Автор: Наумов Дмитрий Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 21.01.2016

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Наумов Д. В. Кластерный подход в развитии фармацевтического рынка: тренд на инновационную составляющую // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 585-588.



 

На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о значимости региональной идентификации на основании кластеризации. В результате выявлено, что для образования кластера значимым является наличие некоторых базовых составляющих, таких как наличие адаптивной, целевой инфраструктуры, наличие базового стейкхолдера, а также наличие стройной кластерной политики с правильным мотивированием участников кластера, для достижения желаемого результата. Выявлено, что кластерный подход представляет собой комплексный, прогрессивный метод развития территорий, отраслей и экономики России.

Ключевые слова:кластеры, кластерная политика, кластерная инициатива, развитие региональных фармацевтических кластеров, синергетический эффект, инновационная политика.

 

В настоящее время, в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция перехода ведущих мировых держав к инновационной экономической политике [4, с.14], в различных областях хозяйственной деятельности. Инновации занимают ключевое положение, в эволюции НТП, объединяя вокруг себя значительные финансовые, научные и административные ресурсы. В эпоху тотального укрупнения, нарастающих глобализационных и интеграционных процессов [5, с.5], на авансцену выходит концептуально новый подход к кооперационному взаимодействию — кластер [15, с.50], как прогрессивное явление современной постиндустриальной экономики.

Актуальность кластерной политики на фармацевтическом рынке Российской Федерации [12, с.1401] связана с тем, что фармацевтический рынок справедливо относят к социально значимым рынкам [18, с.103], [1, с.57], [13, с.235], который обеспечивает развитие всей воспроизводственной системы в экономике страны [7, с.96], так как поддерживает здоровье экономических агентов на необходимом для полноценного функционирования уровне [10, с.4]. Социальная значимость фармацевтического рынка связана, в первую очередь с низкой эластичностью спроса [8, с.41], [9, с.32] на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В рамках настоящей статьи предлагается рассмотреть значимость региональной идентификации на основании кластеризации в законодательной инициативе Правительства Российской Федерации по модернизации фармацевтической отрасли. Для достижения этой цели представляется необходимым осветить наиболее актуальные вопросы: классификация и основные признаки региональных кластеров; государственные финансовые механизмы ресурсного обеспечения реализации кластерной политики федеральных органов власти; нормативно-правовое регулирование инновационного развития и формирования кластеров в регионах; приоритетные направления реализации кластерной политики; особенности и основные факторы формирования инновационных кластеров в Российской Федерации.

В общепринятой трактовке «кластер» представляет собой сконцентрированную на некоторой территории группу смежных по отраслевой принадлежности компаний, поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества компаний. Кластеру свойственна внутренняя конкуренция [6, с.211], кластер являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценностей. Однако, кластеры следует отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций.

Важно отметить, что для образования кластера значимым является наличие некоторых базовых составляющих:

                   Наличие адаптивной, целевой инфраструктуры, которая способна генерировать виды деятельности, развивать творческие инициативы, выступать точкой комфорта для производства и инновации.

                   Наличие базового (якорного) стейкхолдера, в качестве которого зачастую выступает государство или ведущее отраслевое предприятие.

                   Наличие сети стейкхолдеров — лидеров профильного профессионального сообщества, которые организуют процесс «кластеризования» относительно якорного предприятия, в определенном иерархическом порядке.

                   Наличие центров кластерного развития.

                   Наличие стройной кластерной политики, на различных уровнях власти.

                   Наличие достаточного финансирования: (инфраструктурный поток финансирования; инвестиции; фондовые деньги).

                   Наличие программы развития кластера (программно-целевой подход).

                   Наличие правильного мотивирования участников кластера, для достижения желаемого результата.

Основное преимущество кластеризации, в первую очередь, состоит, в получении синергетического эффекта, а также построении конкурентоспособной структуры, с вычленением слабых, узких мест из процесса функционирования. Кластерный подход является своеобразной методологической основой инновационной политики [7, с.96], объединяя промышленную, научно-техническую политики, политику поддержки малого и среднего предпринимательства, а также региональную политику.

Тенденция инновационного развития государства во многом зависит от эффективности реализуемой региональной инновационной политики, основополагающей целью которой является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Политика инновационного развития регионов направлена на решение следующих фундаментальных задач:

                   разработку и реализацию системы мер по эффективному развитию и использованию инновационного потенциала, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры;

                   определение, с последующей реализацией приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ;

                   содействие в создании и внедрении нововведений, принципиально новых достижений в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, организации и управлении экономикой;

                   осуществление мероприятий по поддержке продвижения на рынки новой продукции [17], в том числе по поддержке экспорта новой продукции и инновационных технологий, созданных российскими производителями;

                   обеспечение структурного взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы для развития инновационной деятельности.

Таким образом, в результате изучения кластерного подхода в развитии фармацевтического рынка, автором статьи был обнаружен тренд на инновационную составляющую, и выявлено, что кластерный подход представляет собой комплексный, прогрессивный метод развития территорий, отраслей и экономики России. Необходимо отметить, что знаковым событием, в направлении развития фармацевтической отрасли Российской Федерации стала «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» (утверждённая 27 октября 2009 г. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 965). Стратегия направлена на создание производственных мощностей на базе вновь сформированных фармацевтических кластеров, планируется перейти на инновационную модель развития. Стратегия предполагает повысить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность национальной продукции за счёт обеспечения населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства.

 

Литература:

 

  1.              Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  2.              Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3.              Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  4.              Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011. — 76 с.
  5.              Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010. — 85 с.
  6.              Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  7.              Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–100.
  8.              Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  9.              Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  10.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  11.         Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  12.         Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
  13.         Измайлов, А. М. Особенности конкуренции и проблемы отечественного фармацевтического рынка / А. М. Измайлов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 25–2. — С. 233–237.
  14.         Измайлов, А. М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А. М. Измайлов // Российский академический журнал. — 2014. — Т. 27. — № 1. — С. 36–39.
  15.         Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование, 2007. — 211 с.
  16.         Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007.– № 2. — С. 68–81.
  17.         Шаховская, Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. — Серия: Экономика, 2011. — № 2. — С. 49–56.
  18.         Шлячкова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Белгород. — 2007.
  19.         Шлячкова, С. Ю. Потребительская оценка ассортимента товаров аптечных сетей / С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. — № 3. — С. 102–107.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтического рынка, Российской Федерации,                    Наличие, Известия Волгоградского государственного, Волгоградского государственного технического, кластерной политики, государственного технического университета, фармацевтического рынка Российской, рынка Российской Федерации, фармацевтических кластеров, фармацевтическом рынке, кластерный подход, стройной кластерной политики, науки Российской Федерации, региональных фармацевтических кластеров, инновационного развития, образования кластера значимым, реализации кластерной политики, прогрессивный метод развития, метод развития территорий.

Ключевые слова

кластеры, синергетический эффект, кластерная политика, инновационная политика, кластерная инициатива, развитие региональных фармацевтических кластеров

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос