Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия 1830-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.01.2016

Статья просмотрена: 1245 раз

Библиографическое описание:

Шахбулатов, Р. С. Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия 1830-х годов / Р. С. Шахбулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1062-1066. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25188/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье затрагивается тема проблемы в 30-х гг. 19 века как чеченские народы, как и многие другие народы царской России, не имевшие своей развитии художественной литературы и профессионального театра, развивали драматургию. Основное содержание в данной работе исследования составляет анализ роль в развитии театра и национальной драматургии. Особое внимание уделено, основоположнику чеченской советской литературы Саиду Бадуеву. Статья раскрывает содержание понятия Тема коллективизации сельского хозяйства и классовой борьбы в Чечне в целом ряде пьесах С. Бадуева. Бадуев ставит своих героев в такие художественные обстоятельства, которые позволяют ему наиболее полно и цельно раскрыть характеры в их чувствах и поступках. Также в статье идет речь, о том, как современная чеченская драматургия во все времена отражала социальную жизнь народа со всеми ее проблемами.

Ключевые слова: драматургия 30-х годов, развитие театра, роль в драматургии Саида Бадуева, пьесы «Не всегда мулле барам» и «Байрам».

 

В 30-х гг. 19 века чеченские народы, как и многие другие народы царской России, не имели своей развитой художественной литературы и профессионального театра. В связи с отсутствием широким народным массам письменности вся духовная культура народа, как уже писалось выше, по существу, концентрировалась главным образом на богатом устном народном творчестве.

Только в советское время были все предпосылки для развития культуры народа во всех проявлениях и аспектах. В начале 1923 года в газетах начали печататься стихи, рассказы, очерки.

В Чечне организовываются самодеятельные кружки, которые дают толчок возникновению и развитию драматической литературы.

Первый постоянно действующий кружок в Чечне был организован в 1928 году большим любителем сцены Магомедом Яндаровым. Из слушателей областных курсов низовых работников. В помещении курсов была устроена примитивная сцена, здесь М. Яндаров репетировал с самодеятельными артистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д. Шерипова, И. Эльдарханова, С. Бадуева. Кружок примерно два раза в месяц показывал спектакль.

1 мая 1931 года на базе этого драматического кружка была открыта студия Чеченского национального театра, первым директором которой стал М. Яндаров. В студию было набрано 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин. Как бы ни смотрели на это сегодня, по тому времени это была целая революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. Многие из студийцев оставались неграмотными, большинство — малограмотными. Они почти не знали русского языка, поэтому для них была разработана специальная программа, рассчитанная на два года. Кроме основных занятий по искусству, студийцы изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и другие.

Одновременно студийцы продолжали выступать со спектаклями в районах Чечни и в городе Грозном. Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности самым тесным образом связал себя с задачами обновляющейся жизни в Чечне [1].

Театр сразу же завоевал широкую популярность. В одном из номеров за 1933 год газета «Известия» писала о деятельности чеченского театра: «Театр работает чрезвычайно напряженно: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте и театральному мастерству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зрителю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки и негде поставить зрителей. И уже в аулах молодежь, девушки приходят к актрисам и спрашивают, как им уйти из аула и попасть в театр. Они решаются на это, не боясь проклятий своих матерей».

В газете «Грозненский рабочий» 25 июня 1933 года сообщалось: «Театр разъезжал по аулам. Сегодня его видели на верхнем Тереке, через неделю он спустился к Старому-Юрту, а через две — играл где-нибудь в предгорной Шалинской зоне…

На спектакли стекалось большое количество зрителей, гораздо больше, чем могут вместить небольшие аульные школы. Они располагаются во всех положениях: сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не увидеть нигде».

15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы чеченского театра показали свой дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость», посвященный событиям гражданской войны в Чечне.

С того дня студия стала называться Чеченским государственным драматическим театром. Студию окончило 23 человека. Некоторые из первых актеров национального театра до последнего времени выступали на его сцене: заслуженные и народные артистки республики Т. Алиева, А. Ташухаджиева, З. Исакова и многие другие.

Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Саиду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно связана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр жил на его пьесах. Менее чем за десять лет творческой деятельности С. Бадуев создал 15 оригинальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современности. Его перу принадлежат такие сценические произведения, как «Закон отцов», «Горы меняются», «Красная крепость» и другие. Классической стала пьеса «Петимат», которая до последнего времени не сходила со сцены национального театра.

Саид Бадуев был душой театра. Он не только общался с театром, но и жил с ним одной жизнью, знал творческие возможности каждого актера и, конечно же, учитывал при создании своих пьес, как теперь говорится, писал для актеров. Сам присутствовал всегда на репетициях, спектаклях, помогал актерам и режиссерам.

6 декабря 1931 на Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа на Ростовском клубе машиностроителей тогда еще рождавшийся Чеченский драматический показал спектакль на родном языке по пьесе Саида Бадуева и Исы Эльдерханова «Закон отцов», написанной в 1929 году. Пьеса «Дайн 1едал» («Закон отцов») была первым опытом в драматургии молодого писателя С.Бадуева.

Саид Сулейманович Бадуев (1904–1938) вошел в историю чеченской советской литературы как ее основоположник и первый классик. Он очень плодотворно поработал в прозе, поэзии, драматургии, публицистике. Саид один из первых решительно и открыто средствами художественного слова выступил против всего косного в чеченском быту, против устоев адата и шариата.

Всей силой своего художественного таланта С. Бадуев внес огромный вклад в развитие чеченской драматургии и театра. С его именем связано становление театра. Творчество С. Бадуева сыграло первостепенную роль в создании его репертуара.

В своем выступлении с трибуны I съезда писателей СССР в 1934 году Шамсудин Айсханов говорил: «Саид Бадуев войдет в историю чеченской литературы первым, как и талантливым пионером. Он является лучшим писателем-драматургом».

Тематика драматургии С. Бадуева его творчества была очень разнообразна. В 1930 году С. Бадуев пишет двухактную комедию «Не всегда мулле байрам» в основу сюжета положена народная новелла о мулле и умной женщине.

Драматург не меняет основы народного рассказа, он только дает действующим лицам имена и конкретизирует материал. Бадуев разоблачает сладострастие, лицемерие и алчность духовенства, делает ярче, убедительнее образ коварного муллы.

Комедия написана сочным народным языком, насыщенным веселым и острым саркастическим юмором. Речи персонажей индивидуализированы. В речи кадия много хитрости, лести, коварства. Умная женщина говорит просто, по-народному мудро, выразительно.

В том же 1930 году накануне месяца мусульманского поста рамадана С. Бадуев написал другую пьесу, Пьеса называлась «Марха досту де» («Байрам») [2].

Если в первой пьесе использован материал из фольклора, то здесь сюжет составляет реальный жизненный конфликт, возникший между официальной идеалогией ислама, его нравственно-этическими канонами и их вершителями с одной стороны и силами, осознавшими и осознающими их социальную и классовую сущность, с другой стороны.

Пьесы «Не всегда мулле барам» и «Байрам» имели большой успех у зрителя.

Главными и лучшими качествами пьесы «Байрам» были злободневность и действенность, то, что пьеса самым активным образом встала на службу социалистической культурной революции в ауле.

В течении нескольких лет на сцене театра шла драма С. Бадуева «Горы меняются» написанная в 1931 году. Пьеса эта рассказывала о борьбе с кулачеством и создании поселковое — животноводческого товарищества в горах. К сожалению, она относится к числу тех пьес, тексты которых пока не обнаружены. Поэтому дать ей анализ не представляется возможным.

Следующей пьесой С. Бадуева, увидевшей свет рампы, была пьеса в трех действиях «Большевикаллица ялта дарехьа» («За большевистский посев», 1923). Уже сама название пьесы говорит о ее содержании. Она, как и пьеса «Горы меняются», показала борьбу крестьянства с кулачеством, победу коллективизации сельского хозяйства.

Пьеса «За большевистский посев» была одной из первых и лучших драматургических произведений, построенных на фактическом материале из жизни чеченского аула, наиболее типично отразивших действительность тех лет. В основе ее лежал социальный жизненный конфликт, который должен был разрешиться в пользу новых прогрессивных коллективистских начал в жизни чеченского крестьянства.

Тема коллективизации сельского хозяйства и классовой борьбы в Чечне нашла отражение в целом ряде других пьес С. Бадуева. Одна из них — «Политотдел» (1934), как бы является продолжением предыдущей.

После «Политотдела» С. Бадуев написал на ту же тему пьесы «Самаяьлла ячейка» («Проснувшаяся ячейка»), «Жа1уънан доьзал» («Семья чабана»). Последняя посвящена жизни одного чеченского колхоза. С. Бадуев в пьесе «Семья чабана» создал драматические образы новых людей, взращенных идеями социализма. В активной борьбе за социализм он сумел увидеть новые взаимоотношения людей, их отношение к труду, душевную красоту и твердую веру в светлое будущее народа.

С. Бадуев первым в чечено-ингушской драматургии обратился к теме революции и гражданской войны. К 10-й годовщине автономии Чечни в 1933 году творческий коллектив молодого театра поставил героико-революционную драму «Ц1ен г1ап» («Красная крепость»).

«Красная крепость» отражала революционную действительность в решающих закономерностях, рельефно показывало роль Коммунистической партии, посланцев В. И. Ленина — С.Орджоникидзе, С. Кирова и местных коммунистов Н. Гикало, А. Шерипова и других в героической борьбе. С. Бадуев первым в нашей драматургии психологически связал человека с революцией «Мало показать на сцене революцию через толпы народов, идущие с флагами,- говорил К. С. Луначарский,- надо показать революцию через душу человека». [2, с. 121]

С. Бадуев и показал замечательно, «что сделала революция в человеке», показал «революцию через душу человека». В драме два лагеря противоборствующих социальных типов, выражающих основной конфликт эпохи: лагерь неистовых врагов революции — белогвардейцев, контрреволюционного казачество, чеченского офицерства, буржуазии, землевладельцев и духовенства — с одной стороны, рабочих и крестьян руководимых партий, всем существом которых овладело революция, несущая освобождение от рабства, — с другой.

Врагам противостоят большевик — подпольщик Бексолта, вернувшийся из сибирской ссылки, куда был сослан за агитацию против царя, Петров, русский большевик, Асланбек Шерипов, возглавивший чеченские народные массы, Решид, исключенный из горской школы за приверженность к революционной агитации, простоватый юноша Дудук, пондурист — певец революции, партизаны, рабочие, крестьяне и интеллигенты. Их образы выписаны драматургом тепло, в революционном развитии, с богатым внутренним миром, преданным делу революции. «Красная крепость» состоит из пяти действий, составляющих четырнадцать эпизодов, которые представляют собой высокоорганизованное единое целое, с сюжетно-композиционным стержнем, без которого не может существовать не одно произведение драматургии, претендующее на полноценность.

Уже в 1930 году С. Бадуев написал «Петимат». «Петимат» — это вклад в золотой фонд всей советской драматургии как одной из лучших пьес младописьменных литератур [3].

В центре драмы образ девушки Петимат и связанная с этим образом тема борьбы за физическое и духовное раскрепощение женщины — горянки. Но по идейной значимости центральной теме не уступают антирелигиозная тема, тема классовой дифференциации чеченского общества дореволюционной поры и борьбы трудящихся против колонизаторской политики царизма и его верных слуг — местных эксплуататоров.

Характер Петимат развивается в драме от явления к явлению, от картины к картине. Девушка познает жизнь во всей ее противоречивости и сложности, шире и вернее смотрит на нее. Ее характер, пройдя через трудные жизненные испытания, становится тверже и решительнее, крепче, бесконечно обаятелен образ юной чеченки, когда в последних картинах она с оружием в руках находится рядом с любимым Мусостом в рядах борцов за свободу.

Драматизм в судьбах основных героев выявляется до конца благодаря тому, что писатель характеры своих персонажей дает в становлении, в развитии. Бадуев ставит своих героев в такие художественные обстоятельства, которые позволяют ему наиболее полно и цельно раскрыть характеры в их чувствах и поступках.

В процессе развития действия в пьесе усиливается драматическая борьба, нарастает драматическое напряжение.

Драма «Петимат» не сходила со сцены драматического театра.

Первым, кому обязана вайнахская драматургия рождением темы рабочего класса, был Саид Бадуев. Это была пьеса «Золотое озеро». В ней драматург художественно показал совместный труд представителей разных народов, включившись в соревнование, добывающих «черное золото» -грозненскую нефть.

Последней пьесой С. Бадуева была драма «Таймиев Бейбулат», написанная по мотивам известной героико-эпической песни о народном герое Бейбулате, сыгравшем видную роль в истории национально-освободительного движения чеченцев.

Заключение

Современная чеченская драматургия во все времена отражала социальную жизнь народа со всеми ее проблемами. Она развивалась не в отрыве от национальной литературы, а в контексте ее трудных и необходимо- объективных исканий. Главный показатель жанрово- стилевых исканий национальной драматургии был характерен для всей младописьменной литературы, в том числе и для чеченской. Поэтому тенденции, которые проявили себя в драматургии, обуславливаются реальными обстоятельствами жизни общества и его духовно — эстетическими ориентирами.

Некоторое отставание чеченской драматургии от достигнутых прозой и поэзией уровней не является особенностью только чеченской драматургии.

Неглубокое раскрытие общественных, нравственно-психологических конфликтов — основная «боль» чеченской драматургии. Но все-таки рассмотренные в данной работе произведения позволяют нам констатировать, что чеченская драматургия добилась определенных результатов в идейном и художественном изображении действительности.

Она на сегодняшний день выросла не только количественно но и в какой-то степени качественно. Разнообразнее стала ее тематика. Идет в драматургии освоение раннее в ней отсутствовавших жанровых форм, таких, как трагикомедия, киносценарий, драматургическая поэма и т. д.

Драматургический жанр привлекает к себе внимание все новых и новых авторов. Такое положение дел вселяет в нас надежду на то, что в недалеком будущем в чеченской литературе появятся профессиональные драматурги.

 

Литература:

 

  1.      Абадиев Б. «Бессмертные».- Грозненский рабочий, 1967.
  2.      Айдаев Ю. А. «Зеркало жизни». Грозный. Чечено-Ингушское книжное издательство. 1987.
  3.      Айдаев Ю. А. «От эпической песни до эпопеи». Чечено-Ингушское книжное издательство. Грозный 1975.
  4.      Айдаев. Ю.А «Грани жизни».- Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): пьеса, Чечня, чеченская драматургия, драматургия, национальная драматургия, национальный театр, развитие театра, сельское хозяйство, творческая деятельность, чеченская советская литература.


Ключевые слова

драматургия 30-х годов, развитие театра, роль в драматургии Саида Бадуева, пьесы «Не всегда мулле барам» и «Байрам»., пьесы «Не всегда мулле барам» и «Байрам»

Похожие статьи

Постсоветский историографический период исследования казачества 1930-х гг.

В статье автором рассматриваются постсоветские историографические проблемы изучения социально-экономической жизни и деятельности казачьих сообществ Юга России в 1930-е гг. Цель данной работы обусловлена необходимостью изучения истории казачества на о...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Причины кризиса Российской империи в начале XX века с точки зрения публицистических эссе А. И. Солженицына

В статье рассматривается проблема возникновения кризисной ситуации в Российской империи к началу XX века. Отечественная историография в основном фоку-сирует свои взгляд на Октябрьской революции и становлении советской власти, зача-стую, исключая из и...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Травма и гендер: на примере произведения «Сүзгенің соңғы күндері» Шарбану Бейсеновой

Значительное влияние на жизнь человека оказала литература. У нее есть мощный язык для отображения внутреннего мира человека. Есть пространство для воспоминаний, самоанализа, ретроспективы, предзнаменования, ретроспективного кадра и ужасных воспоминан...

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина

Когда говорят о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то отмечают многогранность его произведений и широту тематики. Поэтому не удивительно, что тема воспитания и образования нашла своё отражение в творчестве писателя. Для исследования в рамках д...

Административная юстиция в России: история и современность

Научная статья посвящена изучению истории и современного состояния административной юстиции в России. В работе рассматриваются исторические корни развития административного права в стране, особенности формирования системы административных органов и с...

Похожие статьи

Постсоветский историографический период исследования казачества 1930-х гг.

В статье автором рассматриваются постсоветские историографические проблемы изучения социально-экономической жизни и деятельности казачьих сообществ Юга России в 1930-е гг. Цель данной работы обусловлена необходимостью изучения истории казачества на о...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Причины кризиса Российской империи в начале XX века с точки зрения публицистических эссе А. И. Солженицына

В статье рассматривается проблема возникновения кризисной ситуации в Российской империи к началу XX века. Отечественная историография в основном фоку-сирует свои взгляд на Октябрьской революции и становлении советской власти, зача-стую, исключая из и...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Травма и гендер: на примере произведения «Сүзгенің соңғы күндері» Шарбану Бейсеновой

Значительное влияние на жизнь человека оказала литература. У нее есть мощный язык для отображения внутреннего мира человека. Есть пространство для воспоминаний, самоанализа, ретроспективы, предзнаменования, ретроспективного кадра и ужасных воспоминан...

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина

Когда говорят о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то отмечают многогранность его произведений и широту тематики. Поэтому не удивительно, что тема воспитания и образования нашла своё отражение в творчестве писателя. Для исследования в рамках д...

Административная юстиция в России: история и современность

Научная статья посвящена изучению истории и современного состояния административной юстиции в России. В работе рассматриваются исторические корни развития административного права в стране, особенности формирования системы административных органов и с...

Задать вопрос