Автор: Мисбахова Ирина Радиковна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Мисбахова И. Р. Уровни совершенства организационной структуры образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 567-571.



 

The article presents the results of research excellence levels of the organizational structure of the educational organization.

Key words: organizational structure, changes in the organizational structure, the organizational structure of the levels of perfection.

 

Сегодня любая образовательная организация, при выборе подходящей и эффективной организационной структуры, сталкивается с рядом вопросов, разительно отличающихся от возникавших перед ней в прошлом. Организация, желая создать необходимые условия, обеспечивающие большую вовлеченность работников в управление ею, вынуждена по-новому подходить к выбору схем организационного построения.

Вовлечение педагогов в управление образовательной организацией позволяет существенно расширить базу управления и самоуправления, а это, в свою очередь, является важным ресурсом повышения качества образовательного процесса. Сводя к минимуму количество иерархических уровней, разделяющих высшее руководство и рядовых работников, образовательная организация рискует создать обстановку, в которой педагогические работники почувствуют себя недооцененными.

Если руководители образовательных организаций сосредоточатся на интересах своих подчиненных, это позволит последним предоставлять образовательные услуги наивысшего качества и приведет к достижению максимальной эффективности всего учреждения в целом. Полагаем, что для совершенствования образовательных организаций в XXI в., в условиях действия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, требуется изменить их структуру.

Нужна такая структура, которая откроет всем работникам образовательной организации ресурсы для исполнения ими своих трудовых обязанностей, где все они смогут быть в курсе нужд и требований внешних потребителей (рис. 1).

Предлагаемая модель соответствует концепции, согласно которой в компании должны применяться процессы, свободно пересекающие границы между структурными подразделениями и всеми службами образовательной организации, связывая все учреждение в единое целое.

Именно такой взгляд на целесообразную структуру образовательной организации подчеркивает важность всех видов ее деятельности и обязательность для персонала наилучшим образом использовать все имеющиеся ресурсы для максимально совершенного обслуживания внутренних и внешних потребителей.

Для создания непрерывно совершенствующихся образовательных организаций их высшие руководители обязаны:

— создавать условия для принятия эффективных решений прорывного характера;

Рис. 1. Модель построения организационной структуры в образовательной организации

 

                   предлагать потребителям образовательные услуги, способные полностью удовлетворить их потребности;

                   применять гибкие модели организации предоставления образовательных услуг.

Вся методология реструктуризации образовательных организаций основана нескольких важных взаимосвязанных стадиях:

  1.              Стадия оценки корпоративной культуры.

Назначение. Определение уровня готовности программы перемен, обеспечение правильной приемки созданных ценностей, создание ситуации, при которой рабочий климат в образовательной организации благоприятствовал инициативам преобразований. Выявление сильных и слабых сторон существующей корпоративной культуры.

  1.              Стадия оценки возможностей.

Назначение. Анализ текущего состояния организации работы образовательной организации, системы организации построения образовательного процесса. Полная оценка характеристик учреждения и анализ отставаний. Проработка возможностей для перестройки организации, согласующейся с видением перспектив и стратегий.

  1.              Стадия оценки компетенций.

Назначение. Оценка текущего состояния трудовых ресурсов с точки зрения уровня квалификации и опытности персонала в целях выявления несоответствий, имеющих важное значение для реализации новых систем организации деятельности и требующихся для выполнения стратегического плана.

  1.              Стадия оценки конкурентоспособности.

Назначение. Обеспечение соответствия процесса внедрения новой организационной структуры общей методологии постановки и реализации целей образовательной организации, а также условиям, при которых методы оценки ее характеристик и система отчетности будут отвечать потребностям оптимизации всех процессов деятельности учреждения и их результатов на выходе.

  1.              Стадия оценки коммуникаций.

Назначение. Обеспечение эффективности планирования и контроля исполнения по нему, поддержание надлежащей стратегии коммуникаций на всех уровнях образовательной организации. Согласование потоков информации с потребностями реализации стратегического плана.

Для приведения структуры образовательной организации в соответствие со стратегическим планом применяют процесс, который включает в себя пять фаз (рис. 2). Это оценка, анализ, разработка проекта новой структуры, оформление документации и внедрение.

Рис. 2. Фазы реструктуризации организации

 

В одной из московских общеобразовательных организаций нами проведены исследования насколько эффективна ее организационная структура (табл. 1). В основу оценки качества руководства образовательной организацией мы использовали подход, предложенный Маркосом И. Дж. Бертином, совладельцем компании VoyerInternational, и Хьюго Страчаном, директором EDDE.

Подход к оценке качества общего руководства учреждением, включая оценку работы высшего руководства осуществлялся по критериям, относящимся к следующим категориям:

1)                миссия и принципы;

2)                структура образовательной организации;

3)                процедура работы высшего руководства образовательной организации;

4)                взаимоотношения с руководителями структурных подразделений;

5)                взаимоотношения с педагогическими работниками;

6)                взаимоотношения с родителями и обществом;

7)                вклад высшего руководства в работу образовательной организации.

В качестве показателей веса был взят весовой коэффициент относительной значимости, предложенный уже упомянутыми Бертином и Страчаном.

 

Таблица 1

Оценка деятельности московской общеобразовательной организации при существующей организационной структуре

Категория критериев

Весовой коэффициент относительной значимости

Оценка московской общеобразовательной организации по данной категории критериев

Миссия и принципы

20

7

Структура образовательной организации

7

3

Процедура работы высшего руководства образовательной организации

7

6

Взаимоотношения с руководителями структурных подразделений

10

7

Взаимоотношения с педагогическими работниками

10

7

Взаимоотношения с родителями и обществом

6

6

Вклад высшего руководства в работу образовательной организации

40

17

Итого

100

53

 

Приведенную таблицу со значениями показателей оценок и коэффициентов веса следует рассматривать только в качестве иллюстрирующего примера.

Опираясь на постулаты Белой книги Международной академии качества (www.asq.org) построим четыре уровня совершенства организационной структуры образовательной организации.

Уровень совершенства 1:

                   финансовые результаты образовательной организации не отвечают ожиданиям и требованиям потребителей (участников образовательных отношений);

                   высшее руководство образовательной организации не способствует повышению конкурентоспособности учреждения в регионе;

                   высшее руководство образовательной организации не способствует повышению показателей эффективности учреждения;

                   высшее руководство образовательной организации не выступает в роли фактора, способствующего повышению ценности бренда или приданию имиджа высококлассного учреждения;

                   высшее руководство образовательной организации не заботят нематериальные активы учреждения;

                   педагогический состав низко оценивает деятельность высшего руководства образовательной организации;

                   высшее руководство образовательной организации не играет ключевой роли при выработке критически важных или необходимых стратегий;

                   Вклад образовательной организации в общественное развитие не оценивается вообще или является малым.

Уровень совершенства 2:

                   высшее руководство образовательной организации активно работает над приведением финансовых результатов учреждения в соответствие с ожиданиями учредителей; эти результаты пока ниже среднего уровня по отрасли, но наблюдается тенденция к улучшению;

                   высшее руководство образовательной организации остается не в курсе той роли, которую оно могло бы сыграть в облегчении доступа учреждения на конкурентный рынок капиталов;

                   высшее руководство образовательной организации помогает улучшить показатели эффективности, которые пока еще не достигли желаемого уровня;

                   высшее руководство образовательной организации активно работает над повышением ценности бренда учреждения и его имиджа;

                   цели, стоящие перед образовательной организацией пока не достигнуты;

                   высшее руководство образовательной организации проявляет активность в создании и приумножении интеллектуальных активов учреждения;

                   присутствуют первые признаки оздоровления образовательной организации;

                   мнение педагогического состава относительно политики высшего руководства образовательной организации несколько улучшилось, но оценка педагогов пока еще не достигла отраслевых стандартов;

                   представление о вкладе образовательной организации в отрасль и общественную жизнь начинают постепенно улучшаться.

Уровень совершенства 3:

                   финансовые результаты образовательной организации вышли на общеотраслевой уровень. Признана ключевая роль высшего руководства в этом достижении;

                   показатели эффективности образовательной организации находятся в пределах, приемлемых для учреждений данной отрасли;

                   ценность бренда согласуется со стандартными значениями для образовательной отрасли. Организация приобрела положительный имидж;

                   высшее руководство активно занимается созданием и приумножением интеллектуального капитала образовательной организации, добившись в этом неплохих результатов;

                   педагогический коллектив оценивает работу высшего руководства организации как очень хорошую;

                   общественное мнение об организации в целом является высоким.

Уровень совершенства 4:

                   финансовые результаты образовательной организации превосходят достижения ведущих учреждений отрасли, роль высшего руководства в этом достижении признана ключевой;

                   показатели эффективности организации находятся на уровне лучших учреждений отрасли в регионе, стране;

                   ценность бренда превосходит общеотраслевые стандарты, образовательная организация обладает превосходным имиджем. Роль высшего руководства стала определяющей в достижении этих результатов;

                   высшее руководство образовательной организации признано ключевым фактором в создании и приумножении стоимости интеллектуального капитала;

                   педагогический коллектив оценивает деятельность высшего руководства как превосходную;

                   общественное мнение признает организацию совершенным учреждением в образовательной отрасли;

                   в образовательной организации имеются и реализуются программы подготовки и повышения квалификации управленцев, играющие важную роль в достижении делового совершенства в образовательной отрасли.

Заключение:

Нами рассмотрен ряд взаимосвязанных вопросов, касающихся успешной реализации стратегического планирования, в частности модель построения организационной структуры и методика реструктурирования образовательной организации. Система стратегического управления учреждением предусматривает рациональную деятельность высшего руководства в тесном взаимодействии с руководителями всех структурных подразделений и служб организации, а также при непосредственном участии педагогического коллектива.

Организационная структура образовательной организации играет ключевую роль в том, насколько эффективно используются ее ресурсы. Она также серьезно влияет на корпоративную культуру и на всех участников образовательных отношений.

Для того, чтобы получить быстрые результаты от проводимой реструктуризации, требуемые в современных, быстро меняющихся внешних условиях, образовательные организации обязаны рассматривать возможности использования принципиально новых типов организационных структур.

В будущем смогут добиться успеха только те образовательные организации, которые применяют стандартные решения, исходя из особенностей применяемых процессов, интересов всех участников образовательных отношений и необходимости командной организации труда, не опираясь на устаревшие модели, основанные на жесткой специализации исполнителей и иерархическом стиле управления. В условиях правильного использования новые уровни совершенства организационных структур обладают огромным потенциалом для достижения успеха.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система КонсультантПлюс:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2.              Яковлева Н. Ф. Деловое общение: учебное пособие к дистанционному курсу дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании». Красноярск: Универс, 2006.
  3.              Харрингтон Дж. Совершенство управления ресурсами/Пер. с англ. А. Л. Раскина, В. В. Шахлевича; Под науч. ред. В. В. Брагина. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
  4.              Галкин В. В., Зуева Д. С., Волков А. Е., Климов А. А., Конанчук Д. С., Мрдуляш П. Б. / под ред. Климова А. А. Модернизация российского образования: вызовы нового дясителетия. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
  5.              Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / под общей ред. Татарченковой С. С. — СПб.: КАРО, 2012.
  6.              Глухов В. В., Гасюк Д. П. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной организации, организационной структуры, образовательных организаций, образовательной организацией, структуры образовательной организации, «Об образовании в Российской, образовании в Российской Федерации», образовательной организации ресурсы, структуру образовательной организации, службами образовательной организации, целей образовательной организации, в управление образовательной организацией, и эффективной организационной структуры, качества руководства образовательной, Похожая статья, Синтез организационной структуры, организации предоставления образовательных, организационной структуры общей, руководители образовательных организаций, организационной структуры управления.

Ключевые слова

организационная структура, изменение организационной структуры, уровни совершенства организационной структуры

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос