Библиографическое описание:

Скачок В. Е., Петровская Л. Ю., Семенкова Н. В., Меньшугин Р. В. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1117-1119.



 

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в особой поддержке и целостном подходе к его расширению, в первую очередь в учебных заведениях. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Система образования не может быть оторвана от воспитания, от формирования нравственности. В этой связи изучение основ философии и религии, формирование уважения к чувствам верующих, порождаемая религией духовность имеют большое значение в системе обучения. Освоение основ религии вносит большой вклад в гуманитаризацию образования, овладение обучаемыми достижениями мировой и отечественной культуры, вырабатывает у них компетенции, позволяющие свободно самоопределяться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях.

Как утверждал Карл Маркс, «философия — это квинтэссенсия духовной жизни времени». [3 стр.3] Но если проследить историю философии и религии, то можно сказать, что это не просто два близких понятия, они дополняют друг друга. Философия, как и религия, ставит одной из задач проблему человека в мире, его место и предназначение, обозначение нравственных и духовных идеалов.

В современном мире обостряется кризис нравственных идеалов, являющихся смыслообразующей основой ориентации жизнедеятельности людей. Подобными идеалами не могут выступать ни культ денег, ни потребительское отношение к обществу и другим людям, ни индивидуализм, доходящий до безразличия к интересам страны, в которой живешь. Подобные псевдоценности несут в себе огромный деструктивный потенциал, способный вести к деградации общества, к нравственному опустошению людей.

Сложившаяся ситуация требует поиска достаточно общепризнанных и социально значимых духовных ценностей, способных формировать смысложизненные идеалы и нравственные установки поведения людей. Думается, что в современных условиях одним из важнейших источников подобных духовных ценностей являются традиционные религии. С философской точки зрения, под традиционными религиями мы в данном случае понимаем культурообразующие религии, которые внесли значимый и социально устойчивый вклад в историю, культуру, традиции, самосознание и язык определенного народа, государства или человечества.

Большое значение для констатации традиционности той или иной религии имеет её позитивный вклад в самосознание и язык народа. В Российской Федерации явные традиционные религиозные объединения представлены как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных народностей нашей многонациональной страны. Религиозные нормы, как и нормы права, регулируют поведение человека, побуждая его к совершению одних действий и предостерегая от других.

Близкое соотношение норм права и морально-нравственных норм в традиционных для России религий выступают не только выражением религиозных чувств верующих, но и реальным воплощением общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры. Реализация возможностей использования духовного потенциала традиционных религий способна актуализировать в сознании обучаемых значение таких нравственных категорий, как совесть, долг и воля. Их смысл и значение для воспитания школьников, студентов, а также будущих защитников нашей Родины трудно переоценить.

Совесть является отражением особого состояния духовного мира человека, специфической формой осознания и оценки своих действий, чувств, мыслей, в их соотношении с принятыми в обществе нормами морали. Одной из конкретизаций проявления совести выступает и требовательность студента по отношению к себе самому. Зрелость совести зависит от глубины этого осознания. В формировании такой просвещенной совести большую роль способна играть религия, позволяющая соотносить личные убеждения с огромным нравственным потенциалом традиционных религий.

Следование велениям совести часто требует реализации волевого момента, проявляющегося в способности человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Ощущение собственной правоты, нравственное обоснование действий, формируемое религиозными убеждениями, способно укрепить волю человека и направить её в конструктивное русло.

Сущность справедливости состоит в осмыслении и оценке социальных явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость традиционно связывают с соответствием между заслугами людей и их общественным признанием, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Провозглашаемые традиционными религиями принципы общечеловеческой нравственности способствуют осознанию справедливости и формируют психологические установки следования ей.

Моральные установки традиционных религий могут тесно пересекаться с правовыми нормами, поскольку их общей функцией является регулирование поведения людей в обществе. Мораль является более гибким механизмом регуляции деятельности субъекта, её влияние шире, чем влияние права. Право не может оправдать на основании раскаяния, мораль же в отдельных случаях полагает, что цель достигнута, если человек прошел через раскаяние, совершившее в нем внутренний переворот. Поэтому нравственная справедливость является более гуманным способом разрешения социальных противоречий и конфликтов.

Человек ищет смысл жизни, но зачастую находит систему ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Работники социальной сферы эффективнее смогут решать свои профессиональные задачи, определенные целями социальной политики и детализированные экономическими и правовыми возможностями, если будут представлять собой цельные, нравственно просвещенные личности, ориентированные на идеалы высокой духовности. Для этого необходимо знание возможностей того потенциала, которое накопило человечество во всех сферах общественного сознания, в том числе в религии. [2 стр.10]

Использование духовно-нравственного потенциала традиционных религий может способствовать укреплению такой важной сферы жизни общества, как обеспечение национальной безопасности. Одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности России является вопрос о её гуманитарной безопасности. Безопасность государства зависит не только от крепости границ и мощи армии. Принципиально важным выступает также установившаяся в обществе система духовно-нравственных отношений, ценностные ориентиры воспитания и обучения, принятые в семье, школе, системе образования в целом.

Гуманитарная безопасность России предполагает:

                   сохранение богатств русского языка, защиту его от вульгаризации и вытеснения неоправданными иноязычными заимствованиями;

                   бережное отношение к духовно-нравственным традициям общества, отстаивание национальных приоритетов в культуре и образовании;

                   сохранение социокультурных основ менталитета народа, специфики его национальной характера;

                   сохранение и укрепление традиционных религиозных верований и одновременно воспитания уважения к иным религиям, культурам, традициям.

Факторы, определяющие сегодня потенциал России, имеют явное культурное измерение. Они обусловлены ценностными ориентирами национального сообщества и согласованием по поводу основополагающих приоритетов развития, которое не возможно без осознания идентичности российского общества и социального самочувствия его членов, из которых складывается образ нашей ситуации в мире. [1 стр.9] Обеспечение гуманитарной безопасности означает бережное сохранение и развитие того, что исторически было и остается опорой нашего общества, и это в значительной степени относится к духовным, религиозным ценностям.

Таким образом, можно отметить, что, ориентируясь на обеспечение национальной безопасности, государственная политика в сфере религиозных отношений должна обеспечивать и вероисповедания, а также укреплять и развивать духовно-нравственные ценности, культурное достояние, созидательные национальные духовные традиции российского народа. Реализация этого служит необходимой основой обеспечения национальной безопасности в области духовно-нравственной и правовой сторон жизни общества.

Традиционные религии выступают важным компонентом единой общечеловеческой культуры, что имеет большое культурологическое значение и способствует формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми разных культур и национальностей. В России в условиях многонационального общества, в котором представлены все важнейшие религиозные конфессии, изучение основ религии способствует воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям, представленным в различных религиях.

Формирование гражданского общества, происходящее в нашей стране, связано с утверждением демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер отношений между людьми с различными мировоззренческими установками.

На современном этапе наше общество переживает духовный кризис. Свидетельством тому являются падение нравственности, расцвет преступности, жестокости, бесчеловечности, наркомания, беспорядок, нарушение дисциплины, спекуляции, хищения, теневая экономика и т. п. В известном смысле кризис общества начинается с кризиса нравственности, кризиса культуры. Мы не сможем решить стоящие перед страной социально-экономические проблемы без обновления духовной сферы.

Осуществляемые в государстве преобразования экономических и политических отношений не должны обойти вниманием стремление к переменам в сфере сознания. Как бы ни были важны перемены в сфере экономических отношений и в технологиях, мы не сможем лишь с их помощью решить стоящие перед государством социально-экономические проблемы, если не произойдут перемены в сфере духовной культуры людей. На новом этапе развития наше государство предполагает значительный рост культуры людей, открытых новаторству, раскрепощенных, незакомплексованных, освободившихся, с одной стороны, от страха и рабской психологии, с другой — от равнодушия и безразличия.

Таким образом, чтобы общество обновилось и стало другим, люди сами должны духовно, нравственно обновиться, стать другими. В этом процессе, безусловно, помогает изучение основ религии, в которой в полном мере показываются идеалы бытия и разгадка в сосуществовании различных проблем актуальных по сей день. Ведь без изменения самих людей, без достижения ими высоких личных качеств кардинальное обновление общества не состоится. Сознание людей должно быть подготовлено к восприятию происходящих перемен и освоению качественно новой системы ценностей, которая приведет к прогрессивной духовности и обеспечению гуманитарной безопасности.

 

Литература:

 

  1.              Культура повседневности. Русская культура и православие: Учеб. пособие / Т. С. Георгиева. — М. Аспект Пресс, 2008. — 397с.
  2.              Религиоведение: Учебник / О. Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В. И. Жукова. — М.: Дашков и К, 2013. — 488с.
  3.              Философия: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск: Выш. шк., 2013. — 528с.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционных религий, гуманитарной безопасности, основ религии, национальной безопасности, потенциала традиционных религий, изучение основ религии, обеспечение национальной безопасности, обеспечения национальной безопасности, потенциал традиционных религий, жизни общества, культуры людей, Освоение основ религии, духовных ценностей, поведения людей, традиционных религий способна, большое значение, проявления высокой нравственности, элемент гуманитарной безопасности, кризис нравственных идеалов, с изменением менталитета общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle