Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Чвирова В. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 936-939. — URL https://moluch.ru/archive/107/25625/ (дата обращения: 19.07.2018).



 

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал.

Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования. [1]

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. [5]

Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — специальным образом организованный образовательный ресурс, представленный в цифровом/электронном виде и функционирующий на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. [2]

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3–6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1)    дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2)    глубже постигаются понятия числа и множества;

3)    быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4)    тренируется эффективность внимания и память;

5)    воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6)    развивается воображение и творческие способности;

7)    развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. [3]

Компьютерные игры, помогая закрепить, уточнить конкретное содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Благодаря этим программам образовательная деятельность приобретает непринужденный характер, вызывает желание добиться успеха. [2]

Вне образовательной деятельности компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальной деятельности с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. [4]

К организационно-методической работе относится и планирование компьютерных игр с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии, трудные по содержанию игры увлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом 2–3 раза.

Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

          возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

          объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

          возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

          активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. [2]

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Опора на здоровьесберегающие технологии — обязательный фактор успешного и эффективного использования ИКТ. Внедряя в практику работы информационные коммуникационные технологии, следует исходить из принципа “не навредить” здоровью ребёнка, соблюдать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере. А так же, при анализе ЦОР, предназначенных для детей дошкольного возраста, необходимо особо оценивать их соответствие психофизиологическим, эргономическим, эстетическим, нормативным требованиям, предъявляемым к программным продуктам для данной возрастной категории. [2]

Изучая данную тему, мною были поставлены следующие задачи:

  1.              Создание банка цифровых образовательных ресурсов для развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:

          Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов;

          Электронные рабочие тетради;

          Электронные тренажеры;

          Презентации;

          Обучающие видеоролики;

          Электронные зрительные гимнастики;

          Обучающие мультфильмы;

          Обучающие иллюстрации (плакат-слайд) и др.

  1.              Проведение мониторинга уровня развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в начале и конце учебного года.
  2.              Использование образовательных ресурсов, представленных в цифровом формате и функционирующие на базе средств информационных коммуникационных технологий для обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3.              Повышение компетентности педагогов ДОУ по теме: «Развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов»
  4.              Повышение грамотности родителей по теме развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития цифровых с использованием образовательных ресурсов (в домашних условиях).

Также составлен примерный перспективный план мероприятий по данной теме:

  1.              Создание и пополнение банка цифровых образовательных ресурсов для развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2.              Изучение запросов родителей на предоставление информации о новых педагогических и информационных технологиях в развитии старших дошкольников.
  3.              Проведение мониторинга уровня развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в начале и конце учебного года.
  4.              Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные технологии развития у детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов».
  5.              Мастер-класс для родителей: «Использование ИКТ для развития и обучения ребенка дома».
  6.              Электронный образовательный ресурс для родителей «Развиваем логическое мышление посредством математики».
  7.              Рекомендации для педагогов и родителей к организации работы с ИКТ.
  8.              Электронный сборник для педагогов и родителей «Зрительные гимнастики, упражнения для снятия зрительного утомления».
  9.              Коррекционно-развивающий образовательный процесс, направленный на повышение показателей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов.

По результатам деятельности можно сделать вывод, что применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

 

Литература:

 

  1.              Адаева Н. А. Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников/ Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 2011.
  2.              Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. 2011.
  3.              http://www.rusedu.info/Article840.html
  4.              https://open-lesson.net/614/
  5.              http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/02/16/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-doshkolnika
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, психическое развитие, образовательная деятельность, развитие детей, ребенок, задержка, ресурс, зрительное утомление, логическое мышление, дошкольное образование.


Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации...

Особенности наглядно-образного мышления старших...

наглядно-образное мышление, ребенок, контрольный этап, констатирующий этап, старший дошкольный возраст, уровень развития, мыслительная деятельность, уровень, нормативное развитие...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность

Сама же эта подготовка обычно начинается лишь по достижении ребенком 5–6-летнего возраста, то есть почти на пороге школы.

Моделирование как коррекционное средство обучения детей...

Дети с задержкой психического развития — весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория дошкольников с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

наглядное моделирование, ребенок, образовательная область, модель, схема, дошкольный возраст, мнемотехника, связная речь, связная речь детей, дошкольное образование.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов в Москве.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации...

Особенности наглядно-образного мышления старших...

наглядно-образное мышление, ребенок, контрольный этап, констатирующий этап, старший дошкольный возраст, уровень развития, мыслительная деятельность, уровень, нормативное развитие...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность

Сама же эта подготовка обычно начинается лишь по достижении ребенком 5–6-летнего возраста, то есть почти на пороге школы.

Моделирование как коррекционное средство обучения детей...

Дети с задержкой психического развития — весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория дошкольников с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

наглядное моделирование, ребенок, образовательная область, модель, схема, дошкольный возраст, мнемотехника, связная речь, связная речь детей, дошкольное образование.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Цель работы — исследовать особенности экологического воспитание как способ развития психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов в Москве.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Задать вопрос