«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 1473 раза

Библиографическое описание:

Сергеева А. Д. «Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 843-845. — URL https://moluch.ru/archive/106/25196/ (дата обращения: 20.09.2018).



 

Говоря о школе, мы сначала представляем себе урок, учителя, перемену…Урок мы видим предметно: математика, русский язык, литература. Но процесс построения урока гораздо сложнее и разносторонней, чем нам может показаться на первый взгляд. Он требует от учителя огромных сил, энергии и навыков.

Со времен изобретения классно-урочной системы и до сегодняшнего дня монологическая форма работы является превалирующей в педагогике, как с точки зрения протяженности высказывания, так и с точки зрения социально-психологических аспектов этого понятия, предполагающих принуждение, контроль, управление или умение психологически воздействовать на ученика, используя приемы педагогической манипуляции и суггестивные приемы. Если возводить в абсолют императив и манипуляцию в педагогической деятельности, то можно прийти к непопулярной и ругаемой всеми авторами модели педагогического общения — авторитарной, о которой сказано много в педагогике, психологии, теории и практике общения, в конфликтологии и т. д. [3, с.153]

Мастерство современного учителя как магия: одно движение руки и зритель замирает в ожидании представления. Ученик — это объект педагогического воздействия, который реагирует на то представление, которое дает учитель. Педагогическая деятельность в рамках взаимодействия учитель-ученик несет в себе «субъект-объектный» характер, потому что ученик в процессе деятельности учителя делает новые открытия, получает знания.

Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. [1, с. 43]

Говоря об эффективной педагогической деятельности, самым первоочередным и важным становится уровень профессионализма учителей.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива. В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллективы — управляемой. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. [5] Соответственно, ученический коллектив, будучи объектом воздействия, демонстрирует результаты этого воздействия, что лежит в основе оценки результативности педагогической деятельности. Уровень развития ученического коллектива, его показатели и отличительные черты — показатели эффективности профессиональной деятельности.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию. [5]

Именно поэтому школьная пора — залог всей дальнейшей жизни человека. В процессе педагогического воздействия ученик формируется как личность, развивается и растет. Меняется его мировоззрение, стабилизуется восприятие окружения и самого себя. И надо отдать должное педагогическому мастерству учителя, в чьих руках формируется несчетное количество судеб, растут писатели и художники, актеры и музыканты, политики и инженеры.

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. [5]

Можно с гордостью говорить о том, что педагогическая деятельность имеет глобальные масштабы, не оставляя безучастным никого вокруг.

Существует предположение, что деятельность — это реализация «субъект-объектных» отношений, в то время как общение описывается формулой «субъект-субъект». (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). В первом случае субъект воздействует на человека, исключая его права на изменение планируемого хода событий в процессе общения. Данная форма отношений изучается в рамках социальной психологии и располагается в континууме от императивного типа до манипулятивного в зависимости от степени контроля за поведением и поступками индивида. [3, с.154]

Конечно, напрашивается вывод, что педагогическая деятельность будучи «субъект-объектной» своего рода манипуляция в процессе построения взаимоотношений учитель-ученик. Безусловно, да. Если говорить именно о педагогической деятельности, то здесь уместнее оценивать взаимодействие «субъект-объект», но в рамках, например, педагогического общения эффективнее будет «субъект-субъектное» взаимодействие.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). [4, с.66]

По большому счету в процессе осуществления педагогической деятельности учитель как субъект, воздействуя на своего ученика как объекта восприятия информации, ведет монолог. Но монолог отнюдь не с самим собой, его монолог направлен вовне, он имеет своего зрителя. Поэтому содержательность такого вида деятельности ничуть не умаляется.

Монологическое общение отличается от диалогического в практике педагогической деятельности только формой, а не содержательными компонентами. Способность к диалогическому взаимодействию в школьной практике требует от учителя и ученика высокой когнитивной и эмоциональной сопричастности к исследуемому явлению, развития поведенческо-регулятивных компонентов и коммуникативной культуры. [3, с. 154]

Задача учителя четко понимать всю степень личной ответственности перед тем, что и как он преподает своему ученику, который предстает перед учителем чистым листом, будучи объектом деятельности, он априори находится в позиции ведомого, что не дает права ведущему на ошибку.

Воздействуя на ученика с помощью различных «технологических средств», необходимо помнить, оказывая такое воздействие, учитель стремится организовать его поведение в нужном направлении, найти «слабые точки», выделить «управляющие факторы и избирательно воздействовать на них» [2, с.31]. Реализуя процесс педагогического воздействия, мы обогащаем ученика знаниями, мотивами, принципами, установками, нравственными категориями, для того, чтобы вызвать ответную инициативу. [3, с.156]

Таким образом, педагогическая деятельность выступает как многоплановая тесно связанная между собой многокомпонентная система, для успешного функционирования которой необходима бесперебойная работа всех составляющих, ибо сбой одного приведет к дисфункции весь процесс.

 

Литература:

 

  1.                Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2010. — 208 с.
  2.                Леонтьев А. А. К психологии речевого воздействия//В кн.: Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М., 1972.
  3.                Рассказова А. Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности// Вестник экономической интеграции; под ред. Л. Ф. Колесникова — М. 2014. № 2. — С.153–156.
  4.                Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  5.                http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3–2/159.htm
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, ученический коллектив, ученик, учитель, педагогическое воздействие, совместная деятельность, педагогическое общение, воспитательный потенциал.


Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой...

Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой...

Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя. Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя. Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

развитие педагогических способностей. воспитательные.

Такая деятельность имеет коллективный характер, общими усилиями осваивается тема занятия, каждый учащийся помогает другим.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

развитие педагогических способностей. воспитательные.

Такая деятельность имеет коллективный характер, общими усилиями осваивается тема занятия, каждый учащийся помогает другим.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Рассматривая педагогический коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных

В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Рассматривая педагогический коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных

В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности. Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких...

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой...

Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой...

Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя. Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета учителя. Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение, педагог, профессиональная деятельность, педагогический процесс, коммуникативная толерантность, земная поверхность, внутренний мир.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

развитие педагогических способностей. воспитательные.

Такая деятельность имеет коллективный характер, общими усилиями осваивается тема занятия, каждый учащийся помогает другим.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

развитие педагогических способностей. воспитательные.

Такая деятельность имеет коллективный характер, общими усилиями осваивается тема занятия, каждый учащийся помогает другим.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической...

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения, школьная тревожность, учитель, юношеский центр, педагогический процесс, авторитарный стиль.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Рассматривая педагогический коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных

В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов.

Роль педагогических коллективов в воспитании современной...

Рассматривая педагогический коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных

В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов.

Задать вопрос