Сравнительный анализ методик обработки спонтанных устных текстов о себе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.01.2016

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Д. С. Сравнительный анализ методик обработки спонтанных устных текстов о себе / Д. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 922-926. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25249/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В статье рассматриваются методики обработки устных спонтанных монологических текстов. Построение графов семантических связей полей в тексте производилось в ИС «Семограф». С целью выбора адекватного метода семантического анализа текста один и тот же текст был обработан разными методиками. Сравнительный анализ методик позволяет говорить о значительных изменениях в семантических структурах текстов.

Ключевые слова: методика, устная речь, семантическая структура текста, граф, эксперимент.

С середины XX в. начинается активное изучение устной речи, продолжающееся и по сей день. В лингвистике складывается несколько точек зрения на то, что представляет собой устная речь, текст ли это, текстоид и т. д. Мы придерживаемся точки зрения, что устный спонтанный монолог на заданную тему (материал изучения) является текстом. «Несмотря на то что понятие “текст” является одним из базовых в лингвистике, до сих пор не существует его единого определения. Это обусловлено, во-первых, многообразием явлений, подводимых под категорию “текст”, а во-вторых, различными аспектами его изучения: текст можно рассматривать в статике и динамике, с точки зрения формы и содержания, в широком и узком смыслах и т. д». [8, с. 5]. Не углубляясь в рассмотрение различных подходов к тексту, отметим, что мы склоняемся к пониманию текста, сформулированному в рамках петербургской лингвистической школы, и в качестве рабочего определения текста примем определение, данное Ю. С. Масловым: «В лингвистике термином “текст” обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное “речевое произведение” любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги» [6, с. 11]. Базовыми свойствами текста, которые выделяет большинство исследователей, являются цельность и связность [5, 7, 9, 10 и др.]. Именно благодаря им текст становится принадлежностью системы языка.

Благодаря тому, что устный текст является цельным и связным, можно изучать его семантическую структуру, которая, по мнению Т. В. Жеребило, основана на правилах языкового кодирования и отражает языковую и когнитивную информацию [4, с. 88]. Задача исследования — изучение семантической структуры текста. Под семантической структурой текста мы подразумеваем совокупность важных тем и подтем текста, семантических единиц, реализующих эти подтемы, и разнообразных связей (семантических и грамматических) между единицами и темами/подтемами. При анализе семантической структуры текста мы идем от поверхностной структуры к глубинной, от локальной связности через глобальную к цельности текста (собственно, как и поступает человек при восприятии текста).

Материалом исследования стал устный монологический текст о себе, состоящий из 125 уникальных компонентов, т. е. разных, неповторяющихся лексем. Автор текста — мужчина-негуманитарий, 36 лет, с высшим образованием. Для обработки материала пользуемся Системой графосемантического моделирования «Семограф» [http://semograf.com], созданной совместными усилиями программистов и лингвистов. В этой системе в основу заложен метод, дающий возможность частичной автоматической обработки данных, а также строящий граф зависимостей [1]. При определении полей мы опирались на [2, 3 и др]. Цель работы — выделение наиболее значимых контекстуально-семантических полей в тексте и выяснение структуры их взаимодействия в данном тексте. Цель данной статьи — обоснование выбора методики исследования.

Согласно методике, реализованной в ИС «Семограф» (К. И. Белоусов), текст делится на синтагмы, слова каждой синтагмы получают семантическое описание через отнесение к семантическому полю. Например, в синтагме пять часов слово пять относится к полю КОЛИЧЕСТВО, а часов — к полю ВРЕМЯ. Или в синтагме большой снегопад слово большой относится к полю КАЧЕСТВО, а снегопад — к полю ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПОГОДА). Программа автоматически считает связанными слова одной синтагмы. Получаемый в результате анализа граф изображает семантические связи полей в тексте (см. рис. 1).

Рис. 1. Граф семантических связей полей в тексте, построенный с использованием методики разработчиков ИС «Семограф»

 

Однако такой тип анализа учитывает только вхождения слов в синтагму, но не синтаксические связи между ними. Поэтому стандартная методика была нами изменена. Согласно новой методике обработки материала слова относятся к контекстуально-семантическим полям с учетом не только семантики, но и их синтаксических связей. Например, в словосочетании пять часов существительное часов относится к полю ВРЕМЯ, а пять — одновременно к полям и КОЛИЧЕСТВО, и ВРЕМЯ, поскольку числительное обозначает именно количество времени. Или в словосочетании большой снегопад существительное снегопад относится к полю ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПОГОДА), а прилагательное большой — одновременно к полям КАЧЕСТВО и ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПОГОДА), т. к. обозначает именно качество явления.

Обработка происходит в той же ИС «Семограф», в результате обработки также получаем граф семантических связей (см. рис. 2).

Рис. 2. Граф семантических связей полей в тексте, построенный с использованием нашей методики

 

Как видим из представленных графов, методики дают разный результат. Во-первых, меняется сила связи между полями, например, с учетом синтаксических связей поля СПОРТ и АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ связаны сильнее, чем если учитывать только семантику. Во-вторых, при учете синтаксических отношений поля ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ и ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА оказались не связанными с другими полями вообще, а без учета этих отношений такими полями стали ДАЧА/ХОЗЯЙСТВО, ДОСУГ и ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ.

Рассмотрим различия, которые дают методики, на примере поля КОЛИЧЕСТВО. Как видим, обе методики показывают, что наиболее сильную связь оно образует с полем ВРЕМЯ (см. рис. 3 и рис. 4).

Рис. 3. Связь поля КОЛИЧЕСТВО с другими полями при использовании методики разработчиков ИС «Семограф»

 

Рис. 4. Связь поля КОЛИЧЕСТВО с другими полями при использовании нашей методики

 

Как видим, помимо силы связи между полями меняются и сами поля. Кроме общих в обоих случаях полей ВРЕМЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПОГОДА), в первом случае связанными с полем КОЛИЧЕСТВО будут поля Я, ЧЕЛОВЕК, МЕСТО, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА, а во втором случае — поле ТРАНСПОРТ.

Для ответа на вопрос, какой же метод больше соответствует цели и задачам нашего исследования, нами был проведен эксперимент в форме письменного анкетирования. Испытуемыми стали 25 филологов в возрасте от 20 до 25 лет, уже имеющие высшее образование или учащиеся старших курсов. Им необходимо было прослушать 3-х минутный монолог о себе и ответить на 2 вопроса: 1) выделите 5 основных тем текста; 2) выделите 3 наиважнейшие связи между выделенными темами.

Нами было выделено 30 полей, информанты же выделили 19 тем, совпадающих с нашими полями. Граф связей между выделенными информантами темами выглядит так:

Рис. 5. Граф связей между темами, которые выделили информанты

 

Как видим, наиболее легко опознаваемой и почти всеми информантами выделенной была связь погоды и пробок (в нашем случае: ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ПОГОДА) и ТРАНСПОРТ).

Интересным оказался тот факт, что информанты выделили в основном те поля, которые имеют сильные связи с другими при обработке упомянутыми выше двумя методиками. Только к этим основным полям добавились поля ДОСУГ, ДОМ И БЫТ, МЕРОПРИЯТИЕ. Отсутствуют поля ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОЦЕНКА.

Сравним полученные 3 графа. При сопоставлении графов получаем, что граф по результатам эксперимента и граф по нашей методике имеют больше общего, отражают наиболее важные связи. Таким образом, получается, что на семантическую структуру текста одинаково сильно влияют семантика и грамматика.

Анализ графов показал, что применение той или иной методики должно быть обусловлено целью исследования. При исследовании семантического пространства текста в статике следует пользоваться оригинальной методикой разработчиков «Семографа», а при изучении семантического развертывания текста предложенная нами методика будет более адекватна.

 

Литература:

 

  1.      Белоусов К. И., Зелянская Н. Л., Баранов Д. А. Концептуально гипертекстовая модель управления контентом в ИС «Семограф» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 11. С. 56–61.
  2.      Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Англ. эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 576с.
  3.      Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. Л. Г. Бабенко. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 864 с.
  4.      Жеребило Т. В. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. 108 с.
  5.      Леонтьев А. А. Признаки связности и цельно-сти текста // Лингвистика текста. М., 1974. Ч.1. С. 169–172.
  6.      Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1998. 272 с.
  7.      Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 172 с.
  8.      Павлова Д. С., Ерофеева Е. В. Семантическая структура устного спонтанного текста: теоретические и методологические подходы к исследованию // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. № 1 (29). С. 5–17.
  9.      Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику: курс лекций. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.
  10. Тураева З. Я. Лингвистика текста (текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): поле, текст, семантическая структура текста, методика, семантическая связь полей, граф, устная речь, высшее образование, граф связей, использование методики разработчиков ИС.


Ключевые слова

устная речь, методика, эксперимент, граф, семантическая структура текста, эксперимент.

Похожие статьи

Опыт стилистического анализа текста (на примере выступления В. В. Путина)

В статье представлен опыт стилистического анализа призывной речи. С помощью количественных методов лингвистики, а именно симптоматической статистики и контент-анализа выявляются языковые приметы стиля. Публицистический стиль речи оказывает большое вл...

Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Вопросно-ответная система, основанная на семантическом вероятностном выводе

Данная статья содержит описание методов извлечения ответов на простые вопросы и процесс логического вывода, который содержит действительность и контекстный охват ответа на вопросы со сложной структурой, путем доступа к богатой семантической структуре...

Современная естественная письменная речь: неполный стиль написания, или аллегровое письмо

Статья посвящена анализу орфографического и пунктуационного устройства современной естественной письменной речи. Анализ проведён на материале текстов русскоязычных смс-сообщений. В работе решается актуальная на сегодня проблема лингвистического стату...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

Построение оптимальных структурных моделей шкалы экстраверсии опросника NEO PI-R при помощи многомерных статистических методов и численного ресамплинга

В работе рассматриваются вопросы, связанные с проверкой устойчивости внутренней структуры шкалы экстраверсии опросника NEO PI-R. Сообщается о построении оптимальных структурных моделей этой шкалы, которые получены при помощи многомерных статистически...

Реализация фреймов «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира

В работе рассматриваются фреймы «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира. Для более подробного исследования и выявления компонентов семантики данных слов в процессе работы был проведен свободный и направленный ассоциативный...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Похожие статьи

Опыт стилистического анализа текста (на примере выступления В. В. Путина)

В статье представлен опыт стилистического анализа призывной речи. С помощью количественных методов лингвистики, а именно симптоматической статистики и контент-анализа выявляются языковые приметы стиля. Публицистический стиль речи оказывает большое вл...

Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Вопросно-ответная система, основанная на семантическом вероятностном выводе

Данная статья содержит описание методов извлечения ответов на простые вопросы и процесс логического вывода, который содержит действительность и контекстный охват ответа на вопросы со сложной структурой, путем доступа к богатой семантической структуре...

Современная естественная письменная речь: неполный стиль написания, или аллегровое письмо

Статья посвящена анализу орфографического и пунктуационного устройства современной естественной письменной речи. Анализ проведён на материале текстов русскоязычных смс-сообщений. В работе решается актуальная на сегодня проблема лингвистического стату...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка: сравнение и сопоставление

Статья посвящена сравнению и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка. В статье рассматривается структура каждого отдельного подхода, выделяются и сравниваются их основные особенности, а также анализируются возможнос...

Построение оптимальных структурных моделей шкалы экстраверсии опросника NEO PI-R при помощи многомерных статистических методов и численного ресамплинга

В работе рассматриваются вопросы, связанные с проверкой устойчивости внутренней структуры шкалы экстраверсии опросника NEO PI-R. Сообщается о построении оптимальных структурных моделей этой шкалы, которые получены при помощи многомерных статистически...

Реализация фреймов «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира

В работе рассматриваются фреймы «колбаса» и «пельмени» в русской и китайской языковых картинах мира. Для более подробного исследования и выявления компонентов семантики данных слов в процессе работы был проведен свободный и направленный ассоциативный...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Задать вопрос