Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 3332 раза

Библиографическое описание:

Махмудов, Урал. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Урал Махмудов, Н. Я. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25143/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

 

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

                   чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

                   через моральные, воспитательные беседы:

                   через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

                   —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

                   —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

 

Литература:

 

  1.              Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2.              Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3.              Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4.              Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5.              Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс труда, ребенок, трудовой процесс, детский сад, развитие речи, труд взрослых, детская речь, детский труд, дошкольный возраст, правильное развитие.


Ключевые слова

, preschool children: the labor process, the development of speech, ways of organizing the development of speech

Похожие статьи

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи. Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, медицинский кабинет, дошкольный возраст, дидактическая задача, белый халат.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 109с.

24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. — М.: АПО, 1994.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи. Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, медицинский кабинет, дошкольный возраст, дидактическая задача, белый халат.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 109с.

24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. — М.: АПО, 1994.

Похожие статьи

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи. Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, медицинский кабинет, дошкольный возраст, дидактическая задача, белый халат.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 109с.

24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. — М.: АПО, 1994.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи. Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, медицинский кабинет, дошкольный возраст, дидактическая задача, белый халат.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая комната, детский сад, положительное отношение, прямой показ.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 109с.

24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. — М.: АПО, 1994.

Задать вопрос