Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 27.01.2016

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Н. Е. Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века / Н. Е. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1052-1055. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25621/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

The article includes a historiographical review of the development of the genre of sculpture in the second half of the twentieth century in the Altai. Determine the role and value of sculpture in the fine arts. Revealed the names of the leading sculptors of the Altai, such as P. L. Mironov, I. C. Sommer, A. P. Shchetinin, V. P. Dobrovol'skii, M. A. Kolachev.

Key words: Art, history, sculpture, Altai, monument, monumental complex, the memorial, the heroics, the drama

 

Прежде чем перейти к раскрытию этого вопроса, необходимо показать насколько, или в какой степени развития находился этот жанр во второй половине ХХ века на Алтае.

Традиции профессиональной скульптуры на Алтае были развиты слабо. В 1910–1940-е гг. здесь работали С. Надольский, В. Сингалевич, Г.Лавров, Д, Цаплин, но их творчество на алтайской земле носило эпизодический характер, творческое наследие большинства из них почти не сохранилось. И только к началу 1960-х гг., когда сложился творческий актив Алтайской организации Союза художников РСФСР, когда стали регулярными художественные выставки с участием Л. В. Рублёвой, В. Ф. Рублёва, К. Г. Чумичёва, Ю. С. Акимова, П. Л. Миронова, В. Ф. Добровольского. Скульптура решительно заявила о себе. В экспозиции зональной выставки «Сибирь социалистическая» в 1960 г. творчество алтайских скульпторов было достойно представлено. Значительное место в творчестве художников и скульпторов этого периода принадлежало историко-революционной тематике, истории партизанской борьбы с колчаковщиной на Алтае, в которой с наибольшей силой раскрываются драматизм и героика в истории края начала ХХ века [1].

Подавляющее большинствопамятниковотносится ксоветской эпохе, однако, сохранились также и несколько монументов дореволюционного периода (до 1917 года) — Демидовский столп — обелискв честь 100-летия горного дела наАлтае (1825),.памятник Н. М. Ядринцеву — писатель-публицист (скульптораК. М. Сибирякова, стелу и сам саркофаг спроектировал архитектор Шулев) [2].

Памятники, посвященные историко-революционной тематике этого периода, включают в себя

          памятники:

памятники В. И. Ленину — скульптор И. Д. Бродский, архитектор В. В. Казаринов (1967), площадь Советов; скульптор С. Д.Меркуров, архитектор А. В. Баранский (1937), пересечение улицы Анатолия ипроспекта Ленина; памятникИ. И. Ползунову — скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Г. А. Сыромятников, А. Д. Шимин (1980), проспект Ленина, перед главным корпусомАлтГТУ; памятник В. М. Шукшину — скульпторы М. Кульгачёв, Н. Звонков (1989);

          памятники-бюсты:

памятник Кире Баеву — скульптор П. Л. Миронов П. Л., архитектор В. Э. Остен-Сакен (1970), проспект Ленина; памятник Ф. Э. Дзержинскому — архитектор Г. С. Крамаренко, скульптор А. Бичугов(1988), проспект Ленина, зданиеФСБ;памятники М. А. Лисавенко — перед главным корпусомАлтайского государственного аграрного университета, другой рядом со зданием Алтайского НИИ садоводства (1967); памятник Е. М. Мамонтову — глава партизанского отряда времён Гражданской войны, архитектор Г. Г. Протопопов, скульптор К. Г. Чумичев (1982), находится на пересечениеулицы Льва Толстогос проспектом Ленина; памятник П. А. Плотникову скульптор В. М. Терзибашьян, архитектор Н. Г. Минаев (1953), установлен наплощади Свободы;памятник И. В. Присягину — скульптор К. Г. Чумичёв, архитектор Г. Г. Протопопов (1983),установлен перед зданием Барнаульского горкома КПСС (ныне один из корпусовАлтГАКИ); памятник В. Е. Смирнову — архитектор С. Ф. Зенков, скульптор В. Ф. Рублёв (1988), находится перед зданием управленияБарнаульского станкостроительного заводана улице Кулагина; памятник К. Д. Фролову — русский гидротехник и изобретатель, архитекторы К. М. Пентешина, А. П. Богомольца, С. А. Боженко, В. А. Кашина (1987), установлен перед зданием Машиностроительного техникума напроспекте Ленина; памятник М. К. Цаплину — председательВРКи барнаульского Совета рабочих и солдат, расстрелянбелогвардейцами, скульптор П. Л. Миронов и архитектор Н. А. Рудзе (1977), установлен в 60-летнюю годовщинуОктябрьской революциина проспекте Ленина,около здания городской администрации.

В послевоенные годы на Алтае созданы сотни памятников борцам за Советскую власть, героям Великой Отечественной войны. Только в Барнауле 25 памятников, 60 мемориальных досок, посвящённых Великой Отечественной войне. — первый был установлен в 1953 г. — на площади Свободы: на гранитном постаменте — бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова (ск. В. М. Терзибатьян, арх. Н. Г. Минаев) [3].

В 1970-х гг. получил распространение не единичный монумент, а комплекс, включающий надписи, камерную графику, водный источник. Таков монументальный комплекс — мемориал Славы (1971–1975) на площади Победы в Барнауле (художник Добровольский В. Ф., скульптор Миронов П. Л.). Он включает 6-метровую бронзовую скульптурную группу «Прощание» (ск. П. Л. Миронов), 24-метровую стелу, облицованную медными плитками с рельефами «Сибиряки и фронт» и «Сибиряки и тыл»» (худ. В. Ф. Добровольский), геральдические барельефы внутри бетонного редута, хранящего имена воинов — барнаульцев, павших в Великую Отечественную войну, восемь чаш с негасимым огнём, текст «Реквиема» Р.Рождественского.

В. П. Добровольский — является одним из авторов памятника-обелиска в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (1968–1971). В соавторстве с П. Л. Мироновым, архитекторами В. Ф. Налимовым, В. Э. Остен-Сакеном, при участии скульптора К. Г. Чумичева В. Ф. Добровольский создал значительное монументальное сооружение «Мемориал Славы», так называют барнаульцы «Памятник-обелиск в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Сооружался этот комплекс в два этапа: 1968–1971 годы — первая очередь; 1975 год — завершающая стадия [4]. Скульптор В. Ф. Добровольский и архитектор В. Л. Казаринов являются авторами окончательного варианта памятника мемориального комплекса в сквере павших борцов за социализм (1920–1967), который находится на аллеепроспекта Ленинамежду кинотеатром «Родина», городской администрацией и стадионом «Динамо» г. Барнаула.

Рассматривая данную тему, нельзя не отметить памятный обелиск в Нагорном парке г. Барнаула на месте расстреловкрасноармейцевво времяГражданской войны (1957)., созданный скульптором В. Ф. Добровольским, архитекторами Д. Б. Баженовым и П. Л. Мироновым.

В становлении и развитии монументальной скульптуры на Алтае В. Ф. Добровольский внес свой ощутимый вклад. Произведения, созданные им, и в наши дни украшают улицы городов и районов Алтайского края, являясь их архитектурной доминантой.

Особое место в искусстве Алтая занимает творчество И. Ц. Зоммера, который создал в городах и селахАлтайскогокрая 14 мемориальных комплексов и сооружений воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Сооружение мемориального знака «Братство по оружию белорусских и русских народов в борьбе против немецкого фашизма в ВОВ 1941–1945 гг». на автотрассе Барнаул –Новосибирск — скульптор И. Ц. Зоммер (1972–1976) стало крупнейшим событием художественной жизни края. Материал, который использовался при сооружении стелы, был выбран не случайно: от сожжённых белорусских деревень оставались только обгорелые печные трубы, поэтому изготовлена стела из кирпича. Символом близости и единения славянских народов явились национальные русский и белорусский орнаменты. Две сильные руки, сжимающие ствол автомата, символизируют руки воинов, защитивших родную землю. На плите справа от основного обелиска высечены слова Роберта Рождественского, присутствовавшего на открытии памятника в 1976 г.

«Здесь породнилась земля Алтая

с землёй Хатыни,

Да будет бессмертным это братанье.

Это — святыня». [5, с. 48].

Творчество И. Ц. Зоммера посвящено героике событий Великой Отечественной войны. Он рассматривает скульптуру как материальное воплощение идеи и творческий темперамент находит выход в мемориальных ансамблях, которые он создаёт в сёлах Анисимово (1968), Кашкарагаиха (1970), Казанцево (1972) и других районных посёлках. Все эти мемориалы решены по-разному, с учётом положения и места: в селе Ново-Перуново — бюст героя войны Лебедева компонуется с символом склонённого знамени, в Кашкарагаихе памятник построен на горизонтальных мотивах в окружении елей.

Для села Завьялово в 1976 г. И. Ц. Зоммер выполнил не только фигуру в рост воина-победителя, но и галерею Героев Советского Союза, уроженцев села, павших на фронтах Отечественной войны. В целом скульптор изваял и установил 25 бюстов Героям Советского Союза. И.Ц Зоммер — автор многочисленных скульптурных портретов, бюсты героев труда и войны — одно из направлений, в котором постоянно работает скульптор.

История нашей страны и нашего края полна драматизма. Художник со своим творчеством неотъемлемая часть этой истории. Его творчество созвучно с тем временем, в котором он живёт и горячо откликается на сюжеты, связанные с историей его Родины. Таково творчество скульптора П. А. Щетинина — представителя старшего поколения скульпторов на Алтае.

К творческой удаче скульптора принадлежит созданный им образ изобретателя парового двигателя Ивана Ползунова, история которого связана с драматической судьбой его изобретения. Эта работа демонстрирует высокие профессиональные возможности скульптора, его приверженность реалистическим традициям отечественной художественной школы, отечественного монументального искусства.

В творчестве П. А.Щетинина большое место занимает создание мемориальных комплексов и композиций, посвящённых памяти событий Великой отечественной войны. Особую известность получил в своё время памятник в селе Чистюнька Топчихинского района «Сибирские партизаны». Экспрессия и правдивость образа подростка Киры Баева воплощают трагизм, присущий суровым моментам нашей истории.

Творчество А. П. Щетинина — это значительный вклад в развитие станковой и монументальной скульптуры на Алтае. Он один из редких авторов на Алтае, прикоснувшихся в скульптуре в теме трагического. Об этом свидетельствует его работа «Прощание» (1987) [5, с.11].

В послевоенное время вБарнаулебыло положено начало созданию памятныхмемориальных досок. Первые из них были посвященыистории строительства городаи установлены в1949 годуна старинных зданияхулицы ПолзуноваиПионерской площади. К1984 годувБарнауле уже имелось около 60 мемориальных досок. Большая часть из них текстовые, выполненные из чугунаилимрамора. Четырнадцать досок посвящены историиборьбы за власть Советовна Алтае, 37 — героям и событиямВеликой Отечественной войны [6].

Большой вклад в развитие станковой и монументальной скульптуры на Алтае вносит творчество М. А. Кульгачева — автора ряда известных скульптурных работ, установленных в Алтайском крае и Барнауле. Историко-революционная тематика находит свое отражение в его работах над образами легендарного конструктора-оружейникаМихаила ТимофеевичаКалашникова (2009), а также полного кавалера орденов Славы, ветерана Великой Отечественной войны, Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Алтайского края ВасилияТимофеевича Христенко (2011), выполненных в бронзе. Он автор памятника А. С. Пушкину (1999), установленного на пересечении улицы Пушкинской и проспекта Ленина, работает в жанре портрета — памятник В. М. Шукшину (1989), медальерной пластики — Победа (1979) из серии «Новороссийск-город герой». Свои идеи воплощает в мраморе, бронзе, чугуне, камне. Для произведений художника характерны яркая образность, символичность, повышенный интерес к человеку и его внутреннему миру [7].

Тема войны, её трагического содержания, вытекающий отсюда героизм и драматизм для нашей страны в её истории разных периодов прошлого века, находит своё выражение в набирающей силе и утверждающих себя в алтайском монументальном искусстве и скульптуре. Ко второму десятилетию XXI века в Барнауле насчитывается более 40 монументальных фигур,бюстов,скульптурныхгрупп иобелисков; а также около 60 мемориальных досок.

Таким образом, скульптура как вид изобразительного искусства играет значительную роль в нашей жизни. Пропагандирует различные идеи, отражает мысли, чувства, мировоззрение общества в целом. Специфика скульптуры отражается в содержании, выборе материала для ее исполнения и выразительных средствах.В процессе восприятия прекрасного формируется эстетическое, нравственное чувство, Искусство скульптуры обладает способностью заставить человека задуматься, взволноваться, сопереживать [8]. Оно формирует наше сознание, наш вкус и эстетическое представление. В настоящее время стало возможным оценить накопленный опыт алтайского искусства и его вклад в мировую культуру. Знание истории искусства на Алтае помогает развивать общечеловеческие ценности. Через искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствует восстановлению связей между поколениями, что остается актуальным во все времена.

 

Литература:

 

  1.    Киселева Н. Е. Исторические мотивы в произведениях алтайских художников во второй половине ХХ — начале XXIв. (статья) // Известия Алтайского государственного университета. Серия: история, политология. Барнаул: Изд –во: АлтГУ. — № 4/3. 2007. — С.103–107.
  2.    Скубневский В. А. Барнаул: Энциклопедия / Под ред.Скубневского В. А. — Барнаул:Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.
  3.    http://www.altairegion22.ru/authorities/culture/dobrovolskii-vladimir-fedorovich-19292002/
  4.    Комарова О. С. Мемориал Славы в культурном пространстве Барнаула // Барнаул на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю. Ф. Кирюшин. — Барнаул, 2005. — С. 205–208.
  5.    Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая [Текст]/Т. М. Степанская. — Барнаул: Изд-во: Алт.ун-та.2014–168 с.
  6.    Степанская Т. М. Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 1994. С. 85.
  7.    Дариус Е. И. Выставочно-просветительский проект. Михаил Алексеевич Кульгачев. Отдел «Отечественное искусство XX-XXI веков». ГХМ АК. Барнуул, 2012.
  8.    Шокорова, Л. В. Горная Колывань в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. — Барнаул: Изд-во Алт.ун-та. 2014. 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтай, Великая Отечественная война, Барнаул, скульптор, Алтайский край, историко-революционная тематика, монументальная скульптура, памятник, Советский Союз, творчество.


Ключевые слова

искусство, мемориал, история, скульптура, Алтай, памятник, монументальный комплекс, героика, драматизм., драматизм

Похожие статьи

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Ключевые слова: монументальное искусство, скульптор, индустриализация, памятник, И.Сталин, декор

Величайший был конкурс. Участвовали все. Тысячи проектов.

Огромное значение большие мастера советской скульптуры придавали роли материала.

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г. по 1928 г. Завершение гражданской войны изменило духовную конфигурацию общества.

Монументы нового типа, качественно иное творчество скульпторов, поиск «революционной...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная война, художник, Барнаул, Томск, Художник Сибири, художественная жизнь, Москва, Алтайский край, высокий профессионализм, агитационно-массовое искусство.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ...

В искусстве Алтая отразились ключевые моменты исторической памяти народа, среди них — великая память о Великой Отечественной войне

Серия линогравюр о Ефиме Мамонтове перерастает в большую работу, в которой оживают страницы историко-революционного...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Сибирь, война, Великая Отечественная война, Алтайский край, внимание аудитории, барнаул, Алтай, Учитель, Бессмертный полк, светлое знамя Победы.

Развитие художественного образования в области народного...

...скульптуры и архитектуры, так как монументальное искусство

В основу преподавания в Алтайской губернской советской художественной школе

Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

В годы Великой Отечественной войны было создано Хабаровское отделение Союза художников.

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой

Военная тематика становится основной в творчестве дальневосточных скульпторов...

Конструирование исторического образа в монументальном...

Конструирование исторического образа в монументальном искусстве: на материале памятников П. А. Столыпину.

Скульптура, полноценно распространившаяся относительно поздно в России (XVIII век)

Скульпторы, во многом, стали заложниками советской традиции.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

1982 год- третья «Всегда на чеку», «В горах голубого Алтая», 1983 — «Нивы Алтая», 1985–40 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Надо отметить, что к концу второй повинны ХХ века, в крае значительно вырос коллектив скульпторов.

Похожие статьи

Развитие советского монументального искусства в 1928–1941 гг.

Ключевые слова: монументальное искусство, скульптор, индустриализация, памятник, И.Сталин, декор

Величайший был конкурс. Участвовали все. Тысячи проектов.

Огромное значение большие мастера советской скульптуры придавали роли материала.

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г. по 1928 г. Завершение гражданской войны изменило духовную конфигурацию общества.

Монументы нового типа, качественно иное творчество скульпторов, поиск «революционной...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная война, художник, Барнаул, Томск, Художник Сибири, художественная жизнь, Москва, Алтайский край, высокий профессионализм, агитационно-массовое искусство.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ...

В искусстве Алтая отразились ключевые моменты исторической памяти народа, среди них — великая память о Великой Отечественной войне

Серия линогравюр о Ефиме Мамонтове перерастает в большую работу, в которой оживают страницы историко-революционного...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Сибирь, война, Великая Отечественная война, Алтайский край, внимание аудитории, барнаул, Алтай, Учитель, Бессмертный полк, светлое знамя Победы.

Развитие художественного образования в области народного...

...скульптуры и архитектуры, так как монументальное искусство

В основу преподавания в Алтайской губернской советской художественной школе

Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

В годы Великой Отечественной войны было создано Хабаровское отделение Союза художников.

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой

Военная тематика становится основной в творчестве дальневосточных скульпторов...

Конструирование исторического образа в монументальном...

Конструирование исторического образа в монументальном искусстве: на материале памятников П. А. Столыпину.

Скульптура, полноценно распространившаяся относительно поздно в России (XVIII век)

Скульпторы, во многом, стали заложниками советской традиции.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во...

1982 год- третья «Всегда на чеку», «В горах голубого Алтая», 1983 — «Нивы Алтая», 1985–40 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Надо отметить, что к концу второй повинны ХХ века, в крае значительно вырос коллектив скульпторов.

Задать вопрос