Развитие творчества в играх-драматизациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.01.2016

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Марийская, Т. В. Развитие творчества в играх-драматизациях / Т. В. Марийская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 813-815. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25220/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Изменения последних лет, произошедшие в ФГОС ДО позволили включить дошкольное образование в общую образовательную систему, приравняв его важность к школьному и институтскому. Изменения, произошедшие в системе дошкольного образования детей, привели к пересмотру многих веками сложившихся постулатов. Так, взаимодействие «воспитатель-ребенок» более не актуально, ему на смену пришел тезис — «ребенок-взрослый-сверстник».

В новых условиях особое внимание уделяется не просто изучению с дошколятами азов письменности и речи, а созданию благоприятных условий для всестороннего развития каждого ребенка как творческой личности. Осуществляется подобное посредством игры, в которой нет определенных рамок и ограничений, а значит, нет ничего тревожащего малышей и не дающего им раскрыть все свои таланты в полной мере. В игре не выставляются оценки, что также не менее значимо.

Согласно ФГОС ДО, все дети наделены прекрасным воображением, реализовать которое можно лучше всего при помощи игр разных форм и видов. Игра дает ребенку представление о том, что такое реальность, а что фантазия, устанавливает правила, благодаря которым происходит постепенное овладение детьми различными социальными навыками.

Наибольшего результата удается достичь, вовлекая детей в игры-драматизации, суть которых состоит в воспроизведении конкретного произведения. Действия участников такой игры определяются сюжетом сказки, либо рассказа, но без конкретного указания на то, как играть, что делать, во что одеться, либо что изображать.

Главная идея — создание игровой ситуации, в которой каждый участник игры получает возможность эмоционально воплотиться в выбранную им роль. Способность ребенка передавать характер персонажа зависит не только умения и желания фантазировать, но и от рекомендаций воспитателя, ребенка нужно научить ставить себя на место исполняемого им персонажа, проникаться его чувствами и переживаниями.

Совсем маленькие дети, посещающие младшую группу, без труда могут изобразить собаку, кошку, другое хорошо им знакомое животное, полностью перевоплощаясь в выбранный персонаж. Вместе с тем, понять, что делать дальше они еще не могут, так как умеют лишь копировать поведение животного, не понимая его сути. Задача воспитателя ознакомить детей с видами и способами игровой деятельности, и научить их придерживаться игровых правил, выполняя последовательно поставленные перед ними задачи.

К примеру, в таких играх, как «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата» детям предлагается внимательно наблюдать за тем, как машут крыльями птицы, косолапят медведи и прыгают зайчики. После наглядной демонстрации детям необходимо самостоятельно повторить увиденное так, как они это поняли. Живое детское воображение готово придать форму любому предмету, сделать его подвижным и даже говорящим. При разыгрывании сценок с куклами и животными, последние легко перевоплощаются в образы детей, что легко использовать в играх по мотивам известных художественных произведений. Так, дети с большим удовольствием воплощают в жизнь сцены из «Игрушки» А. Барто, и «Котик и козлик» Жуковского.

В детском саду имеет смысл проводить игры-упражнения, в которых двум детям предлагается выбрать игрушку и придумать рассказ о ее приключениях, впоследствии разыграв его. В сценке могут быть задействованы несколько игрушек. Пример рассказа следующий:

«Печальный ежик и веселый мишка однажды встретились в большом лесу, обрадовавшись встрече, они уговорились пойти в зоопарк. Дорога была длинной, по пути звери танцевали и пели. В зоопарке друзья увидели множество зверей, стали их рассматривать, а насмотревшись, вернулись домой».

Следуя сюжету дети могут построить зоопарк, вырастить лес и использовать большое количество игрушек для того чтобы сделать игру более увлекательной.

Цель игры — получение детьми знаний об особенностях поведения дики животных.

Желая заинтересовать ребенка игрой-драматизацией целесообразно читать с ним вместе различные сказки, в которых имеется множество персонажей, к примеру, большую пользу приносит чтение «Курочки Рябы», «Мой мишка» 3. Александровой, «Маша обедает» С. Капутикяна. Книжки обязательно должны быть красочно иллюстрированы, так как это помогает детям составить верное представление о персонаже. Большую пользу приносит показ диафильмов с одновременным проведением беседы по поводу действий главных персонажей, с выделением положительных моментов в их поступках.

Усовершенствовать двигательные навыки помогают использование наглядного примера. Воспитатель выбирает из числа детей одного самого активного, ставит перед группой и вместе с ним выполняет определенные двигательные упражнения, остальные смотрят и повторяют. Чтобы детям не стало скучно, все действия можно представить в виде игры под названием «Паровоз». Дети, перевоплотившиеся в различных зверят, отправляются в путешествие по лесу, лугу, или же людному городу. Воспитатель ведет паровоз, выступая одновременно в роли кондуктора и гида. Его задача заставить воображение детей работать, для чего целесообразно использовать картинки и рассказ о том, как красива природа за окном, как много в лесу зверей и птиц и тому подобное. Дети могут покидать паровоз и выполнять порученные им задания, к примеру, собирать грибы, малину, снимать нектар с цветов. При этом они не выходят из роли зверей. Дети, лучше всех справившиеся с ролью животных, получают награду — настоящий мед, малину, грибы. Игра не ограничена по времени и количеству участвующих в ней персонажей, играют, пока не надоест, воспитатель центр и основ игры, именно он должен показать детям, с какой интонацией в голосе говорить, какую мимику и жесты использовать, как ходить и какую позу принимать.

Повторяя эту игру раз за разом на протяжении всего года можно достичь колоссальных результатов, большая часть детей в группе сможет не только изобразить животное, но и представить его образ в различных игровых ситуациях. Возникнет интерес не просто к играм, а к играм-постановкам, спектаклям, воплощению в жизнь произведений литературы и искусства. Проявится любовь к сказкам и потешкам, как наиболее эмоциональным произведениям, позволяющим ничем не ограничивать фантазию.

Переходя к средней группе, где дети уже умеют все перечисленное выше, следует особое внимание уделить сочетанию движений и слов, развитию чувства дружбы, товарищества. Приемы и методы остаются теми же, что и в младшей группе, но происходит их постепенное усложнение.

К примеру, играя в вышеописанную игру «Паровоз» дети должны уже не просто ехать на паровозе и изображать животных, а сопровождать все свои движения речью. Естественно, что получается это не с первого раза, потому идеально предложить ребенку описывать каждое свое действие, придумав рассказ о том, кто он, что делает, и зачем сюда пришел.

Пример рассказа:

«Я мишка-косолапый (ребенок изображает косолапую походку), у меня большая голова (показывает), я люблю мед (имитирует танец вокруг бочонка с медом), я сильный, я никого не боюсь (изображает суровый, грозный взгляд).

Наиболее активные дети всегда с большой охотой принимают участие в сказочных постановках. Помощь в организации игры может оказать настольный театр, в котором можно обыграть, к примеру, сказку «Колобок». Естественно, что самостоятельно расставить актеров и определиться с ролями дети не смогут, помочь им в этом должен воспитатель, включая в игру всех, кто этого хочет. Имеющийся опыт проведения таких игр показывает, что уже спустя некоторое время дети не только с удовольствием играют, но и демонстрируют сказку другим подгруппам, родителям.

Малоактивные дети также должны принимать участие в играх, для таких детей необходимо выбирать произведения с меньшим количеством деталей и действующих персонажей. Как вариант — народные потешки «Кисонька-мурысенька», стихотворения «Где мой пальчик?» Н. Саконской, «Перчатки» С. Маршака. Действия, которые следует выполнить главным героям минимальны, и максимально соответствуют тому небольшому жизненному опыту, который имеется у детей, что заметно облегчает игровой процесс.

Дети из старшей возрастной группы должны учиться находить способ выразить свои эмоции и чувства самостоятельно. С этой целью целесообразно проведение экскурсий и прогулок, целью которых является знакомство с окружающей средой, жизнью птиц и зверей, наблюдение за поведением людей, движениями и интонацией.

Развить воображение ребенка можно при помощи специальных заданий, к примеру: «Представьте речку, берег реки. Мы лежим на песчаном берегу и загораем. Мы веселимся и улыбаемся. Болтаем ногами, присаживаемся, подходим к берегу и опускаем ноги в воду. Садимся, переворачиваемся на спину, дотягиваемся кончиками пальцев до носочков, встаем и опять бежим к реке, начинаем плавать.

Вода теплая, мы плывем, перебираем руками, сначала подымаем правую руку, затем левую (воспитатель показывает детям как это лучше сделать, чтобы максимально точно имитировать движения плывущего человека). Ныряем, останавливаемся и разводим руками через стороны вверх. Плаваем под водой, совершаем движения руками так, будто и в самом деле рассекаем воду. Выныриваем, выходим на берег, берем полотенце, вытираемся».

Допустимо поручать детям выполнить и другие задания, например, пройтись так как это делают старушки, королевы, взрослые различных профессий. Огромную помощь в работе с детьми разных возрастов оказывают мимические этюды, участие в которых принимают сами дети, рассказывая и показывая при помощи мимики и жестов то, о чем ведется беседа. Дети с удовольствием изображают различных персонажей, даже если задание кажется им изначально непосильным. Воспитатель может предложить ребенку, или же группе детей изобразить при помощи мимики собаку, кошку, воробья и бабочку, дополнив задание следующего рода рассказом: «собака лежит на земле, спит. Просыпается, потягивается, оглядывается и бежит на улицу, где его ждет кошка. Дальнейшее развитие сюжета зависит от самих детей и проявляемо ими фантазии.

Допускается проводить подобные упражнения с воображаемыми предметами, прося детей представить мяч, взять его в руки, передать другому ребенку, воспитателю. Нужно быть готовыми к тому, что не все дети захотят принять участие в игровом процессе, но понаблюдав за игрой сверстников, они наверняка вскоре передумают.

Обусловлено проведение с детьми и других игр подобного рода. Дети могут стать в круг и по команде воспитателя начать выполнять различного рода движения. Игра подобна детской игре «Море волнуется раз», так как после определенного условного пароля, произнесенного воспитателем они все должны замереть в тех позах, которые приняли. После того как это произошло, воспитатель должен обойти всех детей и спросить каждого из них о том, что он делал.

Дети любят отгадывать загадки, потому можно попросить их продемонстрировать своего героя вначале при помощи телодвижения, а затем исключительно при помощи слов. Наименование персонажа при этом не оглашается, остальные участники должны угадать, кто именно им представлен и попытаться самостоятельно изобразить кого-либо. В качестве примера воспитатель может показать несколько животных, выполняющих определенные действия, к примеру, ищущих пищу, либо идущих куда-либо. При этом используются мимика и жесты, характерные для этих животных. Задания должны быть достаточно просты и рассчитаны на детей определенного возраста.

Развитию творческих способностей дошкольников как нельзя более способствуют сказки, и неспроста, ведь именно в сказках лучше всего представлен драматический конфликт, столкновение характеров, острые ситуации, эмоции, имеются короткие легко запоминающиеся диалоги, а язык простой и образный.

Сказка более всего подходит для игры-драматизации. После прочтения сказки воспитатель может провести беседу по ее мотивам, задавая слушателям различные наводящие вопросы, целью которых является выявление понравилась ли сказка, какие моменты были наиболее интересными. Детей можно попросить пересказать сказку, выделив главных героев. Старшую группу можно попросить придумать новую сказку, в которой мог бы присутствовать главный герой из только что услышанной. Сказку рассказывают по ролям, подбирая подходящие по случаю интонации. Чтобы усилить чувство партнерских отношений, детей разбивают на группы из двух человек, которым предлагается проиграть наиболее яркие эпизоды сказки с участием двух персонажей.

Драматизировать можно любую сказку, помощь в этом могут оказать книги с картинками, игрушки. Перед постановкой сказки детей следует разбить на группы и мотивировать, сказав им, что лучшая постановка в группе будет показана перед младшими группами, либо родителями.

Каждый ребенок должен сам выбрать своего персонажа и костюм, в котором он будет выступать. Костюмы можно изготовить самостоятельно, прибегнув к помощи взрослых.

При помощи игр-драматизаций удается добиться хороших результатов, дети подготавливаются к самостоятельной деятельности, у них проявляются творческие способности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, воспитатель, сказка, группа, животное, игровой процесс, младшая группа, особое внимание, помощь мимики.


Задать вопрос