9

8,46

1,7

6,96

1,5

5,97

Прочие расходы

0,5

2,63

0,1

0,50

0,37

1,68

0,74

3,30

1,31

5,36

1,69

6,73

Прибыль

1

5,26

1,57

7,90

2,21

10,05

1,13

5,03

1,22

4,99

0,93

3,70

Итого цена товара

19

100 %

19,87

100 %

21,99

100 %

22,45

100 %

24,43

100 %

25,12

100 %

 

Таблица 2

Динамика формирования товара по цене

Показатели

Период

2011

2012

2013

2014

2015

Себестоимость:

+-∆

Темп роста

+-∆

Темп роста

+-∆

Темп роста

+-∆

Темп роста

+-∆

Темп роста

Материалы

0,3

101,67

1,48

108,09

1,54

107,79

1,89

108,86

0,98

104,22

Заработная плата

0

100,00

1,21

112,10

0,77

106,87

1,12

109,35

-0,1

99,24

Амортизация

1

120,00

0

100,00

0,7

111,67

0,4

105,97

0,9

112,68

Прочие расходы

-0,3

88,00

0

100,00

-0,3

86,36

-0,2

89,47

-0,2

88,24

Прибыль

-0,4

20,00

0,27

370,00

0,37

200,00

0,57

177,03

0,38

129,01

Итого цена товара

0,57

157,00

0,64

140,76

-1,08

51,13

0,09

107,96

-0,29

76,23

 

Блок 2. Коэффициентный анализ показателей ценовой реакции.

Согласно блоку 2 расчетного алгоритма анализа учета проведем коэффициентный анализ показателей ценовой реакции.

2010:

= ((19–18)/(22–21))/(18/21) = 1,2;

= ((17–14)/(10–8))/(14/8) = 0,9;

= ∫(10,22) = 1,9;

= ∫(14,21) = 2,1;

= = 0,5+0,34*3 = 1,5

2011:

= ((19,87–18)/(22–20,5))/(18/20,5) = 1,5;

= ((18–14)/(10–8))/(14/8) = 1;

= ∫(10,25) = 1,1;

= ∫(15,23) = 2,2;

= = 0,3+0,34*3 = 1,3

2012:

= ((21,99–20,29)/(22–20,5))/(20,29/20,5) = 1,1;

= ((17–14,3)/(10–8))/(14,3/8) = 0,8;

= ∫(11,22) = 1,8;

= ∫(13,21) = 2,2;

= = 0,2+0,5*3 = 1,7

2013:

= ((22,45–18)/(22–21))/(18/21) = 1,5;

= ((19–15)/(10–8))/(15/8) = 1,1;

= ∫(10,22) = 1,9;

= ∫(15,21) = 2,2;

= = 0,3+0,3*3 = 1,2

2014:

= ((24,43–22)/(22–21))/(22/21) = 1,5;

= ((19–15)/(10–8))/(15/8) = 1,1;

= ∫(10,22) = 1,9;

= ∫(15,21) = 2,2;

= = 0,3+0,3*3 = 1,2

2015:

= ((25,12–22,6)/(22–21))/(22,6/21) = 1,5;

= ((19–15)/(10–8))/(15/8) = 1,1;

= ∫(10,22) = 1,9;

= ∫(15,21) = 2,2;

= = 0,2+0,34*0,3 = 1,1

Блок 3. Коэффициентный анализ показателей конкурентоспособности по уровню цены.

Согласно блоку 3 проведем коэффициентный анализ показателей конкурентоспособности по уровню цены.

2010

, = 19/18 = 1,1;

= 19/11,9 = 1,6

= 19/18 = 1,1

= 1,1

= 1,4

2011:

, = 19,87/18 = 1,1;

= 19,87/12,7 = 1,5

= 19,87/18 = 1,1

= 1,3

= 1,2

 

2012:

, = 21,99/14,66 = 1,5;

= 21,99/14,66 = 1,5

= 21,99/24,43= 0,9

= 1,34

= 1,1

2013:

, = 22,45/20,4 = 1,1;

= 22,45/18,7 = 1,2

= 22,45/28,1 = 0,8

= 1,22

= 1,3

2014:

, = 24,43/27,1 = 0,9;

= 24,43/22,2 = 1,1

= 24,43/30,5 = 0,8

= 1,11

= 1,4

2015:

, = 25,12/50,24= 0,5;

= 25,12/25,12 = 1

=25,12/35,9 = 0,7

= 1,12

= 1,1

Таким образом, при проведении предложенного коэффициентного анализа управленческого учета по блокам, как в приведенной статье — по блоку «Ценообразование», можно оценить эффективность всего учета в целом, наметить пути совершенствования и провести планирование и прогнозирование показателей на период [2, c. 76].

К примеру:

Цель мероприятий — повышение конкурентоспособности по цене.

Согласно блоку 2 расчетного алгоритма анализа конкурентоспособности товара по цене проведем коэффициентный анализ проектных показателей конкурентной ценовой реакции.

Согласно блоку 3 проведем коэффициентный анализ показателей конкурентоспособности по уровню цены (таблица 3).

 

Таблица 3

Динамика коэффициентов конкурентоспособности по уровню цены

 

Таким образом, при анализе полученных данных в результате проектирования значительно улучшаться показатели конкурентоспособности данного предприятия по цене на услуги по перевозкам.

Показатели эластичности ценовой реакции на действия конкурентов находится в положительной тендеции и возрастате в течением времени.

Эластичность реакции предприятия на цены конкурентов минимальна в 2013 г., в 2014 и 2015 гг. она имеет полдожительную тенденцию, что благоприятно скажется на эффективности деятельности.

Происходит так же улучшение реакции ценообразования предприятия на действия конкурентов — с 1,9 в 2013г. до 2,3 в 2015г.

Реакция неценовых во времени возрастет с 2,2 в 2013 г. до 2,7 в 2015 г.

Так, видно, что эластичность ценовой реакции на действия конкурентов увеличится на 26,7 % в 2015г., эластичность реакции предприятия на цены конкурентов увеличится на 36,4 % в 2015 году по отношению к 2013г., реакция ценообразования предприятия на действия конкурентов улучшится на 21 %, а во времени — на 22,7 %.

В заключении необходимо отметить, что показатели эластичности в целом стабильны, однако при этом следует отметить, что предприятие в своей ценовой политике в значительной степени зависит от цен конкурентов и их действий и именно это является проблемой в деятельности предприятия, на решение которой должны быть направлены мероприятия [3, c. 34]. Ведь каждое предприятие должно в первую очередь быть интересно именно своей уникальной услугой, а конкуернтная политика является второстепенным фактором, анализ которого должен проводиться в маркетинговой деятельности [1, c. 18].

В результате анализа конкурентоспособности по цене было принято решение о введении отдела маркетинга в организационную структуру предприятия.

Решение согласовывается с бухгалтерией, так как она выделяет средства на создание отдела, кроме того, с отделом кадров, так как данный отдел ответственный за принятие на работу специалистов отдела маркетинга.

Цель мероприятий — повышение конкурентоспособности по цене.

При анализе полученных данных в результате внедрения отдела маркетинга значительно улучшаться показатели конкурентоспособности данного предприятия по цене на услуги по перевозкам. Эластичность ценовой реакции на действия конкурентов увеличится на 26,7 % в 2015 г., эластичность реакции предприятия на цены конкурентов увеличится на 36,4 % в 2015 году по отношению к 2013 г., реакция ценообразования предприятия на действия конкурентов улучшится на 21 %, а во времени — на 22,7 %. В общем же модель зависимости снизится на 36 %, что позволяет цель работы считать достигнутой.

В общем же модель оптимальна для анализа и оптимизации любой области управленческого учета предприятия.

 

Литература:

 

1         Аникин, Б. А. Коммерческая логистика: учеб. / Б. А. Аникин, А. П. Тяпунин. — 2014.

2         Едемская, С. В. Логистические аспекты развития оптовых структур торговли www.unn.ru [Электронный ресурс].

3       Лобанов, Н. И. Финансовые потоки в транспортной логистике / Н. И. Лобанов: www.lobanov-logist.ru [Электронный ресурс].

4         Некрасов, А. С. Логистика на службу безопасности авиатехники / А. С. Некрасов, Д. А. Мельников // Логистика. — 2014. — № 2.

5         Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе / В. И. Сергеев. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 423 с.

6         Чеботаев, А. А. Логистика и маркетинг: учеб, пособие для вузов по специальностям направления подготовки дипломированных специалистов «организация перевозок и управление на транспорте» / А. А. Чеботаев, Д. А. Чеботаев. — М.: Изд-во «Экономика», 2015–246 с.

7       Официальный сайт ОАО «РЖД»: http://rzd.ru

Основные термины (генерируются автоматически): управленческого учета, действия конкурентов, реакции предприятия, ценообразования предприятия, эластичность реакции предприятия, реакция ценообразования предприятия, система управленческого учета, цены конкурентов, ценовой реакции, управленческого учета предприятия, Эластичность реакции предприятия, реакции ценообразования предприятия, управленческий учет предприятия, внутреннего функционирования предприятия, анализ управленческого учета, деятельности предприятия, примере предприятия, анализа управленческого учета, роль управленческого учета, ведения управленческого учета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle