Проблема развития самопознания, самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в современном обществе. Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Подросток, имеющий отклонения в развитии, должен быть адаптирован к условиям современной жизни, т. е. самостоятельно мог вести себя в различных ситуациях, ориентироваться в мире взрослых. Именно поэтому работа по самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыка построения перспектив становится наиболее значимыми для подростка. Формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её цель — максимально возможная социализация, имеющая следующие направления:
развитие личности ребёнка (межличностные отношения);
подготовка к самостоятельной жизни;
профессиональная подготовка и возможность трудоустройства.
Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции, т. к. конечной целью социального образования детей с ограниченными возможностями здоровья — полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ.
В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» (Указ Президента РФ от 18.08.94 N 1996 «О президентской программе «Дети России») в качестве основной цели реабилитации детей — инвалидов выдвигается формирование их личности с учётом общего и особенного в их способностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путём интеллектуального., эмоционального, нравственного, культурного, профессионального и других направлений развития личности. Итогом чего должно стать формирование к восемнадцати годам из ребёнка — инвалида конкурентоспособного работника и гражданина. Любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для семьи, окружающих и государства в целом, он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе своего становления.
При детском церебральном параличе (ДЦП) нарушается формирование личности ребёнка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью. Важное значение в развитии личности при ДЦП придаётся формированию эмоционально-волевой активности. Отрицательное влияние органического поражения ЦНС в большой степени определяет особенности реагирования ребёнка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к психической и социальной депривации. Гиперопека со стороны семьи также негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, чем выше уровень опеки в семье, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребёнка, его самостоятельности.
Задачи по развитию самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых и адаптации в современном мире подростка с ДЦП успешно решаются в комплексном реабилитационном образовательном центре.
Для решения проблемы проводится цикл занятий по развитию самопознания, самовоспитания, самосовершенствования, умения ориентироваться в современном мире. Цель занятий — расширение знаний обучающихся о себе, своих возможностях и способностях, развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе. Ставятся следующие задачи:
- Подготовить обучающихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
- Научить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять жизненным трудностям и непредвиденным обстоятельствам.
- Способствовать развитию желания прилагать усилия при работе над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
- Воспитывать интерес к самому себе, формировать культуру самопознания и саморазвития и самовоспитания.
- Развивать умение самостоятельно вести себя в различных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои возможности, знакомить с профессиями и требованиями к работникам.
Ребята учатся искусству общения, умению находить выходы из различных жизненных ситуаций, оценивать поступки и прогнозировать поведение своё и других, осуществлять интеллектуальный поиск, то есть учатся познавать себя и других. Для более эффективного проведения занятий используются такие формы его проведения как деловые игры, беседы, тренинги, круглые столы, игры-импровизации.
Занятия по развитию самопознания направлены на то, чтобы обучающиеся могли определить свои потенциальные возможности, способности, развивать их, формировать в себе положительные качества личности. Такие занятия, как «Что такое самопознание и нужно ли человеку познавать себя?», «Кто Я? Какой я?», «Я в мире людей», «Люди, которые рядом», «Дневниковые записи. Нужен ли дневник?», «Я познаю себя. Я познаю других. Я сам изменяюсь», на которых используются деловые игры: «Пресс- конференция», «Алфавит», «Аукцион», «Лестница», «Волшебная лавка», «Трехглавый змей», тесты, художественные произведения, дневниковые записи известных людей, обсуждение проблемных ситуаций, разыгрывание сценок и т. д. развивают у обучающихся культуру общения с собеседником, побуждают высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.
Тематика занятий по саморазвитию личности: «Организация и планирование своей жизнедеятельности», «Роль волевых качеств человека в его жизни», «Как научиться жить в оптимальном режиме?», «Можно ли научиться управлять собой?», «Отрицательное и положительное самовнушение», где использованы анкеты, информация о жизни известных людей, тесты, художественная литература помогают дать обучающимся реальную возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, которые помогут им развить черты характера, необходимые для их реализации, адаптации в мире взрослых.
Занятия по самовоспитанию личности направлены на то, чтобы поддержать обучающихся, создать у них ощущение успеха, поддержать их в процессе самовоспитания. Такие занятия, как «Достижение жизненных целей», «Сила характера. От чего она зависит?», «Поведение и культура», «Я в ситуации выбора», творческие задания, ознакомление с биографиями великих людей, пословицы, проблемные ситуации, игровые задания: «Мудрец», «Что мне в тебе нравится?», «Эзопов язык», «Дорога в горы» помогают определить, какого человека можно считать воспитанным и возможно ли развитие личности без воспитания себя.
В ходе занятий — «Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?», «Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях», «Навыки общения», «Общение с разными людьми», «Помощь твоей семьи в трудных жизненных ситуациях», «Я и моя семья», «Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки», «Эгоизм», «Если беда рядом» решается задача — показать, что взрослость — это проявление твёрдости характера и обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни.
Для более эффективного проведения занятий по развитию самопознания в качестве контроля знаний в конце каждого занятия предлагаются творческие задания, которые затем обязательно обсуждаются коллективно: написать небольшое сочинение-размышление, подобрать пословицы, продолжить рассказ, подготовить примеры из литературы, рисунки, фотографии.
Важнейшим аспектом в становлении личности подростка с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная реабилитация, включающая профориентацию. Основные проблемы, возникающие у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата следующие:
они неадекватно оценивают собственные возможности;
не владеют достаточной информацией о профессиях и требований к работнику;
не информированы о порядке и возможностях трудоустройства;
не активны;
не сформирована готовность к труду и трудовая установка;
инфантильны.
Профориентация способствует социальной адаптации молодых людей с ДЦП к общественно-производственной деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом состояния здоровья, его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.
Выбор будущей профессии является одним из самостоятельных шагов молодого человека в условиях высокой личной, групповой и социальной значимости. Ошибка в выборе будущей профессии нежелательна, т. к. её последствия будут сказываться всю жизнь.
Трудовая подготовка осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка с ограниченными возможностями здоровья и их интересам.
В учреждении работают различные мастерские. Подростки обучаются работе на компьютере, печатному, швейному делу. После окончания школы они имеют возможность продолжить профессиональное обучение в колледжах, лицеях и высших учебных заведениях по профессиям, наиболее соответствующим их склонностям и физическим возможностям.
На внеклассных занятиях — «Профессия — швея», «Смогу ли я работать кулинаром?», «Рекламный агент — кто он?», «А смог ли я быть актёром?», «Профессия — библиотекарь» и других обучающиеся получают знания о различных профессиях, требованиях, предъявляемых к работникам, учатся адекватно оценивать свои способности, силы и возможности. На занятиях — «Самоутверждение характера и рабочий коллектив», «Потребительская корзина, что это такое?», «Цена товара на рынке и в магазине», «Доход предпринимателя», «Деньги и собственность», «Продавец и покупатель. Форма общения», «Семейный бюджет» подростки получают основы экономических знаний, учатся ориентироваться в различных экономических ситуациях.
Особое место в системе специального обучения детей с ДЦП по развитию самопознания и самоопределения занимает работа по формированию связной речи. От уровня развития связной речи зависит успешность овладения школьной программой, регуляция и контроль своего поведения, поступков, а также эффективность их трудового обучения и приспособления к жизни. Если подростки с ДЦП успешно овладеют речью, то это явится залогом успеха, всего их школьного обучения, развития их личности, ибо в первую очередь речь способствует их трудовой и социальной адаптации. Поэтому на занятиях по развитию самопознания большое внимание уделяется коррекции речи обучающихся с помощью различных приёмов, таких как чтение текстов, разыгрывание ситуаций общения, обсуждение пословиц, афоризмов, высказываний, разные формы письменных заданий.
Успешному овладению речью, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей способствует участие в праздничных мероприятиях, концертах и особенно любимых обучающимися спектаклях, где подростки, независимо от их физических возможностей, чувствуют себя настоящими актерами, членами коллектива.
Использование на занятиях разнообразных игр, упражнений, чередование различных заданий, направленных наряду с решением коррекционных задач: развитием речи, памяти, воображения, мелкой моторики, на развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, самостоятельности суждений, умение правильно вести себя в различных жизненных ситуациях позволяет обучающимся успешно усваивать социальные нормы и ценности, адекватно оценивать свои возможности, знакомиться с различными профессиями, выстраивать свою систему ценностей.
Литература:
- Дереклеева Н. И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся». М.,2007.
- Ипполитова М. В. «Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии». М., 1994.
- Коняева Н. П. «Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития». М., 2010.
- Левченко И. Ю. «Психологические особенности подростков и старшеклассников с ДЦП». М., 2005.
- «Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом»/ под ред. М. В. Ипполитовой. М., 1989.
- Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе — интернате, детском доме». Пособие для воспитателей. М., 2006.
- Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата». Учебное пособие для вузов. М., 2004.