При изучении конструктивной формы предметов важен переход к изображению поверхности предметов при помощи света (лучей) и тени. Для успешного выполнения работы нужно вспомнить и определить одну техническую задачу. Самым светлым местом будет чистое поле, а темным местом — полностью покрытое слоями верхняя часть (тень). Добавление линий (штриховка) — это процесс добавления линий с различной толщиной и при различном нажиме, значит, степень чернения в зависимости от места тоже будет разной. Линии могут быть прямыми или кривыми, короткими или длинными, наложенными друг на друга несколькими слоями. В результате из линий получается своеобразный вид.
Под понятием тень-свет понимается порядок распределения тёмных и светлых штрихов, пятен на изображении. Придача тени (тушевка) — карандаш наносится на бумажную поверхность при помощи различных средств (вата, марля и т. д.) цельно или местами. Можно использовать оба метода или совместить их. Нельзя тушевать или штриховать, закрыв какую-либо часть рисунка без обдумывания характера поверхности. Необходимо постоянно наблюдать состояние изображаемого предмета, а поверхность предмета сама скажет, где нужно подать штрих или тушевку. Прежде чем изобразить состояние света и тени на гранях необходимо подготовить сам рисунок.
При внимательном изучении света и тени на поверхности предмета (куба) мы можем увидеть не только полногранное различие друг от друга, но также можем заметить, что каждая грань не имеет одинаковое освещение, на одном краю больше свет, на другом же его меньше. Особенно это четко видно на теневой грани. Если наклон граничит со светом, то он кажется более темным, если свет отдаляется от наклона, то он становится светлее. Это происходит по причине, что на теневой наклон попадают отражаемые на столе лучи света, и естественно, что на наклоне, стоящего вблизи света на столе, попадает больше отображаемых лучей. Данный обратный свет, как известно, в художестве называется рефлексом. В процессе работы необходимо постоянно проверять не только силу переливания (тон), но также и правильное составление рисунка. Правильность общего состояния переливания рисунка также можно проверить и другими способами. Например, представив, что данный куб изготовлен не из гипса, а из дерева или другого материала, можно мысленно сопоставить, как будет он выглядеть. Другими словами, без переливания солнечного света или полутемноты на рисунке, необходимо подать переливание (тон) на свете, который мы сами назначаем. 1-рисунок.
Рис. 1
Самое светлое место также нельзя оставлять в виде чистого листа, так как гипс нельзя назвать полностью белым материалом (например, снег является более белым), и его свет также не является очень ярким. С другой стороны, самое темное место на нашем гипсовом кубе также нельзя затемнять на полную силу карандаша, так как гипс в тени кажется более светлым.
Рис. 2: 1-свет; 2-блеск; 3-полутень; 4-личный
Как было сказано выше, полезным будет изучение переливания света и тени на рисунке, начав с гипсовых предметов. Но, если предметы не будут гипсовыми, невозможно решить данную задачу. Во-первых, можно использовать предметы, изготовленные из других материалов. Во-вторых, можно отобразить предметы, не имеющие белый цвет.
Естественно, при отображении данных предметов могут возникнуть дополнительные осложнения, которые встречаются при сложном определении силы переливания в процессе изображения материала. Но при выполнении рисунков с различным цветом необходимо уделять особое внимание распределению света и тени.
Выполнить рисунок переливающегося предмета (шара) ещё сложнее. Изменение света на шаре проходит стадии замедления, то есть проходят этапы света, полутени, тени, рефлекса и спускающейся тени. Но формы распространения света и тени разные. Шар штрихуется в виде круга (окружности). Вместе с этим, с самого светлого места на шаре начинается затемнение, и распространяется по окружности. На шаре свет занимает относительно небольшую площадь в виде кольца. Полутень занимает немного света в середине шара, тень занимает большую часть, а рефлекс ещё большую часть общей площади. Сложно отобразить поверхность шара без углублений и выступов. Для получения необходимого результата приходится подготовить несколько изображений шара под различным освещением. Задача его объёма выполняется путём задач отношений света и тени.
Но вместе с этим необходимо сопоставлять отдельные части с целыми. При этом нельзя забывать и про пустоту. Нужно определить прямые направления, уходящие вглубь линий, и выражать сильными штрихами части вблизи начала линий. Также необходимо изобразить форму падающих теней и учитывать глубину пустоты (пространства): на лежащих ближайшим к нам поверхностях и свет, и тень будут согласно правилу.
Анализированное правило распространения света-тени применяются не только при изображении простых геометрических предметов, но и при изображении натюрморта из различных материалов (дерево, металл, стекло и т. д.), а также в изображении человека и природы. В заключении можно сказать, что задача объёма и формы предметов выполняется задачей соотношения света и тени. Необходимо заниматься обобщением работы, детально анализировать соответствие света и тени к натуре, правильного выражения пространства и т. д.
Литература:
- Власов М. П. Инженерная графика. — М.:, 1979.
- Чекмарёв А. А. Инженерная графика. — М.:, 2002