Феномен восприятия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 2784 раза

Библиографическое описание:

Маломожнова, Е. С. Феномен восприятия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Е. С. Маломожнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 912-913. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25347/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой особый феномен в русской литературе, ставший значимым для целого ряда писателей XX века.

Существование особых художественных произведений в культуре порождает важную и достаточно трудную тему их восприятия. Феномены восприятия — это неожиданные или необычные явления при восприятии какой-либо информации, в нашем случае, художественного произведения. Восприятие художественного произведения — сложный и многогранный процесс, который чаще всего весьма трудно анализировать. В научных работах и в простых обсуждениях можно встретить мнение о том, что восприятие произведения читателем должно быть на уровне авторского, то есть, чтобы в полной мере понять смысл произведения, читатель должен обладать восприятием, близким автору. Это, конечно же, невозможно, потому что каждый читатель — личность сугубо индивидуальная, которая по-своему воспринимает текст художественного произведения. К тому же, мы должны принимать во внимание возраст, уровень образованности читателя, а также актуальные проблемы данной эпохи. Однотипное восприятие может превратить художественное произведение в замкнутую систему, поэтому такие идеи можно воспринимать лишь как идеал. Помимо этого, существуют разные уровни восприятия текста — элементарное читательское и профессиональное. Любой читатель может запомнить текст по динамично-развивающемуся сюжету, бросающимся в глаза образам, ярким персонажам. Опытный же читатель может осмысливать произведение более глубоко, соответственно оценивая и мастерство писателя.

Процесс восприятия художественного произведения имеет много аспектов интерпретации смысла устной и письменной речи, которое происходит благодаря тому, что человек использует свои накопленные знания и память, ассоциации и различные смысловые обобщения. Восприятие же обуславливается способностью объединять все виды получаемой информации, а всё это дополняет активная сознательная деятельность читателя. Именно таким образом представляется возможным сохранять целостное видение художественного произведения, а также ориентировать его в соответствии с литературной традицией.

Как многогранное культурное явление, роман послужил источником сюжетов, тем и образов, а также и повлиял на разные литературные традиции современности. Наибольшее влияние роман оказал на реалистическую и постмодернистскую традицию. Некоторые исследователи указывают на принадлежность автора к фантастическому реализму, а сам роман относят к совершенно разным жанрам, что затрудняет его точное определение.

Существует немало версий о том, к какому жанру приписывать феноменальный роман М. А. Булгакова. Некоторые считают, что «Мастер и Маргарита» это политический роман. Мы склонны согласиться — ведь в романе присутствует тема противоборства власти с убеждениями маленького человека, он написан в соответствующей атмосфере того времени, а действия одного из пластов романа происходят в советской Москве. В произведении также присутствуют религиозно-философские идеи, которых вполне достаточно, чтобы назвать роман религиозным или философским, так как здесь присутствуют библейские мотивы, а это — всем известные общечеловеческие извечные вопросы бытия, на которые каждый персонаж (а за ним и читатель) ищет ответ, пребывая в поиске истины для себя самого. Кроме того, действие второго пласта романа происходит в древнем Ершалаиме и его окрестностях, более двух тысяч лет назад. Невозможно отрицать, что роман содержит философско-психологические аспекты, потому что Булгаков описывает характер персонажей достаточно глубоко и детально, использует психологические приёмы воздействия на читателя, а также числовую и цветовую символику. Помимо этого, роман называют мистическим — с этим утверждением мы тоже не можем не согласиться. Связь с потусторонним миром, а также необъяснимые наукой способности таинственного Воланда и его свиты — люди склонны мистифицировать всё то, что они не могут объяснить, то, что представляется им иррациональным. Третий пласт романа — реальность Воланда, космический мир. Это мир без времени, где царят строгие законы иерархии и математически-астрономическая логика без допущений бессознательного, то есть мир, который совершенно отличается от традиционных религиозных представлений о том свете, принятого большинством в мире людей.

Итак, в романе переплетены совершенно разные темы, идеи, сюжеты, которые мастерски переплетены и синтезированы в многомерный художественный текст. Автор использовал языковые средства выразительности со всем их многообразии и приёмы психологии для создания уникального текста, нацеленного на универсальное восприятие. Такое произведение позволяет показать более общую характеристику бытия, а также может быть ориентировано на разновозрастную читательскую аудиторию. Феноменальным роман становится благодаря умению автора управлять вниманием читателя, а также благодаря изменению восприятия написанного. Психологический ориентир писателя воспринимается читателем как его мастерство вмещать реальную действительность между строк, где происходящие ситуации могут быть вполне реальны. Аналогично и вплетение иррациональных моментов, благодаря которым произведение может истолковываться на разных уровнях человеческого восприятия.

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова каждый видит что-то своё, и это означает, что роман универсален для восприятия. «Мастер и Маргарита» не может иметь однозначной трактовки и продолжает быть особенным культурным явлением, не подходящим ни под одну категорию, но способным быть актуальным и по сей день.

 

Литература:

 

  1.      Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита». С. 383.
  2.      Казаркин А. П. «Вечный сюжет» и авторство в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. С. 125- 135.
  3.      Михаил Булгаков: Современные толкования. С. 244.
  4.      Немцев В. И. Контексты творчества Михаила Булгакова. С.15–30.
  5.      Петрушенко В. Л. Этика и эстетика. С. 180.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, роман, читатель, восприятие, пласт романа, произведение, том.


Похожие статьи

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

В первой половине книги автор ставит читателя перед выбором — должен ли он верить тому, что видит герой, или разъяснениям психотерапевта, к которому тот обратился.

Особенности речевого поведения персонажей романа...

Таким образом, стилистика декодирования направленна на изучение эмоционального и идейного восприятия читателем художественного произведения. «Завтрак у Тиффани» — роман, созданный Т. Капоте в 1961 году. В данном произведении речь идет об одиноком писателе...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Тревожен тот факт, что основными читателями романа являются молодые люди, так как произведение может повлиять на извращение восприятия гендерных отношений современной молодежью.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Именно «Оно» порождает ужасные образы произведений Кинга, и именно «Оно» позволяет читателям бояться этих образов: «Страхи, рожденные вашим сознанием, всегда

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Таким образом, вечные образы — образы, несущие в себе определенный культурный пласт [2].

Гертруду у Шекспира читатель видит через восприятие Гамлета.

Если обратиться к герою, более известному под именем Клавдий, то в романе Апдайка в первой части, согласно...

Джойс как явление русского модернизма | Статья в журнале...

Таким образом, следует отметить, что восприятие модернистского романа Джойса «Улисс» в 1920–1930-е гг. осуществлялось в журнальном и газетном пространстве, что

«Улисс» Джойса как произведение модернизма также сложен и требует от читателя больших усилий при чтении.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения, наблюдается незаинтересованность искусством

Освоение драматических произведений...

Если в эпическом произведении — это и повествование, и описание, и диалог, то в драме

Без определенных навыков чтения драматического произведения читатель путается в

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок).

Особенности дискурса художественного произведения

Следующей особенностью дискурса художественного произведения является то, что он

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»).

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

В первой половине книги автор ставит читателя перед выбором — должен ли он верить тому, что видит герой, или разъяснениям психотерапевта, к которому тот обратился.

Особенности речевого поведения персонажей романа...

Таким образом, стилистика декодирования направленна на изучение эмоционального и идейного восприятия читателем художественного произведения. «Завтрак у Тиффани» — роман, созданный Т. Капоте в 1961 году. В данном произведении речь идет об одиноком писателе...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Тревожен тот факт, что основными читателями романа являются молодые люди, так как произведение может повлиять на извращение восприятия гендерных отношений современной молодежью.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Именно «Оно» порождает ужасные образы произведений Кинга, и именно «Оно» позволяет читателям бояться этих образов: «Страхи, рожденные вашим сознанием, всегда

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Таким образом, вечные образы — образы, несущие в себе определенный культурный пласт [2].

Гертруду у Шекспира читатель видит через восприятие Гамлета.

Если обратиться к герою, более известному под именем Клавдий, то в романе Апдайка в первой части, согласно...

Джойс как явление русского модернизма | Статья в журнале...

Таким образом, следует отметить, что восприятие модернистского романа Джойса «Улисс» в 1920–1930-е гг. осуществлялось в журнальном и газетном пространстве, что

«Улисс» Джойса как произведение модернизма также сложен и требует от читателя больших усилий при чтении.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения, наблюдается незаинтересованность искусством

Освоение драматических произведений...

Если в эпическом произведении — это и повествование, и описание, и диалог, то в драме

Без определенных навыков чтения драматического произведения читатель путается в

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок).

Особенности дискурса художественного произведения

Следующей особенностью дискурса художественного произведения является то, что он

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»).

Похожие статьи

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

В первой половине книги автор ставит читателя перед выбором — должен ли он верить тому, что видит герой, или разъяснениям психотерапевта, к которому тот обратился.

Особенности речевого поведения персонажей романа...

Таким образом, стилистика декодирования направленна на изучение эмоционального и идейного восприятия читателем художественного произведения. «Завтрак у Тиффани» — роман, созданный Т. Капоте в 1961 году. В данном произведении речь идет об одиноком писателе...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Тревожен тот факт, что основными читателями романа являются молодые люди, так как произведение может повлиять на извращение восприятия гендерных отношений современной молодежью.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Именно «Оно» порождает ужасные образы произведений Кинга, и именно «Оно» позволяет читателям бояться этих образов: «Страхи, рожденные вашим сознанием, всегда

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Таким образом, вечные образы — образы, несущие в себе определенный культурный пласт [2].

Гертруду у Шекспира читатель видит через восприятие Гамлета.

Если обратиться к герою, более известному под именем Клавдий, то в романе Апдайка в первой части, согласно...

Джойс как явление русского модернизма | Статья в журнале...

Таким образом, следует отметить, что восприятие модернистского романа Джойса «Улисс» в 1920–1930-е гг. осуществлялось в журнальном и газетном пространстве, что

«Улисс» Джойса как произведение модернизма также сложен и требует от читателя больших усилий при чтении.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения, наблюдается незаинтересованность искусством

Освоение драматических произведений...

Если в эпическом произведении — это и повествование, и описание, и диалог, то в драме

Без определенных навыков чтения драматического произведения читатель путается в

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок).

Особенности дискурса художественного произведения

Следующей особенностью дискурса художественного произведения является то, что он

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»).

Влияние кинематографа на восприятие произведений...

Так какое же влияние оказывает кинематограф на восприятие произведений художественной литературы?

В первой половине книги автор ставит читателя перед выбором — должен ли он верить тому, что видит герой, или разъяснениям психотерапевта, к которому тот обратился.

Особенности речевого поведения персонажей романа...

Таким образом, стилистика декодирования направленна на изучение эмоционального и идейного восприятия читателем художественного произведения. «Завтрак у Тиффани» — роман, созданный Т. Капоте в 1961 году. В данном произведении речь идет об одиноком писателе...

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Тревожен тот факт, что основными читателями романа являются молодые люди, так как произведение может повлиять на извращение восприятия гендерных отношений современной молодежью.

Роль творчества С. Кинга в мировой литературе

Именно «Оно» порождает ужасные образы произведений Кинга, и именно «Оно» позволяет читателям бояться этих образов: «Страхи, рожденные вашим сознанием, всегда

То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Таким образом, вечные образы — образы, несущие в себе определенный культурный пласт [2].

Гертруду у Шекспира читатель видит через восприятие Гамлета.

Если обратиться к герою, более известному под именем Клавдий, то в романе Апдайка в первой части, согласно...

Джойс как явление русского модернизма | Статья в журнале...

Таким образом, следует отметить, что восприятие модернистского романа Джойса «Улисс» в 1920–1930-е гг. осуществлялось в журнальном и газетном пространстве, что

«Улисс» Джойса как произведение модернизма также сложен и требует от читателя больших усилий при чтении.

Проблема художественного восприятия...

 низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения, наблюдается незаинтересованность искусством

Освоение драматических произведений...

Если в эпическом произведении — это и повествование, и описание, и диалог, то в драме

Без определенных навыков чтения драматического произведения читатель путается в

Проблема свободы выбора в современном английском романе (на примере произведений Айрис Мёрдок).

Особенности дискурса художественного произведения

Следующей особенностью дискурса художественного произведения является то, что он

Предварительное исследование по теме «Перевод научного текста в рамках художественного произведения (на примере романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода»).

Задать вопрос