Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 3761 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Урал. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Урал Махмудов, Н. Я. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25143/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

 

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

                   чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

                   через моральные, воспитательные беседы:

                   через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

                   —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

                   —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

 

Литература:

 

  1.              Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2.              Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3.              Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4.              Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5.              Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс труда, ребенок, трудовой процесс, детский сад, развитие речи, труд взрослых, детская речь, детский труд, дошкольный возраст, правильное развитие.


Ключевые слова

, preschool children: the labor process, the development of speech, ways of organizing the development of speech

Похожие статьи

Features of the formation of creative thinking of younger schoolchildren

This article describes the social situation in primary school age in order to understand its impact on intensive development, the restructuring of thought processes, the development of intelligence and the development of other mental functions. The m...

Emotional well-being of preschoolers

This article explores the concept of emotional well-being in children, emphasizing its critical role in their overall development. Emotional well-being is defined as a balanced state that integrates social, physiological, mental, and emotional factor...

Domestic and foreign methods of teaching children with general speech underdevelopment

Problems in the development of children are especially relevant today, since the percentage of children with various speech disorders remains consistently high. Children have difficulties in pronunciation of sound, in possession of lexical and gramma...

Pedagogical and psychological preparation of mentally disabled children for school education in preschool educational organizations

This article provides recommendations for the pedagogical and psychological preparation of children with special needs in preschool education for social education, social support and preparation for independent living.

Developing the speech of low-class mentally students in the process of technology lessons

This article provides pedagogical and practical recommendations for developing speech in lower grades of secondary school. There are also practical guidelines for developing speech in children with intellectual disabilities through technology classes...

Games for the development of attention, memory, speech and fantasy

The article is about Pre-school education and preparing children for schooling, to form a healthy, developed, free personality of the child, to reveal his abilities, to nurture the craving for learning, to systematic education. The basis of the new p...

The main directions of forming the value attitude of adolescents to reproductive health

The article substantiates the need to create directions as an important stage in the formation of the value attitude of adolescents to reproductive health. The potential of the educational space of the school for the formation of teenagers ' value at...

Integration of health saving technologies in foreign educational cluster

The article is devoted to an actual problem of health saving technologies in foreign language lessons, the choice of such technologies of teaching that would be adequate to the age of pupils, remove the overload and would retain the health of schoolc...

The role of education in the moral development of personality

The contradictory nature of mental development is expressed in the desire to earn the recognition of an adult, which is a powerful stimulus of formation of many positive qualities, and can provoke children's lie under certain conditions.

The peculiarities of implementing dramatic activities in English language lessons

Dramatic activities can bring the opportunity to the learners to communicate naturally in the classroom because it provides the language learners not only with meaningful context for speaking and listening, but also they foster learners’ socializatio...

Похожие статьи

Features of the formation of creative thinking of younger schoolchildren

This article describes the social situation in primary school age in order to understand its impact on intensive development, the restructuring of thought processes, the development of intelligence and the development of other mental functions. The m...

Emotional well-being of preschoolers

This article explores the concept of emotional well-being in children, emphasizing its critical role in their overall development. Emotional well-being is defined as a balanced state that integrates social, physiological, mental, and emotional factor...

Domestic and foreign methods of teaching children with general speech underdevelopment

Problems in the development of children are especially relevant today, since the percentage of children with various speech disorders remains consistently high. Children have difficulties in pronunciation of sound, in possession of lexical and gramma...

Pedagogical and psychological preparation of mentally disabled children for school education in preschool educational organizations

This article provides recommendations for the pedagogical and psychological preparation of children with special needs in preschool education for social education, social support and preparation for independent living.

Developing the speech of low-class mentally students in the process of technology lessons

This article provides pedagogical and practical recommendations for developing speech in lower grades of secondary school. There are also practical guidelines for developing speech in children with intellectual disabilities through technology classes...

Games for the development of attention, memory, speech and fantasy

The article is about Pre-school education and preparing children for schooling, to form a healthy, developed, free personality of the child, to reveal his abilities, to nurture the craving for learning, to systematic education. The basis of the new p...

The main directions of forming the value attitude of adolescents to reproductive health

The article substantiates the need to create directions as an important stage in the formation of the value attitude of adolescents to reproductive health. The potential of the educational space of the school for the formation of teenagers ' value at...

Integration of health saving technologies in foreign educational cluster

The article is devoted to an actual problem of health saving technologies in foreign language lessons, the choice of such technologies of teaching that would be adequate to the age of pupils, remove the overload and would retain the health of schoolc...

The role of education in the moral development of personality

The contradictory nature of mental development is expressed in the desire to earn the recognition of an adult, which is a powerful stimulus of formation of many positive qualities, and can provoke children's lie under certain conditions.

The peculiarities of implementing dramatic activities in English language lessons

Dramatic activities can bring the opportunity to the learners to communicate naturally in the classroom because it provides the language learners not only with meaningful context for speaking and listening, but also they foster learners’ socializatio...

Задать вопрос