Понятие и сущность специальных знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.01.2016

Статья просмотрена: 1527 раз

Библиографическое описание:

Кораблев А. А. Понятие и сущность специальных знаний // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 693-695. — URL https://moluch.ru/archive/106/25145/ (дата обращения: 16.11.2018).



 

В настоящей статье рассматривается понятие и сущность «специальных знаний» специалиста и эксперта. Дается авторская формулировка.

Ключевые слова: специальные знания, специалист, эксперт, адвокат.

 

На современном этапе общественного развития научно-технический прогресс оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности. Не составляет и исключение, и такая специфическая область, как судопроизводство. В сферу судопроизводства интегрируются все новые и новые достижения бурно развивающихся науки и техники, новых областей знания, новые технологии, что в значительной степени обуславливает расширение возможностей собирания, исследования, оценки и использования доказательств. [1]

Судопроизводство по уголовным делам сопряжено с необходимостью получения и оценки доказательств, среди которых могут быть самые различные объекты, несущие на себе следы правонарушений или являющиеся средством их совершения. Работа с доказательствами, особенно их обнаружение, закрепление, изъятие и извлечение необходимой информации, требует использования знаний в самых различных областях науки, техники, искусства, ремесла, применения достижений науки, владения современными технологиями, которыми не располагают в необходимом объеме субъекты судопроизводства. Такие знания принято называть специальными, а носителей этих знаний — специалистами, или сведущими лицами. [2]

В юридической литературе используется термин «специальные знания», так и термин «специальные познания». Большинство ученых, полагают, что специальные знания — это объективно существующие сведения, накопленные по данному конкретному предмету и не зависящие от субъекта, ими владеющего, тогда как познание представляет собой, с одной стороны, процесс накопления знаний, а с другой стороны — субъективный объем знаний конкретного лица. [3]

Другие ученые, напротив, считают, что термин «знания» относиться к сведениям, которыми располагает данное лицо, а «познания» — это как раз сведения, накопленные человечеством. [4]

Закон не дает определения понятия «специальные знания. Еще в 1967 г. А. А. Эйсман предложил считать специальными знания, которые не являются общеизвестными, общедоступными. [5]

Данная позиция, несмотря на ее неопределенность, оказалась достаточно устойчивой. М. К. Треушников под специальными знаниями понимал такие, которые находятся за пределами общеизвестных обобщений, вытекающих из опыта людей. [6]

Ю. К. Орлов в работе, посвященной оценке заключения эксперта и опубликованной в 1995 г., к специальным знаниям относил знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта. [7]

Данная позиция предполагает, что отнесение знаний к специальным является прерогативой субъекта судопроизводства, считающего, что он не располагает знаниями, которые необходимы для принятия соответствующего решения, связанного с процессом доказывания, оценкой объектов, представляемых сторонами.

Такой неопределенный подход к понятию специальных знаний, как правило, подчеркивает Е. Р. Россинская, носит субъективный оценочный характер, как и термин «общеобразовательная подготовка», поскольку соотношение специальных и общеизвестных знаний «по своей природе изменчиво, зависит от уровня развития социума и интегрированности научных знаний в повседневную жизнь человека». [8]

Исходя из потребности определить компетенцию специалиста под критерием отнесения знаний к специальным З. И. Соколовским было предложено «понимать совокупность сведений, полученных в результате профессиональной подготовки, создающих для их обладателя возможность решения вопросов в какой — либо области. [9]

П. П. Ищенко также отмечал, что специальные знания — «это любые профессиональные знания, которые могут оказать содействие в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств». [10]

Данный критерий использовал и В. Н. Махов, относя к специальным «знания, присущие различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователя и судьи, используемые при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу в случаях и порядке, определенных уголовно — процессуальным законодательством». [11]

Т. В. Сахнова определяет специальные знания как научные знания неправового характера, сопровождаемые адекватными (признанными) прикладными методиками, используемые для достижения определенных юридических целей [12]

И.И: Трапезникова определяет специальные знания как систему научно обоснованных и практически апробированных знаний теоретического и прикладного характера (исключая специальные знания в области права, связанные с уголовно-правовой оценкой обстоятельств уголовного дела и с принятием решений процессуального характера) и специальных умений, используемых в порядке и в целях, установленных уголовно-процессуальным законом [13]

Таким образом, для выработки определения специальных знаний через их характерные черты и признаки необходимо решать следующие задачи:

                    Определить критерии (хотя бы примерные) разграничения обыденных и специальных знаний).

                    Определить способ приобретения «специальных знаний»: всегда ли это знания теоретического характера или обязательным признаком специальных знаний выступают умения и навыки, которые приобретаются в процессе экспертной работы.

                    Определение цели применения специальных знаний (познаний).

                    Необходимо отграничить специальные знания и знания правового характера (или знания в области права). [14]

По последнему вопросу дискуссия не угасает уже более полувека. В частности, сторонником возможности использования правовых (юридических) знаний выступает A. A. Эксархопуло, который указывает, что «завершился некогда беспредметный спор о разграничении специалиста и эксперта по филологическому признаку, а именно: кто из этих сведущих и чем должны обладать.

И далее он не видит необходимости определения терминов «специальные знания» (познания) в законодательстве, так как граница между специальными и обыденными знаниями всегда будет подвижна и неопределенна.

В его рассуждениях, безусловно, есть рациональное зерно, в том смысле, что в краткой дефиниции, невозможно определить границу между специальными и обыденными знаниями.

Профессиональные знания, которыми располагает субъект, привлекаемый в качестве специалиста, могут быть в различных областях науки, техники, искусства и даже ремесла, владение которыми также предполагает углубленное знание свойств различных объектов и явлений. Профессиональность предполагает определенную подготовку, которой предшествует освоение теоретических основ, необходимых для понимания закономерностей, изучаемых той или иной областью науки и техники.

Такая подготовка неразрывно связана с применением изученных сведений в конкретной деятельности и определяет компетенцию носителя специальных знаний. Данный субъект должен иметь соответствующий опыт применения имеющихся у него знаний в конкретных ситуациях.

Таким образом, понятие специальных знаний может быть определенно следующим образом: во — первых, это знания, базирующиеся на какой — либо науке, имеющие теоретическую базу, которая необходима для понимания природы явлений, их свойств, как явных, так и скрытых, во — вторых, эти знания должны быть приобретены в ходе специальной подготовки, в — третьих, носитель этих знаний должен иметь не только теоретическую и специальную подготовку, но и практические навыки по применению своих знаний в реальных ситуациях правоприменительной практики.

Эти навыки включают владение методами и средствами извлечения информации, имеющей доказательственное значение или указывающей направление по ее получению (например, работа специалиста на месте происшествия). [15]

Полагаю, что наиболее точно соответствует понятию специальных знаний, следующая формулировка: специальные знания — это узконаправленные теоретические знания и практические навыки в конкретной специализации, не являющиеся общедоступными.

 

Литература:

 

  1.               Россинская Е. Р. Теория судебной экспертизы: учебник/Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин; под ред. Е. А. Россинской.-М:Норма:ИНФРА-М,2011.С.10.
  2.               Зинин А. М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. -Москва: Проспект, 2011.С.5.
  3.               Орлов Ю. К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве.М., 2005.С.12.
  4.               Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Судебная экспертиза (экспертология): Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.
  5.               Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научные обоснования. М.,1967.С.91
  6.               Треушников. М. К. Судебные доказательства.М., 1997.С.269
  7.               Орлов Ю. К. Заключение эксперта и его оценка (по уголовным делам).М.1995. С.6,7.
  8.               Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М: Норма, 2008.С.11.
  9.               Соколовский З. И. Понятие специальных знаний//Криминалистика и судебная экспертиза.1969. № 6.С.202.
  10.          Ищенко П. П. Специалист в следственных действиях (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты).М.,1990.С.8.
  11.          Махов В. Н. Использование специальных знаний сведущих лиц при расследовании преступлений.М.2000.С.46.
  12.          Сахнова Т. В. Судебная экспертиза. М., 1999. С. 8.
  13.          Трапезникова И. И. Специальные знания в уголовном процессе России. Челябинск, 2006. С. 27.
  14.          Классен Н. А. Использование специальных знаний при осуществлении защиты по уголовным делам. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. к-та юр. наук: 12.00.09.Ч.2009.
  15.          Зинин А. М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. -Москва: Проспект, 2011.С.6.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, различная область науки, специальная подготовка.


Похожие статьи

Понятие специальных знаний и их использование в уголовном...

Следует отметить, по нашему мнению, автор не включил в число специальных знаний умения и навыки в различных ремеслах, как

и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки...

Понятие и сущность специальных медицинских знаний

...знания и практические навыки в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретенные путем специальной подготовки или

под специальными знаниями принято понимать полученные на основе теоретических положений различных отраслей наук знания...

Понятие специальных знаний и их использование в уголовном...

Следует отметить, по нашему мнению, автор не включил в число специальных знаний умения и навыки в различных ремеслах, как

и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки...

Применение интегративного обучения при преподавании...

Основной целью системы образования является подготовка необходимых для общества конкурентоспособных

Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей.

Понятие и сущность специальных медицинских знаний

...знания и практические навыки в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретенные путем специальной подготовки или

под специальными знаниями принято понимать полученные на основе теоретических положений различных отраслей наук знания...

Понятие «специальные знания» и его значение для...

Используя два термина: «специальные знания» и «специальные познания», авторы при разработке определений в одних случаях понимают их как синонимы, а в других — вкладывают в их содержание различный смысл.

Применение интегративного обучения при преподавании...

Основной целью системы образования является подготовка необходимых для общества конкурентоспособных

Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение.

Понятие «специальные знания» и его значение для...

Используя два термина: «специальные знания» и «специальные познания», авторы при разработке определений в одних случаях понимают их как синонимы, а в других — вкладывают в их содержание различный смысл.

Криминалистические аспекты применения следователем...

Так, И. Н. Сорокотягин считает, что специальные знания следователя — это совокупность современных теоретических знаний и практических навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, полученных в результате специальной подготовки или...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение.

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]. Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на...

Криминалистические аспекты применения следователем...

Так, И. Н. Сорокотягин считает, что специальные знания следователя — это совокупность современных теоретических знаний и практических навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, полученных в результате специальной подготовки или...

Основные термины и технология научного познания

Данная работа применима для подготовки дипломных проектов студентов, диссертаций и научных

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения

Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания.

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]. Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на...

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин.

Основные термины и технология научного познания

Данная работа применима для подготовки дипломных проектов студентов, диссертаций и научных

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения

Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Понятие специальных знаний и их использование в уголовном...

Следует отметить, по нашему мнению, автор не включил в число специальных знаний умения и навыки в различных ремеслах, как

и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки...

Понятие и сущность специальных медицинских знаний

...знания и практические навыки в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретенные путем специальной подготовки или

под специальными знаниями принято понимать полученные на основе теоретических положений различных отраслей наук знания...

Понятие специальных знаний и их использование в уголовном...

Следует отметить, по нашему мнению, автор не включил в число специальных знаний умения и навыки в различных ремеслах, как

и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки...

Применение интегративного обучения при преподавании...

Основной целью системы образования является подготовка необходимых для общества конкурентоспособных

Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей.

Понятие и сущность специальных медицинских знаний

...знания и практические навыки в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретенные путем специальной подготовки или

под специальными знаниями принято понимать полученные на основе теоретических положений различных отраслей наук знания...

Понятие «специальные знания» и его значение для...

Используя два термина: «специальные знания» и «специальные познания», авторы при разработке определений в одних случаях понимают их как синонимы, а в других — вкладывают в их содержание различный смысл.

Применение интегративного обучения при преподавании...

Основной целью системы образования является подготовка необходимых для общества конкурентоспособных

Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение.

Понятие «специальные знания» и его значение для...

Используя два термина: «специальные знания» и «специальные познания», авторы при разработке определений в одних случаях понимают их как синонимы, а в других — вкладывают в их содержание различный смысл.

Криминалистические аспекты применения следователем...

Так, И. Н. Сорокотягин считает, что специальные знания следователя — это совокупность современных теоретических знаний и практических навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, полученных в результате специальной подготовки или...

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]

При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение.

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]. Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на...

Криминалистические аспекты применения следователем...

Так, И. Н. Сорокотягин считает, что специальные знания следователя — это совокупность современных теоретических знаний и практических навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, полученных в результате специальной подготовки или...

Основные термины и технология научного познания

Данная работа применима для подготовки дипломных проектов студентов, диссертаций и научных

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения

Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания.

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]. Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на...

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин.

Основные термины и технология научного познания

Данная работа применима для подготовки дипломных проектов студентов, диссертаций и научных

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения

Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин.

Задать вопрос