Проблемы традиций и новаторства в изобразительном искусстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.01.2016

Статья просмотрена: 1692 раза

Библиографическое описание:

Халилов, Р. Ш. Проблемы традиций и новаторства в изобразительном искусстве / Р. Ш. Халилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1060-1062. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25310/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

В изобразительном искусстве, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая, трансформируемая и новаторская стороны. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая искусство, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством.

Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Такая устойчивая традиция в искусстве в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов.

Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности, и развивают более динамические типы искусства, это не значит, что они могут отказаться от традиций в изобразительном искусстве вообще. Не может искусство существовать без традиций. Традиции в искусстве как историческая память — непременное условие не только существования, но и развития всего искусства, культуры даже в случае созидательных качествах новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности — это общий закон развития, который действует в сфере культуры, имея особо важное значение. Поскольку в изобразительном искусстве отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в искусстве.

Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующее искусство — на пустом месте создать новое, более высокое искусство невозможно. Вопрос о традициях в искусстве и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития искусства и культуры, т. е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговорить, что не всякое новаторство в изобразительном искусстве — творчество культуры. Создание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

Но также как не всякое новаторство в искусстве есть явление культуры вообще, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В искусстве существуют и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие изобразительного искусства — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в искусстве надо бороться. В то время как традиционное искусство всегда находит своих сторонников и почитателей. Ярким примером вышесказанным фразам могут послужить сохранение традиций в современном изобразительном искусстве.

Рассмотрим их на примере живописи Узбекистана. Таково творчество художника Алишера Мирзаева (род.1948г.). Его картины носят ярко выраженный экспрессивный характер, как в традиционной вышивке («Свидание на красном мосту» (1986), «Красные тополя», «Домик в горах”(1997), «Утро в Хумсане» (1997),). Цвет в них насыщенный, контрастный, открытый, что приближает их к ярким колористическим решениям национально-декоративного искусства. Художник не боится экспериментов, несмотря на некоторую композиционную перегруженность картин, тем не менее, они заряжены положительной энергетикой. Как и оптимистично, по настроению народное искусство Узбекистана, так и пейзажи мастера обладают способностью стимулировать творческий потенциал зрителя. Пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и "ковровой" плоскостностью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь которого исполнена поэтической прелести.

Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали. Между тем опыт А. Мирзаева показывает, что, несмотря на откровенную колористическую трансформацию, мастеру удаётся сохранить жанровые традиции. Продолжение этой линии в живописи Узбекистана можно увидеть в творчестве Рахмона Шодыева (род.1953г.), в произведениях которого связь с народным искусством проявляется не только в колористической концепции. В его картинах “Осенний Сукок”, “Неоконченное время”, “Реквием” присутствуют черты народного восприятия мира как единого ритма и цикла, что выражает философскую идею единства всего сущего на земле. (1.с.134).

Рис. 1. А. Мирзаев. «Свидание на красном мосту». 1986 г.

 

Рис. 2. А. Мирзаев «Красная гора» 1996г.

 

Как показывает наше исследование устойчивая сторона изобразительного искусства — это мировая культурная и национальная традиции, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

Рис. 3. Р. Шадыев «Осень».1996г.

 

Литература:

 

  1.                Н. Ахмедова “Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог” Т.2004
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, искусство, живопись Узбекистана, красный мост, культурное наследие, традиция.


Похожие статьи

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись

преемственность, изобразительное искусство, национальные традиции, наскальные росписи, зороастризм...

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

В современном изобразительном искусстве Узбекистана тоже наступил период, когда в творчестве многих художников холсты написаны именно в коммерческих

В её творческих исканиях переплелись традиции национального искусства и европейской живописи.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись Тимуридов была верна вековым традициям изобразительного искусства Среднего Востока и являла собой синтез приемов отдельных его школ.

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в...

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Здесь собраны предметы изобразительного искусства, уникальные скульптуры из глины

Роспись выполнена черным и красным ангобом» [1, c. 15].

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Так например авангард в изобразительном искусстве Узбекистана — это культурный пласт, охватывающий множество понятий: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Именно в этих традициях были написаны большинство пейзажей в 20–30 годах ХХ века.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Архитектурный декор — искусство глубоко традиционное: оно

В художественном наследии восточной античности и средневековья именно эти черты

2. Султанова Д. Н. Принципы синтеза настенной живописи в архитектуре Узбекистана (пути формирования и развития).

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана является талантливый живописец

Художник оставил обширное наследие в виде станковой живописи, это уникальные настенные росписи выполненные в разные годы на...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии.

Развитие живописи тушью в китайских детских... | Молодой ученый

Так, культурное наследие Китая является средоточием его художественных традиций и одновременно источником формирования принципиально новых видов искусств.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись

преемственность, изобразительное искусство, национальные традиции, наскальные росписи, зороастризм...

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

В современном изобразительном искусстве Узбекистана тоже наступил период, когда в творчестве многих художников холсты написаны именно в коммерческих

В её творческих исканиях переплелись традиции национального искусства и европейской живописи.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись Тимуридов была верна вековым традициям изобразительного искусства Среднего Востока и являла собой синтез приемов отдельных его школ.

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в...

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Здесь собраны предметы изобразительного искусства, уникальные скульптуры из глины

Роспись выполнена черным и красным ангобом» [1, c. 15].

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Так например авангард в изобразительном искусстве Узбекистана — это культурный пласт, охватывающий множество понятий: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Именно в этих традициях были написаны большинство пейзажей в 20–30 годах ХХ века.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Архитектурный декор — искусство глубоко традиционное: оно

В художественном наследии восточной античности и средневековья именно эти черты

2. Султанова Д. Н. Принципы синтеза настенной живописи в архитектуре Узбекистана (пути формирования и развития).

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана является талантливый живописец

Художник оставил обширное наследие в виде станковой живописи, это уникальные настенные росписи выполненные в разные годы на...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии.

Развитие живописи тушью в китайских детских... | Молодой ученый

Так, культурное наследие Китая является средоточием его художественных традиций и одновременно источником формирования принципиально новых видов искусств.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости.

Похожие статьи

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись

преемственность, изобразительное искусство, национальные традиции, наскальные росписи, зороастризм...

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

В современном изобразительном искусстве Узбекистана тоже наступил период, когда в творчестве многих художников холсты написаны именно в коммерческих

В её творческих исканиях переплелись традиции национального искусства и европейской живописи.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись Тимуридов была верна вековым традициям изобразительного искусства Среднего Востока и являла собой синтез приемов отдельных его школ.

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в...

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Здесь собраны предметы изобразительного искусства, уникальные скульптуры из глины

Роспись выполнена черным и красным ангобом» [1, c. 15].

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Так например авангард в изобразительном искусстве Узбекистана — это культурный пласт, охватывающий множество понятий: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Именно в этих традициях были написаны большинство пейзажей в 20–30 годах ХХ века.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Архитектурный декор — искусство глубоко традиционное: оно

В художественном наследии восточной античности и средневековья именно эти черты

2. Султанова Д. Н. Принципы синтеза настенной живописи в архитектуре Узбекистана (пути формирования и развития).

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана является талантливый живописец

Художник оставил обширное наследие в виде станковой живописи, это уникальные настенные росписи выполненные в разные годы на...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии.

Развитие живописи тушью в китайских детских... | Молодой ученый

Так, культурное наследие Китая является средоточием его художественных традиций и одновременно источником формирования принципиально новых видов искусств.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Основные термины (генерируются автоматически): век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись

преемственность, изобразительное искусство, национальные традиции, наскальные росписи, зороастризм...

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

В современном изобразительном искусстве Узбекистана тоже наступил период, когда в творчестве многих художников холсты написаны именно в коммерческих

В её творческих исканиях переплелись традиции национального искусства и европейской живописи.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись Тимуридов была верна вековым традициям изобразительного искусства Среднего Востока и являла собой синтез приемов отдельных его школ.

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в...

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Здесь собраны предметы изобразительного искусства, уникальные скульптуры из глины

Роспись выполнена черным и красным ангобом» [1, c. 15].

История пейзажной живописи Узбекистана в свете новых...

Так например авангард в изобразительном искусстве Узбекистана — это культурный пласт, охватывающий множество понятий: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Именно в этих традициях были написаны большинство пейзажей в 20–30 годах ХХ века.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Архитектурный декор — искусство глубоко традиционное: оно

В художественном наследии восточной античности и средневековья именно эти черты

2. Султанова Д. Н. Принципы синтеза настенной живописи в архитектуре Узбекистана (пути формирования и развития).

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства Узбекистана является талантливый живописец

Художник оставил обширное наследие в виде станковой живописи, это уникальные настенные росписи выполненные в разные годы на...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи в традиционной архитектуре Средней Азии.

Развитие живописи тушью в китайских детских... | Молодой ученый

Так, культурное наследие Китая является средоточием его художественных традиций и одновременно источником формирования принципиально новых видов искусств.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости.

Задать вопрос