В статье рассматриваются основы мониторинга качества медицинских услуг, которым занимается Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Медицинский информационно-аналитический центр».
В Республике Башкортостан мониторингом качества медицинских услуг занимается Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Медицинский информационно-аналитический центр» [2].
Круг задач, решаемых центром:
организационно-методическое руководство по формированию единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан;
организация и управление системой медицинского статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения республики;
разработка программных средств;
создание и поддержание в актуальном состоянии единой нормативно-справочной информации;
сбор, обработка, свод, контроль достоверности и анализ медико-статистических данных о сети, кадрах, заболеваемости населения, финансово-экономических и других показателях деятельности учреждений здравоохранения;
организационно-методическая работа, в том числе в области лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
обработка и анализ имеющейся информации для составления отчетов, докладов, рефератов по поручению МЗ РБ;
ведение регистров;
стратегическое планирование, стандартизация и оценка эффективности деятельности отрасли здравоохранения;
обеспечение доступности библиотечного фонда;
техническое обслуживание средств вычислительной техники.
Таблица 1
Анализ особенностей проведения мониторинга в МИАЦ [2]
Этапы мониторинга |
Оценка качества мониторинга |
Пути совершенствования мониторинга |
Определение показателей (критериев) |
В настоящее время мониторинг проводится по следующим группам: 1 Сбор статистической информации по показателям: рождаемость, смертность, структура смертности по заболеваниям, по возрасту, по причинам смертности, первичность и распространенность заболеваемости, заболеваемость онкологией, структура онкологических заболеваний, заболеваемость сезонным гриппом, гриппом AH1N1, ОРВИ; заболеваемость вирусной пневмонией; показатели рождаемости; информационно-технологическая инфраструктура учреждений здравоохранения и статистических показателей. 2 Специальные мониторинги: Мониторинг пневмонии; Мониторинг рождаемости; Мониторинг смертности; Детская оздоровительная кампания; Мониторинг проф. осмотров несовершеннолетних; Мониторинг энтеровирусной инфекции; Мониторинг показателей заболеваемости и смертности населения от БСК; Мониторинг численности детей, рожденных третьими и последствующими; Мониторинг диспансеризации; Мониторинг сведений об инфекционных и паразитарных заболеваниях; Медобеспечение лиц, вынужденно покинувших Украину; Медосвидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства [4]; Мониторинг гриппа и ОРВИ [5]; Мониторинг сведений о проведении профилактических медицинских осмотров в РБ; Мониторинг по тромболизисам, коронарографиям, стентированиям. 3 Показатели выполнения федеральных и ведомственных программ по выделенным критериям и целевым показателям (свои по каждой программе). 4 Ведется сбор и анализ информации по опросам общественного мнения о качестве оказания медицинских услуг по каждому медицинскому лечебному и профилактическому учреждению. |
1 Предлагаем расширить и объединить в единую систему анализируемые критерии показателей здоровья по отдельным заболеваниям. 2 Круг заболеваний расширить: — болезни сердца, дыхательной системы; — болезни желудочно-кишечного тракта. 3 Вести отдельный мониторинг заболеваний детей и пожилых людей (инсульты, инфаркты и т. д.). |
Организация проведения мониторинга |
1 Формирование единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан путем организации на базе компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение [1]. 2 Сбор ведомственной информации по выделенным критериям осуществляет МИАЦ со всех ЛПУ в режиме онлайн, независимый мониторинг опроса общественного мнения находится на сайте Минздрава РБ [1]. |
1 Расширение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг на всех граждан, проживающих на территории РБ, с использованием Социальной карты, Универсальной электронной карты. 2 Работы по внедрению региональной информационной системы мониторинга проведены с учетом графика подключения к региональному сегменту системы мониторинга региональных программ модернизации, определенного Минздравсоцразвития РФ. Однако, логичнее было бы объединить все виды мониторинга в рамках МИАЦ, и сгруппировать все получаемые сведения в одном месте. |
Проведение мониторинга |
1 Внедрена универсальная система “онлайн” сбора информации и система сбора информации “Сводная отчетность Парус”. 2 Внедрена Система «БАРС.Web-Мониторинг Здравоохранения», разработанная специально для управления сетью учреждений здравоохранения, контролирования качества государственных услуг и обеспечения открытости данной сферы. С помощью web-технологий решение создает единую информационную базу и позволяет собирать регламентированную и нерегламентированную отчетность в режиме онлайн через Интернет, оценивать ресурсы системы здравоохранения, объемы медицинских услуг и состояние общественного здоровья. |
1 Провести подготовку к тестовым испытаниям информационно-аналитической системы и регионального портала в различных ЛПУ и поликлиниках г. Уфы. 2 Необходимо внедрение в существующие автоматизированные системы более наглядного и доступного интерфейса по выводу всей доступной и актуальной информации в виде аналитических таблиц и графиков для любого желающего на сайте МИАЦ. 3 Необходимость сравнительного анализа мониторинга, выполненного независимыми экспертами и с помощью опросов населения 4 Необходимость размещения текущей информации в открытом доступе и своевременно предоставляемой отчетности, т. к. на данный момент больший объем информации является ведомственным и закрытым. 5 Среди выявленных проблем необходимо отметить нарушения сроков предоставления аналитической отчетности |
Анализ итогов |
1 Кроме Башкортостана система БАРС успешно работает в Республике Татарстан, Алтайском крае, Брянской, Тюменской и Челябинской областях и в некоторых других регионах 2 Произведен расчет показателей заболеваемости и деятельности учреждений здравоохранения Республики Башкортостан за 2014 год в сравнении с 2013 годом по программе краткого статистического справочника. 3 Предоставлена вся необходимая информация из статистических отчетов главным специалистам, подготовлен аналитический материал по результатам деятельности отрасли здравоохранения [2]. |
В различных регионах действуют различные системы сбора, обработки, анализа информации по различным показателям. Необходимо унифицировать данную систему на федеральном уровне, для обеспечения быстрого и качественного сбора и свода информации по регионам в единую базу. |
Решения по совершенствованию мониторинга |
Внедрена универсальная система “онлайн” сбора информации и система сбора информации “Сводная отчетность Парус”, внедрена Система «БАРС.Web-Мониторинг Здравоохранения», разработанная специально для управления сетью учреждений здравоохранения, контролирования качества государственных услуг и обеспечения открытости данной сферы. В данный момент эти системы только внедряются, проходят отладку, ежегодно вводятся все новые и новые критерии и показатели, происходит плановое подключение медицинских учреждений в единую сеть. |
Нет достоверных сведений по региону для качественного сравнительного анализа. Сбор информации, ее обработку и анализ необходимо проводить более качественно и в более сжатые сроки. Исключить задержки по предоставлению информации на начальных этапах на уровне медицинских учреждений, отладить ввод своевременной информации, провести обучение персонала для работы с внедряемой информационной системой и т. д. |
Подчеркнем, что система мониторинга медицинских услуг населению в Республике Башкортостан в настоящее время проводится с помощью web-технологий.
В Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан мониторингом занимается Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) [2].
Целью деятельности МИАЦ является формирование единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан путем организации на базе компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение.
Для оценки качества медицинских услуг в сфере здравоохранения используется множество показателей [2], такие как летальность, длительность госпитализации, число повторных госпитализаций, уровень диспансеризации, уровень хронической заболеваемости, частота выявления запущенных (поздних) стадий заболевания и др.
Следует отметить, что социологические опросы [2] при этом являются одним из наиболее индикаторных методов оценки качества медицинской помощи.
При этом, несмотря на декларируемую значимость решения задачи повышения качества медицинских услуг, а также при наличии большого количества методик оценки [1] в настоящее время Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не располагает законодательно утвержденным подходом для оценки качества услуг с точки зрения потребителей.
Среди выявленных проблем необходимо отметить нарушения сроков предоставления аналитической отчетности, необходимость сравнительного анализа мониторинга, выполненного независимыми экспертами и с помощью опросов населения, необходимости размещения текущей информации в открытом доступе и своевременно предоставляемой отчетности.
Необходимо отметить важность проводимой работы по своевременному и качественному мониторингу медицинских услуг и своевременного предоставления в вышестоящие органы.
От проделанной работы зависит эффективность государственного управления системой здравоохранения и поставленных отраслевых стратегических задач.
Литература:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: https://health.bashkortostan.ru (12.11.2015)
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Медицинский информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: http://miac-rb.ru (10.11.2015)
- Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: http://www.npa.bashkortostan.ru (10.11.2015)
- Прил.11, Приказ МЗРБ №1303-д (ранее пр.12, приказ №1276-д) [3];
- По письму Минздрава России от 06.10.14 №24-2/10/2-7556 [3]