Для покрытия дефицита бюджета государство использует внешние и внутренние заимствования, в результате чего и формируется государственный долг. И деятельность органов власти по управлению государственным долгом называется долговой политикой.
Таким образом, долговая политика призвана обеспечивать государству приток недостающих для покрытия дефицита бюджета средств на наиболее выгодных для него условиях. Эти условия должны включать в себя выбор источника финансирования, способа займа, валюты займа, срока погашения задолженности и др. Долговая политика должна обеспечивать государственную безопасность и устойчивое социально — экономическое развитие страны.
Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем.Следовательно, неграмотно и неправильно разработанная и реализованная долговая политика приведет к самым печальным последствиям (прежде всего экономического характера), поэтому вопросы разработки, формирования и реализации долговой политики являются крайне актуальными на сегодняшний день.
Таблица 1
Динамика государственного долга Российской Федерации в 2013–2015 гг., млрд. руб.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Государственный долг РФ |
6 519,77 |
7 543,78 |
10 299,12 |
к ВВП (%) |
8,29 |
8,45 |
11,9 |
Государственный внутренний долг РФ |
4 977,89 |
5 722,24 |
7 241,17 |
к ВВП (%) |
5,98 |
5,99 |
9,2 |
Государственный внешний долг РФ |
1 541,88 |
1 821,54 |
3 057,95 |
к ВВП (%) |
2,31 |
2,46 |
2,7 |
Анализ данных табл. 1 показывает, что в период с 2013 по 2015 гг. наблюдается усиление тенденции роста государственного долга Российской Федерации. Так, на 1 января 2015 г. объем государственного долга РФ составил 10 299,12 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 2 755,34 млрд. руб. или на 36,52 %. При этом по сравнению с базисным 2013 г. государственный долг вырос на 3 779,35 или на 57,96 %, т. е. иными словами, государственный долг возрос почти вполовину за исследуемый период. Соотношение объема государственного долга и объема ВВП также увеличилось за этот период на 3,61 %. Подобный рост объема государственного долга Российской Федерации в 2015 году произошел за счет увеличения государственного внутреннего долга на 2 263,28 млрд. рублей, или на 45,47 %, и государственного внешнего долга на 1 516,07 млрд. рублей, или на 98,33 %.
Также следует отметить, что на начало 2015 г. объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил всего 11,9 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50–200 % (рис. 1). Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста.
Рис. 1. Соотношение государственного долга к ВВП в 2015 г., %
Основной причиной такого быстрого роста государственного долга является покрытие дефицита федерального бюджета. При этом основным источником является внутренний, а не внешний долг. Это обстоятельство связано с тем, что в последние годы в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним.
Для детального изучения государственного долга, следует рассмотреть его динамику структуры, которая включает в себя два звена: государственный внутренний долг и государственный внешний долг.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 г. составил 7 241,17 млрд. руб., что на 1 518,93 млрд. руб. (26,54 %) больше, чем на 1 января 2014 г., и на 2 263, 28 млрд. руб. (45,46 %) больше по сравнению с 1 января 2013 г.
Таблица 2
Динамика структуры государственного внутреннего долга за 2013–2015 г., млрд. руб.
Виды долга |
Объем государственного внутреннего долга РФ |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Объем государственного внутреннего долга — всего: |
4 977,89 |
5 722,24 |
7 241,17 |
Государственные ценные бумаги — всего, в том числе: |
4 064,28 |
4 432,39 |
5 475,71 |
БОФЗ |
- |
- |
103,58 |
ОФЗ-ПК |
- |
- |
1 000,00 |
ОФЗ-ПД |
2248,15 |
2 688,85 |
2 551,02 |
ОФЗ-АД |
1 048,58 |
1 045,98 |
1 038,56 |
ГСО |
553,15 |
607,55 |
692,55 |
ОВОЗ |
90 |
90 |
90 |
Прочие |
6,97 |
0,0001 |
0,0001 |
Государственные гарантии в валюте РФ |
906,64 |
1 289,85 |
1 765,46 |
Как свидетельствует анализ данных, представленных в табл. 2, наибольшая доля в государственном внутреннем долге РФ приходится на государственный внутренний долг, который выражен в государственных ценных бумагах РФ, что составляет 77,46 % (в 2014 г.) и 75,62 % (в 2015 г.).
Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2015 год за счет ценных бумаг составило 23,54 % или 1 043,32 млрд. руб. При этом стоит отметить, что структура внутреннего долга в 2015 г. изменилась по сравнению с 2014 г. Так, появились долги в виде облигаций федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции (ОФЗ-ИН) — 103,58 млрд. руб. и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) — 1 000 млрд. руб. Основная доля в объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, также приходится на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (46,59 %). При этом объем долга по ОФЗ-ПД уменьшился за указанный период на 137, 83 млрд. руб. (на 5,13 %). Объем долга по государственным сберегательным облигациям (ГСО) увеличился за указанный период на 85 млрд. руб., или на 13,99 %. По государственным гарантиям РФ изменение государственного внутреннего долга Российской Федерации составило 475,6 млрд. руб. или 36,87 %
Что касается государственного внешнего долга РФ, то здесь объем на 1 января 2015 г. составил 3 057,95 млрд. руб., что на 1 231,85 млрд. руб. больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Иными словами внешний долг вырос в 2 раза. Между тем, следует отметить, что выраженный в долларах США государственный внешний долг наоборот сократился на 1 438,8 млн. долл. или на 2,58 %. Таким образом, причиной такого быстрого роста внешнего долга является падение курса российской национальной валюты с 32,7292 рубля за доллар США на расчетную дату 31.12.2013 до 56,2584 рубля 31.12.2014.
Таблица 3
Динамика структуры государственного внешнего долга за 2013–2015 год, млрд. руб.
Виды долга |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
млн.долл. США |
млрд.руб. |
млн.долл. США |
млрд.руб. |
млн.долл. США |
млрд.руб. |
|
Объем государственного внешнего долга РФ, в том числе: |
50 769,20 |
1 541,88 |
55 794,20 |
1 826,10 |
54 355,40 |
3 057,95 |
по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций |
4 463,40 |
135,57 |
3 721,80 |
121,81 |
2 971,20 |
167,15 |
по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте |
34 916,00 |
1 060,49 |
40 673,30 |
1 331,20 |
39 301,00 |
2 211,01 |
по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте |
11 389,80 |
345,94 |
11 399,10 |
373,08 |
12 083,20 |
679,78 |
Анализ данных табл. 3 показывает, что государственный внешний долг РФ по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций в 2015 г. уменьшился на 750,6 млн. долл. США, но в рублях увеличился на 45,34 млрд. руб. Основная доля государственного внешнего долга, состоящая из долгов по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте (72 %), уменьшилась в долл. США на 1 372,3 млн., при этом в рублях увеличилась на 879,81 млрд. руб. Долг по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте, увеличился на 306,7 млрд. руб. (684,1 млн. долларов США).
Проанализировав государственный долг РФ, рассмотрев детально его структуру, мы можем сделать вывод, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны. Положительным моментом является то, что основная задолженность приходится на внутренний, а не на внешний долг. Наибольшую долю задолженности занимают государственные ценные бумаги, то есть государство погашает задолженность за счет выпуска различных долговых ценных бумаг, но рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства. Ещё одним положительным моментом является низкая доля внутреннего долга по отношению к ВВП. Однако, данная ситуация требует постоянного контроля. В настоящий момент, за последние 6 лет, мы достигли пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям.
Таким образом, с целью оптимизации государственного долга также можно предложить следующие методы управления:
Унификация государственных займов, что предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, в результате чего упрощается работа и сокращаются расходы государства по системе государственного кредита.
Конверсия государственного долга — замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые.
Конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т. д.;
Консолидация — сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам. Для экономики зарубежных стран, таких как Франция, Испания и Италия последовательная консолидация остается основным способом обеспечения среднесрочной финансовой стабильности, а для ряда других европейских экономик с высоким государственным долгом (Португалия, Греция, Венгрия, Словения, Кипр), в том числе зависящих от внешнего финансирования, это, практически, единственная опция.
Таким образом, выше предложенные методы позволят:
достичь организацию прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними;
создать единую базу данных и единую систему управления государственным долгом, систему мониторинга и управления частной и корпоративной задолженностью, действенную систему оценки и предупреждения негативного воздействия рисков, которые присутствуют в процессе управления государственным долгом;
разработать систему ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом, а также выделить пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.
Литература:
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
- Грязнова А. Г. Финансы: учебник — М.: Финансы и статистика, 2012. — c. 396
- Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник — М.: Юнити-Дата, 2012 — с. 561.
- Климчук С. В., Гурова В. А. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской федерации на современном этапе // Science Time. — 2015. — Выпуск № 6 (18). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-optimizatsii-gosudarstvennogo-dolga-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.12.2015).
- Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 09.12.15)
- Официальный сайт Международного Валютного Фонда [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.imf.org/external/russian (дата обращения: 12.12.15)
- Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения: 12.12.15)