Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 1791 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. Ю. Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации / Е. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1055-1061. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25789/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Картография является одной из первых областей намеренного применения визуального языка на основе системы знаков для транслирования информации определенного характера. На стыке картографии и семиотики, лингвистической науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем, сформировался особый раздел — картографическая семиотика, в рамках которой разрабатывается общая теория систем картографических знаков, как языка карты [1, с. 71]. Знаки на карте — это визуальное представление объектов, процессов, явлений и их местоположений, различных характеристик. Картографическая семиотика, так же как и лингвистическая, включает в себя три основных раздела: картографическую семантику (отношения знака и отображаемого объекта), картографическую прагматику (информационное содержание в рамках коммуникации), картографическую синтактику (правила построения и употребления знаковых систем). Визуальный язык карты представляет интерес для исследователей с различных точек зрения, так структура визуального языка карт описана в работе А. М. Берлянта «Картография», Ж. Жан в книге «Знаки и символы» исследует историографию карт, В. В. Лаптев в монографии «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» рассматривает историю картографии с точки зрения основ современной инфографики, Ж. Бертен в книге «Семиология графики» описывает методы проектирования визуального образа картографических знаков с точки зрения максимальной информативности, нужно отметить, что современные визуальные знаковые системы карт эпохи электронной коммуникаций практически не рассматриваются исследователями. Рассмотрим визуальный язык карт с точки зрения трансформации визуального образа — его эволюции и особенностей, которые данный язык приобрел с развитием электронной коммуникации и главного ее информационного канала — Интернет.

Картография ведет свою историю с каменного века: так в эпоху палеолита (около 17 века до н. э.) в пещере Ласко (Франция) был найден наскальный рисунок, изображающий части ночного неба; на стенах пещеры Эль-Кастилио (Испания) найдены точки, изображающие созвездие Северная Корона, датируется данная карта 12 веком до н. э. Карты Древнего Вавилона, датируемые 7 веком до н. э., представляют собой глиняные таблички, на которых изображены условные знаки определенного смыслового содержания: линии — реки, кружки — города, перекрывающиеся полукруги — холмы [5]. В ранних греческих картах можно проследить развитие и становление географии, как науки о земле: греки указывают в листах зарисовках разделение мира на два континента — Азию и Европу, ищут концептуальные решения формы земли. Такие греческие ученые как Аристотель, Эратосфен, Клавдий Птолемей вносят значительный вклад в картографию с точки зрения проекционного изображения земли.

Изначально сама карта совмещала в себе две функции: изобразительная карта или как пишет Ж. Жан в книге «Знаки и символы» «художественная карта» и информативная — «карта-инструмент». Карта-инструмент предназначалась для незамедлительного использования, художественная карта помимо информативной функции, решала вопрос эстетического удовлетворения. Изображение знаков на ранних картах (и художественных и картах-инструментах) было реалистично и подобно изображаемому в знаке объекту, а иногда и просто представляло уменьшенный живописный пейзаж местности, изображенный с верхнего ракурса. Зачастую исторические карты представляли собой «немые» карты, то есть карты с минимальным количеством текстовой информации, в таких картах носителем информации выступали условные знаки, по которым можно было судить лишь о характере местности (равнина, холмы, моря).

Эпоха средневековья ознаменовалась для картографии появлением морских карт. Данные карты значительно расширили диапазон применения условных знаков: появились знаки, обозначающими ветры, гавани, стала использоваться Птолемеевская система координат. Подлинное же зарождение картографии относят к 17 веку, во времена активных военных действий и потребности точного обозначения границ и планов территорий. Как уже отмечалось, большинство карт имели художественную ценность, а используемые знаки все еще были реалистичны, именно в 17 веке «картографические знаки перестают быть украшением, а являются признаком физической деятельности человека [2, с. 70]». Так в топографической карте Франции, выполненной Ж. Кассини, наряду с реалистичными рисунками объектов, используется и многообразные условные знаки. Эволюция картографических знаков от натуралистической внешней формы объекта к его условности происходила неразрывно с научно-техническим прогрессов, яркий пример описывает Ж.Жан, связанный с эволюцией знаков, отображающих различные типы рельефов. «Знаки карты возникают из схематической структуры идеографических рисунков, изначально призванных отображать действительность…Благодаря развитию типографского способа изготовления карт, началась работа по упразднению деталей, воспроизведенных с натуры, а также за менее живого образа на условный знак, наделенный не меньшей выразительностью. В таком духе картографы разрабатывали знаки до конца 18 века» — пишет французский географ Ф. Де Денвиль о развитии визуального образа знака [2, с. 77]. Возникла потребность заменить изобразительные знаки на геометрические. Картинные знаки, теряя индивидуальность стали отображаться в виде значков, что привело к окончательной потере визуального сходства, так, например, города обозначались кружочком (пуансоном). Знаки приобретали всю большую условность и абстрактность. Сформировались картографические условные знаки — графические символы, с помощью которых на карте показывают вид объектов, форму, размеры, качественные и количественные характеристики [1, с 73]. Данные знаки позволили:

          показывать реальные/абстрактные явления;

          изображать объекты невидимые и неощущаемые человеком (магнитные поля);

          отображать качественные характеристики и структуру (количество, состав населения);

          использовать масштабирование знака (обозначение городов большим кружком, а деревень более мелким).

Данные условные знаки можно разделить на три группы:

          внемасштабные точечные — внемасшабность знаков выражается в том, что сам знак не связан с истинным размером отображаемого объекта;

          линейные — используются для изображения линейных объектов — рек, дорог, границ, данные знаки показывают реальные длины, но не указывают масштаб по ширине.

          площадные — применяются для знаков, сохраняющих свои размеры и очертания (лесные массивы, почвенные ареалы). Для таких знаков характерно наличие контура и его заполнение. Они всегда масштабны [1, с. 75].

Знаки на карте, это не только передача конкретной информации, знаки позволяют проводить различные статистические исследования, анализировать, проводить сравнение различных качественных и количественных характеристик. Количество и разнообразие знаков, применяемых в картах бесчисленно, но все они состоят из определенных графических переменных. Графические переменные — элементарные графические средства, используемые для построения знаков карт: это форма, размер, ориентировка, цвет, насыщенность цвета и внутренняя структура знака [4, с.42] (рис.1). Представление о графических переменных было разработано Ж. Бертеном, французским картографом в 1960 году и представлено в книге «Семиология графики». Проектируя знаковую систему для определенной карты, проектировщик может комбинировать данные графические переменные до получения необходимой информативности знака.

Рис. 1. Графические переменные Ж. Бертена: F-форма, T-размер, OR-ориентировка, C-цвет, V-насыщенность цвета и G-внутренняя структура знака

 

Следует отметить, что это не говорит о том, что проектировщик полностью свободен в создании визуального образа знака, есть определенные правила, определяемые сочетанием знаков, условиями восприятия, требованиям размерности, картографическими традициями. По своей структуре картография в целом явление современной инфографики, базирующейся на использовании и комбинировании определенных знаков.

Нужно отметить, что в картографии также можно выделить следующие группы знаков: значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, количественный фон, знаки движения, диаграммы [1].

Интересна первая группа — значки. Она в свою очередь классифицируется на:

          абстрактные геометрические знаки (идеограммы): круги, квадраты, ромбы, где размер знака может отображать количественный показатель, а внутреннее наполнение: цвет, штриховка — качественную характеристику. Визуальный образ таких знаков предельно абстрактен;

          буквенные обозначение — такие значки представляют собой использование букв латинского или русского алфавита, чаще сокращенное название, уже устоявшиеся в определенных науках (например, Al — месторождения алюминия);

          наглядные значки (пиктограммы) — изображение имеющие визуальное сходство с изображаемым объектом (самолет — аэропорт, туристическая палатка — место отдыха).

В совокупности знаки карты формируют ее язык. Чтобы точно прочесть данный язык предусмотрено создание легенды карты, разъясняющей значение каждого знака. Легенда — это своеобразный алфавит карты. В визуальном плане легенда — это рамка на карте, в которой собрано большинство графических знаков карты с декодированием информации за счет текстового сопровождения, «легенда важный элемент карты, поскольку поясняет ее содержание с поразительной точностью [2, с. 79]». Структура легенды представляет расположение знаков в строке, колонке, таблице, градация знаков происходит по степени значимости, при составлении легенды образуются группы и подгруппы знаков — таким образом, складывается четкая грамматическая и графическая структура, определяющая системность знаков. Нужно отметить, что знаки, обозначающие качественный фон на карте, имеющие определенную площадь, характерную и масштабную реальному объекту, заключаются в прямоугольник и встраивается в систему значков. Как уже отмечалось, в легенде указывается большинство знаков, но не все. Некоторые знаки не требуют дополнительного пояснения, так как используется общепринятая символика, данные знаки исключены из структуры легенды, «практически не в одной легенде не найдете дополнительных пояснений к изображению рек [2, с. 75]» — пишет Ж. Жан в подтверждение к данному.

Описанный выше язык характерен для карты на бумажном носителе, где знаки являются статическими объектами. Современная электронная коммуникация значительно расширила области картографии, увеличив диапазон содержания карт и обеспечив максимальную доступность информации для любого пользователя, что привело к формированию знаков, обладающих новыми характеристиками.

Интернет, как самый масштабный на сегодняшний день ресурс электронной коммуникации представляет нам электронные карты — интерактивные, цифровые, картографические модели, обладающие максимальной информативностью, отображающимися на экране устройства в определенный момент времени (только в момент использования), представляющей информацию в системе условных знаков, характерных для содержания карты. Главная характеристика данных карт, это их интерактивность, обеспеченная техническими достижениями, выражающаяся в возможности различных манипуляций, проводимых пользователем: масштабирование, указание маршрутов, определение координат, вывод на экран актуальной картографической информации. Благодаря интерактивности электронная карта максимально масштабируема: пользователь такой карты в максимально короткие сроки, определенным движением мыши или касанием по экрану может просмотреть карту мира, а затем вернуться к карте определенного объекта. Масштабируемость карты взаимосвязана с представлением визуального образа карты, который главным образом определяется информационным содержанием карты: при увеличении пользователь просматривает политическую карту мира, а при приближении может оценивать рельефы местности. Помимо этого, электронная карта, отцифрованная на основе использования информации со спутников, позволяет просматривать карту, отображающую реальное состояние местности — используя, так называемые карты-гибриды или карты «со спутника». Такие карты отличает фотографическое представление информации. Электронная карта отличается особой многофункциональностью, использование которой незатратно во временном отношении: построение маршрутов; выбор определенной информации характеризующей назначение карты — карта музеев города, учебных заведений, определение плотности транспортных потоков, определение точных географических месторасположений и адресов, ознакомление с маршрутами городского транспорта и т. д. Электронная карта более информативна, чем ее вариант на бумажном носителе, так как объем и качество отображаемой на ней информации, определяется задачами и действиями пользователя.

В связи с интерактивностью электронной карты, появилась новая обширная группа знаков языка карт — динамические знаки. Динамические знаки — это знаки, создаваемые при помощи динамичных графических переменных, обладающих анимационными эффектами, то есть данные знаки способны изменять формы, размер, цвет, насыщенность, положение на карте. А. М. Берлянт описывает следующие наиболее часто применяемые анимационные эффекты: перемещение знаков по карте, например атмосферные циклоны; движение стрелок, например направление движения транспортных средств; дефилирование цвета, то есть изменение цвета знака при приближении или уменьшении; мигание знаков, например, знак светофора, характеризующий плотность транспортного потока. Стоит добавить следующие виды анимационных эффектов знаков: увеличение или уменьшение знаков в зависимости от изменения масштаба карты; сопровождение знаков дополнительной информацией об объекте при клике или касании по ним. Анимационность знаков позволяет «наблюдать» за явлениями, подробно раскрывает его содержание. Говоря о языке электронных карт, следует отметить, что данные карты активно оперируют как знаковой информацией (обозначение объектов), так и текстовой (название улиц, объектов, рек), этому способствует возможность максимального увеличения, освобождающая пространство для текстовых блоков.

Электронные карты не содержат так называемых легенд, которые бы описывали используемые знаки, связано это с тем, что само использование электронных карт определяет знание пользователя знаковых систем Интернета, а также за счет использования устоявшихся картографических знаков и привычных знаков ориентирования в пространстве. Электронные карты используют, как абстрактные геометрические знаки — идеограммы: город или определенное место обозначается кругом или другой абстрактной фигурой; так и знаки — пиктограммы: торговые центры обозначаются знаком, на котором изображена сумка, учебное заведение — академической шапкой, гостиница — кровать (рис.2).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\скрины для главы\2016-01-13 02-54-43 Скриншот экрана.png

Рис. 2. Знаки-пиктограммы, используемые в электронных картах сервиса Яндекс Карты [6]

 

Все знаки имеют цветовую идентификацию, определяющую группу знака, выполнены в едином стиле, нужно отметить, что графическая стилистика исполнения знака зависит от ресурса, который предлагает электронную карту. При проектировании пиктограмм карт за основу берется упрощенное изображение реальных объектов, большинство пиктограмм выполняются в тенденциях плоского дизайна, то есть достижения максимальной информативности и визуальной привлекательности минимальными графическими средствами. История системного проектирования подобных наглядных знаков — пиктограмм и идеограмм ведет свое начало с начала 20-ого века, работ австрийца О. Нейрата. Именно О. Нейрат предложил использовать пятновую, бесперспективную, силуэтную графику для создания различных пиктограмм, предназначенных в дальнейшем для отображения при помощи них различной статистической информации [3]. Использование таких упрощенных знаков позволяет понимать кодированную в них информацию любому пользователю.

Электронные карты, помимо языка карты, содержат знаковую систему для управления. Данные знаки так же выстроены на основе использования абстрактных геометрических форм, либо пиктограмм, для начинающих пользователей данные знаки сопровождаются текстовой информацией (рис. 3).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\скрины для главы\2016-01-13 02-50-49 Скриншот экрана.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\скрины для главы\2016-01-13 02-56-13 Скриншот экрана.png

Рис. 3. Знаковые системы для управления картой, используемые в электронных картах сервиса Яндекс Карты [6]

 

Знаковый язык карты приобретает актуальность его использование для карт, просматриваемых с мобильных устройств. Определяется данная актуальность ограниченностью размера экрана для отображения информации.

Электронная картография становится активно применяемой, ей оперируют не только специально разработанные сервисы, но и социальные ресурсы, различные приложения. Язык карты электронной коммуникации обладает обширным «алфавитом», который приобрел важное свойство — анимационность. Современный «алфавит» — визуальный язык карты синтезирует в себе привычные для пользователя знаки: знаки из области картографии, знаки ориентирования в пространстве, знаки, знакомые из предметной среды, тем самым усложняя и расширяя область картографической семиотики. Современный язык электронной картографии яркий пример активного использования интерактивных возможностей электронной коммуникации для получения максимальной информативности.

 

Литература:

 

  1. Берлянт А. М. Картография: Учебник для вузов. / А. М. Берлянт — М.: Аспект Пресс, 2002. — 336 с.
  2. Жан Ж. Знаки и символы. Пер. с фр. И. Алчеева. / Ж. Жан — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 207, с.:ил.
  3. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В. В. Лаптев. — СПБ.: Эйдос, 2012. — 180 с.
  4. Jacques Bertin, Sémiologie Graphique. Les diagrammes, les réseaux, les cartes. Paris: EHESS, 1999–443 p.
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, статья «История картографии». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_картографии (дата обращения 19.01.2016).
  6. Яндекс. Карты — подробная карта России и мира. URL: https://maps.yandex.ru/240/tolyatti/ (дата обращения 20.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): знак, электронная карта, электронная коммуникация, максимальная информативность, век до, визуальный образ, данные, картографическая семиотика, язык карты, бумажный носитель.


Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Визуализация в современных реалиях: опыт теоретического анализа

Управление персоналом в системе образования: эволюция научных взглядов

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие

Процессуальные и организационные аспекты использования цифровых технологий в деятельности адвоката: проблемы и перспективы

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Бентониты в ветеринарии: краткий обзор современного состояния и перспективы развития

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский художественный контекст и местная творческая практика

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Визуализация в современных реалиях: опыт теоретического анализа

Управление персоналом в системе образования: эволюция научных взглядов

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие

Процессуальные и организационные аспекты использования цифровых технологий в деятельности адвоката: проблемы и перспективы

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность

Бентониты в ветеринарии: краткий обзор современного состояния и перспективы развития

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский художественный контекст и местная творческая практика

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций

Задать вопрос