Особенности проведения мониторинга качества оказания медицинских услуг населению в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 02.02.2016

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Королева, Е. Ф. Особенности проведения мониторинга качества оказания медицинских услуг населению в Республике Башкортостан / Е. Ф. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 690-693. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25561/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье рассматриваются основы мониторинга качества медицинских услуг, которым занимается Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Медицинский информационно-аналитический центр».

 

В Республике Башкортостан мониторингом качества медицинских услуг занимается Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Медицинский информационно-аналитический центр» [2].

Круг задач, решаемых центром:

                    организационно-методическое руководство по формированию единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан;

                    организация и управление системой медицинского статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения республики;

                    разработка программных средств;

                    создание и поддержание в актуальном состоянии единой нормативно-справочной информации;

                    сбор, обработка, свод, контроль достоверности и анализ медико-статистических данных о сети, кадрах, заболеваемости населения, финансово-экономических и других показателях деятельности учреждений здравоохранения;

                    организационно-методическая работа, в том числе в области лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

                    обработка и анализ имеющейся информации для составления отчетов, докладов, рефератов по поручению МЗ РБ;

                    ведение регистров;

                    стратегическое планирование, стандартизация и оценка эффективности деятельности отрасли здравоохранения;

                    обеспечение доступности библиотечного фонда;

                    техническое обслуживание средств вычислительной техники.

 

Таблица 1

Анализ особенностей проведения мониторинга в МИАЦ [2]

Этапы мониторинга

Оценка качества мониторинга

Пути совершенствования мониторинга

Определение показателей (критериев)

В настоящее время мониторинг проводится по следующим группам:

1 Сбор статистической информации по показателям: рождаемость, смертность, структура смертности по заболеваниям, по возрасту, по причинам смертности, первичность и распространенность заболеваемости, заболеваемость онкологией, структура онкологических заболеваний, заболеваемость сезонным гриппом, гриппом AH1N1, ОРВИ;

заболеваемость вирусной пневмонией;

показатели рождаемости;

информационно-технологическая инфраструктура учреждений здравоохранения и статистических показателей.

2 Специальные мониторинги:

Мониторинг пневмонии;

Мониторинг рождаемости;

Мониторинг смертности;

Детская оздоровительная кампания;

Мониторинг проф. осмотров несовершеннолетних;

Мониторинг энтеровирусной инфекции;

Мониторинг показателей заболеваемости и смертности населения от БСК;

Мониторинг численности детей, рожденных третьими и последствующими;

Мониторинг диспансеризации;

Мониторинг сведений об инфекционных и паразитарных заболеваниях;

Медобеспечение лиц, вынужденно покинувших Украину;

Медосвидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства [4];

Мониторинг гриппа и ОРВИ [5];

Мониторинг сведений о проведении профилактических медицинских осмотров в РБ;

Мониторинг по тромболизисам, коронарографиям, стентированиям.

3 Показатели выполнения федеральных и ведомственных программ по выделенным критериям и целевым показателям (свои по каждой программе).

4 Ведется сбор и анализ информации по опросам общественного мнения о качестве оказания медицинских услуг по каждому медицинскому лечебному и профилактическому учреждению.

1 Предлагаем расширить и объединить в единую систему анализируемые критерии показателей здоровья по отдельным заболеваниям.

2 Круг заболеваний расширить:

— болезни сердца, дыхательной системы;

— болезни желудочно-кишечного тракта.

3 Вести отдельный мониторинг заболеваний детей и пожилых людей (инсульты, инфаркты и т. д.).

Организация проведения мониторинга

1 Формирование единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан путем организации на базе компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение [1].

2 Сбор ведомственной информации по выделенным критериям осуществляет МИАЦ со всех ЛПУ в режиме онлайн, независимый мониторинг опроса общественного мнения находится на сайте Минздрава РБ [1].

1 Расширение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг на всех граждан, проживающих на территории РБ, с использованием Социальной карты, Универсальной электронной карты.

2 Работы по внедрению региональной информационной системы мониторинга проведены с учетом графика подключения к региональному сегменту системы мониторинга региональных программ модернизации, определенного Минздравсоцразвития РФ. Однако, логичнее было бы объединить все виды мониторинга в рамках МИАЦ, и сгруппировать все получаемые сведения в одном месте.

Проведение мониторинга

1 Внедрена универсальная система “онлайн” сбора информации и система сбора информации “Сводная отчетность Парус”.

2 Внедрена Система «БАРС.Web-Мониторинг Здравоохранения», разработанная специально для управления сетью учреждений здравоохранения, контролирования качества государственных услуг и обеспечения открытости данной сферы.

С помощью web-технологий решение создает единую информационную базу и позволяет собирать регламентированную и нерегламентированную отчетность в режиме онлайн через Интернет, оценивать ресурсы системы здравоохранения, объемы медицинских услуг и состояние общественного здоровья.

1 Провести подготовку к тестовым испытаниям информационно-аналитической системы и регионального портала в различных ЛПУ и поликлиниках г. Уфы.

2 Необходимо внедрение в существующие автоматизированные системы более наглядного и доступного интерфейса по выводу всей доступной и актуальной информации в виде аналитических таблиц и графиков для любого желающего на сайте МИАЦ.

3 Необходимость сравнительного анализа мониторинга, выполненного независимыми экспертами и с помощью опросов населения

4 Необходимость размещения текущей информации в открытом доступе и своевременно предоставляемой отчетности, т. к. на данный момент больший объем информации является ведомственным и закрытым.

5 Среди выявленных проблем необходимо отметить нарушения сроков предоставления аналитической отчетности

Анализ итогов

1 Кроме Башкортостана система БАРС успешно работает в Республике Татарстан, Алтайском крае, Брянской, Тюменской и Челябинской областях и в некоторых других регионах

2 Произведен расчет показателей заболеваемости и деятельности учреждений здравоохранения Республики Башкортостан за 2014 год в сравнении с 2013 годом по программе краткого статистического справочника.

3 Предоставлена вся необходимая информация из статистических отчетов главным специалистам, подготовлен аналитический материал по результатам деятельности отрасли здравоохранения [2].

В различных регионах действуют различные системы сбора, обработки, анализа информации по различным показателям.

Необходимо унифицировать данную систему на федеральном уровне, для обеспечения быстрого и качественного сбора и свода информации по регионам в единую базу.

Решения по совершенствованию мониторинга

Внедрена универсальная система “онлайн” сбора информации и система сбора информации “Сводная отчетность Парус”, внедрена Система «БАРС.Web-Мониторинг Здравоохранения», разработанная специально для управления сетью учреждений здравоохранения, контролирования качества государственных услуг и обеспечения открытости данной сферы. В данный момент эти системы только внедряются, проходят отладку, ежегодно вводятся все новые и новые критерии и показатели, происходит плановое подключение медицинских учреждений в единую сеть.

Нет достоверных сведений по региону для качественного сравнительного анализа.

Сбор информации, ее обработку и анализ необходимо проводить более качественно и в более сжатые сроки. Исключить задержки по предоставлению информации на начальных этапах на уровне медицинских учреждений, отладить ввод своевременной информации, провести обучение персонала для работы с внедряемой информационной системой и т. д.

 

Подчеркнем, что система мониторинга медицинских услуг населению в Республике Башкортостан в настоящее время проводится с помощью web-технологий.

В Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан мониторингом занимается Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) [2].

Целью деятельности МИАЦ является формирование единой информационной системы здравоохранения Республики Башкортостан путем организации на базе компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение.

Для оценки качества медицинских услуг в сфере здравоохранения используется множество показателей [2], такие как летальность, длительность госпитализации, число повторных госпитализаций, уровень диспансеризации, уровень хронической заболеваемости, частота выявления запущенных (поздних) стадий заболевания и др.

Следует отметить, что социологические опросы [2] при этом являются одним из наиболее индикаторных методов оценки качества медицинской помощи.

При этом, несмотря на декларируемую значимость решения задачи повышения качества медицинских услуг, а также при наличии большого количества методик оценки [1] в настоящее время Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не располагает законодательно утвержденным подходом для оценки качества услуг с точки зрения потребителей.

Среди выявленных проблем необходимо отметить нарушения сроков предоставления аналитической отчетности, необходимость сравнительного анализа мониторинга, выполненного независимыми экспертами и с помощью опросов населения, необходимости размещения текущей информации в открытом доступе и своевременно предоставляемой отчетности.

Необходимо отметить важность проводимой работы по своевременному и качественному мониторингу медицинских услуг и своевременного предоставления в вышестоящие органы.

От проделанной работы зависит эффективность государственного управления системой здравоохранения и поставленных отраслевых стратегических задач.

 

Литература:

 

  1.    Министерство здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: https://health.bashkortostan.ru (12.11.2015)
  2.    Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Медицинский информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: http://miac-rb.ru (10.11.2015)
  3.    Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL: http://www.npa.bashkortostan.ru (10.11.2015)
  4.    Прил.11, Приказ МЗРБ №1303-д (ранее пр.12, приказ №1276-д) [3];
  5.    По письму Минздрава России от 06.10.14 №24-2/10/2-7556 [3]
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, здравоохранение Республики, услуга, единая информационная система, аналитическая отчетность, Государственное бюджетное учреждение, динамическая оценка состояния здоровья, общественное мнение, Сводная отчетность, универсальная система.


Похожие статьи

Методика оценки результативности в Аппарате Правительства Республики Башкортостан

В статье предлагается внедрение методики оценки результативности работы Аппарата Правительства Республики Башкортостан на основе менеджмента качества. Основной критерий эффективности принимаемых нормативных актов — это их положительный эффект на все ...

Особенности нормативно-правового регулирования развития туризма в Иркутской области

В статье рассматривается нормативно-правовая база Иркутской области в сфере развития туризма, определяются существующие проблемы.

Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий у больных бронхиальной астмой с использованием компьютерной системы мониторинга

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Эффективность использования финансовых ресурсов организациями жилищно-коммунального хозяйства

Предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса и контроля органов государственной власти и мест...

Основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан

Совершенствование законотворческой деятельности является в настоящее время одной из приоритетных задач законодателя. Основные направления в принятии, отмене или изменении законов призвана вырабатывать законотворческая политика. В статье кратко рассма...

Методические рекомендации для проведения практических занятий для студентов СПО по теме «Основы экологической безопасности на предприятии»

Вопросы финансирования добровольной пожарной охраны

В данной статье рассматриваются подходы к финансированию добровольной пожарной охраны, действующей на территории муниципального образования.

Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа»

Работа с обращениями граждан в медицинской организации с использованием портала ССТУ.РФ

В статье рассматривается особенность работы с обращениями граждан в медицинской организации с использование портала ССТУ.РФ.

Похожие статьи

Методика оценки результативности в Аппарате Правительства Республики Башкортостан

В статье предлагается внедрение методики оценки результативности работы Аппарата Правительства Республики Башкортостан на основе менеджмента качества. Основной критерий эффективности принимаемых нормативных актов — это их положительный эффект на все ...

Особенности нормативно-правового регулирования развития туризма в Иркутской области

В статье рассматривается нормативно-правовая база Иркутской области в сфере развития туризма, определяются существующие проблемы.

Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий у больных бронхиальной астмой с использованием компьютерной системы мониторинга

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Эффективность использования финансовых ресурсов организациями жилищно-коммунального хозяйства

Предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса и контроля органов государственной власти и мест...

Основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан

Совершенствование законотворческой деятельности является в настоящее время одной из приоритетных задач законодателя. Основные направления в принятии, отмене или изменении законов призвана вырабатывать законотворческая политика. В статье кратко рассма...

Методические рекомендации для проведения практических занятий для студентов СПО по теме «Основы экологической безопасности на предприятии»

Вопросы финансирования добровольной пожарной охраны

В данной статье рассматриваются подходы к финансированию добровольной пожарной охраны, действующей на территории муниципального образования.

Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа»

Работа с обращениями граждан в медицинской организации с использованием портала ССТУ.РФ

В статье рассматривается особенность работы с обращениями граждан в медицинской организации с использование портала ССТУ.РФ.

Задать вопрос