Былины как источник по гендерной истории Древней Руси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 06.01.2016

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Капорина Ю. В. Былины как источник по гендерной истории Древней Руси // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 731-734. — URL https://moluch.ru/archive/106/24897/ (дата обращения: 17.12.2018).



 

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом положении и реконструируются биографические данные о последних годах жизни княгини Евпраксии Всеволодовны.

Ключевые слова:былины, гендер, история Древней Руси, история женщин, Евпраксия Всеволодовна.

 

Интерес к фольклорному наследию Древней Руси появился в русском обществе во второй половине XIX века. Уже в 1861 году в свет выходят сборники песен П. Киреевского и П. Н. Рыбникова, в 1871 году А. Ф. Гильфердинг собирает былины Онежья, в 1876 году издается первый свод былин Киевского цикла, собранный В. П. Авенариусом, в 1902-м он же публикует «Книгу былин» [1, 2]. К XIX веку относятся и первые научные исследования русского эпоса, среди которых стоит особенно подчеркнуть работы В. Ф. Миллера. Собирание и анализ былин продолжился в XX веке. Таким образом, былины вот уже полвека присутствуют в научном обороте, однако стоит отметить, что их использование в качестве источника по истории Древней Руси развито слабо. Из этой тенденции выпадают работы Б. А. Рыбакова, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, соединивших историю и былинный эпос. В целом, исследование былин передано в область фольклористики и литературоведения.

Однако, на наш взгляд, былины представляют собой прекрасный и малоизученный источник по истории повседневности и гендерной истории Древней Руси. Примечательно, что в трудах таких крупных отечественных исследовательниц по гендерной истории России как Л. Е. Морозова [6] и Н. Л. Пушкарева[7, 8] этот источник также был проигнорирован.

Былины являются достаточно сложным и многогранным источником: во-первых, из-за их видового разнообразия, во-вторых — из-за трудности датировки, в-третьих — из-за локальных особенностей. Относительно характера содержащихся в былинах информации учеными высказывались разные мнения. Согласно одному из них, былинные тексты в большей мере воспроизводят идеологические ориентиры и мировоззренческие нормы средневековой Руси, чем передают последовательную и достоверную информацию о событийной истории [4, c. 42]. Но само разнообразие сюжетных линий и персонажей былин, заставляет усомниться в данном положении. На наш взгляд, в данном виде источника имеет место пересечение языческих верований восточных славян, поучительной литературы, исторических событий Древней и Средневековой Руси и отражение реалий повседневной жизни общества допетровского периода.

Датировка русских былин представляет отдельный вопрос. Вся его сложность объясняется тем, что былины многослойны и монолитны одновременно. Отдельные детали, по которым былины могут быть ошибочно отнесены к более позднему периоду, добавлялись сказителями в разные эпохи, чтобы сделать их более понятными слушателю, не нарушая при этом содержательной канвы. Нам близка точка зрения М. С. Родионова, сделавшего вывод, что былины Киевского цикла сформировались в конце X — первой трети XIII века [9, c. 67]. Рассматривая былины, исходя из учения об информационном поле, можно сделать вывод, что исследуемые нами былины были созданы в княжеско-дружинной и купеческой среде X-XIII веков и отражали реалии повседневной жизни этих социальных групп.

Несмотря на то, что былины традиционно сравнивают с рыцарским эпосом европейского Средневековья и видят в них только сказания о богатырях, они запечатлели многие стороны жизни древнерусских женщин. В первую очередь, это касается их социально-правового положения.

Даже беглое знакомство с былинами показывает исключительное положение матерей в древнерусском обществе. Женщина-мать фигурирует в них под обращениями «государыня-матушка» и «честна вдова». Былина стремиться донести до нас имя матери героя, часто с отчеством: Офимья Александровна, Амелфа Тимофеена, Офимья Чусова жена, Авдотья Блудова жена, Ненила. Персонификация образа матери показывает значимость этой социальной роли в обществе. Уважаемая вдова — самый популярный женский персонаж в былинах. На княжеских пирах принято «хвалиться» не только богатством и удалью, но и матерью. Былина «Хотен Блудович» показывает, что статус женщины был равен статусу мужчины и зависел от положения в обществе её мужа и её самой. Женщины могли присутствовать на княжеском пиру, где им оказывались такие же почести, как и мужчинам, исходя из их общественного положения:

«Мне-ка место от князя всё было по вотчины;

Меня пивным стаканом не обносили,

И чары с зеленым вином да всё в доход дошли;

И не пьяница и не надсмеялася,

Ни безумица не навалилася,

Ни невежа не нашла и небылым словом».

Однако, скорее всего, это положение относилось только к замужним женщинам и вдовам. Так, былину «Хотен Блудович» открывает сцена ссоры двух вдов на пиру, причем, есть упоминание, что другие женщины на нем не присутствовали. Князь, по-видимому, являлся покровителем богатых и знатных вдов, к которому они обращались как к третейскому судье.

В былинах вдовая женщина выступает субъектом права: она владеет имуществом, заключает сделки, может нанимать дружину и сама определять, кто станет воеводой, решает судьбу детей. Офимья Чусова жена делает девятерых сыновей воеводами и отправляет их сражаться против их воли, а красавицу-дочь Чейну сначала отказывается выдавать замуж, потом выкупает её браком сыновей.

Во многих былинах именно матери выступали первыми советчицами сыновей-героев, к советам которых зачастую прислушивались. Богатырь-отрок Михайло Данилович, перед тем как уйти на войну, сначала приходит за советом к матери, и только потом к отцу — старому богатырю, ушедшему в монастырь [3, c. 59]. Вдова Амелфа Тимофеевна отсрочила свадьбу сына на княжеской племяннице, дав ему совет, увеличить богатство заморской торговлей [3, c. 98]. В былине «Вавила и скоморохи» сама необходимость для героя заниматься земледелием объясняется его желанием «родну матушку кормити» [3, c. 140–141]. Перед тем, как уйти со скоморохами, Вавила приводит их к матери, она же отпускает сына, только убедившись, что перед ней святые. Один из вариантов былины заканчивается счастливым воссоединением матери и сына:

«Посадили тут Вавилушку на царство,

Он привез ведь тут да свою матерь» [3, c.146].

Былину о «Добрыне Никитиче и Змее» открывает сцена, в которой Офимья Александровна наставляет сына не купаться «во Пучай-реке». Ослушавшись мать, Добрыня проиграл первую схватку со Змеем, но мать выступила доброй советчицей, которая помогла ему одолеть Змея [3, c.15,20].

Положение жен было почти таким же высоким, как и у вдов и матерей. Однако к молодым женам традиционно относились с некоторым недоверием. На княжеских пирах гости похвалялись сначала матерями, а потом женами, но сказители всегда делали интересную оговорку:

«Иной хвастает родной матушкой,

А безумный хвастает молодой женой» [3, c.105].

Пожалуй, самой знаменитой «молодой женой» древнерусских былин является Василиса Микулична из былин о Ставре Годиновиче. Из этой многовариантной былины мы узнаем, что жена принимала участие в делах мужа, могла нанимать дружину, распоряжаться имуществом супруга. По-видимому, женщина хоть и могла нанимать дружину, но не могла сама возглавлять её. Поэтому Василисе Микуличне пришлось остричь волосы и одеть «платье молодецкое», назвавшись Василием Микуличем. Интересно и то, что Ставр Годинович на пиру хвалил не столько красоту и целомудрие молодой жены, сколько её ум, что дает нам информацию об идеальном женском образе Древней Руси [3, c.106–107]. В былине превозносятся ум и верность женщины, которые могли цениться в обществе XI-XIII веков больше, чем христианский идеал красоты и непорочности. Женщина, не смирившаяся и не молящая князя отпустить супруга, а деятельная и хитрая — вот Добрая жена XII века.

Положение незамужней женщины, особенно из высших слоёв общества, в Древней Руси, также отличалось свободой, немыслимой для второй половины XVI-XVII веков. Княжеская племянница Забава Путятична из былины «Соловей Будимирович» имела свою земельную собственность, пусть и находящуюся под опекой князя, имела свой двор, соответствующий её положению [3, c. 94–96]. Вопрос о заключении брака в Древней Руси всегда решался совместно с девушкой-невестой. Это подтверждает не только летописная история Рогнеды, но многочисленные былины, такие как «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович», «Ставр Годинович». Характерен ответ князя из былины о Ставре Годиновиче: «Я схожу-пойду — с дочерью подумаю» [3, c.112]. Былина о Соловье Будимировиче показывает, что девушки из высших слоев древнерусского общества иногда сами делали предложение своим женихам [3, c.100; 2, с.87]. Замужество девушки также в некоторой степени зависело от её статуса: девушка из княжеско-дружинной среды не могла быть выдана замуж за человека ниже себя по положению против своей воли.

В былине «Глеб Володьевич» содержится уникальный образ для русских былин — образ женщины-правительницы Маринки Кайдаловны. Это безусловно отрицательный персонаж, проводивший грабительскую фискальную политику. Былина интересна тем, что локализуется в Тмутараканском княжестве, а Глеб Володьевич соединил в себе два исторических князя, связанных с Тмутараканью: святого князя Глеба Владимировича, чей старший брат Мстислав с раннего детства проживал в Тмутаракани с их общей матерью, позже стал князем Тмутараканским и там же был отравлен, и Глеба Святославича, оставившего миру знаменитый Тмутараканский камень и совершившего совместный поход с Владимиром Мономахом в 70-х годах XI века в Тмутаракань против притеснений русской торговли.

Былины предоставляют историку не только информацию о социально-правовом положении женщин Древней Руси, но и являются сокровищницей сведений по истории повседневности. Так, один из вариантов былины о Хотене Блудовиче содержит информацию о таком предмете женского гардероба как чулки. Офимья, купеческая дочь, ходит по терему «а в одной тонкой рубашке без пояса, а в одних тонких чулочках без чоботов». В холодное время года женщины, по всей видимости, носили длинные теплые чулки, вязанные иглой из шерстяных ниток. Упоминание о таких чулках находим у А. В. Арциховского: «найдены в женском погребении хорошо сохранившиеся остатки чулок. Чулки эти доходили выше колен и были, по замечанию, А. И. Черепнина, вязаны из очень толстых и грубых шерстяных ниток, на одной спице, накидной петлёй, окрашены в красный цвет» [5, c.139].

Богата на детали былина о Соловье Будимировиче. В ней содержаться ценные сведения о внутреннем убранстве богатого дома: упоминаются «окошечки косящатые», росписи стен и потолков, имевшие «небесные» сюжеты: месяц, звезды, заря, «красота поднебесная» [2, c. 86–87]. В былине упоминается дорогая малиновая ткань — камка с «хитрым узором», состоящим из «хитрости были Царя-града, а и мудрости Ерусалима, замыслы Соловья Будимировича; на злате, на серебре — не погнется» [3, c.93]. Возможно, эта ткань была приобретена в Византии и содержала христианскую символику.

Один из вариантов былины о Добрыне и Змее содержит сведения об обращении княжеской верхушки к былицам — знахаркам, гадающим на травах[3, c.18,25]. В былине о Садко упоминается ритуал встречи женщиной своего супруга поцелуем [3, c.134].

Былины дают представление об умениях, которыми владели женщины. Василиса Микулична и Маринка Кайдаловна умеют ездить верхом, Василиса еще и стреляет из лука, занимается борьбой. Поляницы русских былин ничем не уступают богатырям. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что женское образование в Древней Руси мало отличалось от мужского, и, возможно, включало элементы военной подготовки.

Древнерусские былины, особенно былины Киевского цикла, содержат информацию о последних годах жизни Евпраксии Всеволодовны — уникальной фигуры европейской истории последней четверти XI века. Она была младшей сводной сестрой Владимира Мономаха, но с ранней юности проживала в Европе. Она стала женой Генриха IV, императора Священной Римской империи и сыграла самую трагичную и тяжёлую роль в войне Генриха IV против папства, названной «борьбой за инвеституру». Её имя также связано с объявлением Первого крестового похода. Последние годы бывшей императрицы полны белых пятен. Согласно европейским хроникам и русским летописям, Еврпаксия Всеволодовна вернулась в Россию. А в былинах Киевского цикла появилась княгиня Апраксеева, Апракса-королевична, постоянная спутница князя Владимира. Богатыри и торговые гости от Алеши Поповича до Михайлы Даниловича отдают ей почет «особенно», преподносят подарки, как Соловей Будимирович. Княгиня Апраксеевна принимала участие в свадьбах, особенно своих родственниц, как в былине о Соловье Будимировиче [3, c. 99]. В одном из вариантов былины об Алеше Поповиче и Тугарином Змее приводится интересный сюжет о любви княгине Апраксеевне к Тугарину Змеевичу, убийство которого Алешей Поповичем приносит облегчение князю Владимиру и вызывает упреки княгини [3, c. 46, 50–51]. В былине о Ставре Годиновиче также упоминается княгиня Апраксеевна, что дает основание предположить, что ещё в 1118 году она была жива и находилась при дворе брата. Но, согласно летописным источникам, она умерла в 1109-м [6, c. 288]. Нет сомнения, что Евпраксия Всеволодовна заняла достойное положение при дворе брата Владимира Мономаха, активно принимая участие в пирах, свадьбах, присутствуя при приеме послов. Возможно, имел место роман с человеком ниже себя по статусу, что оскорбляло князя Владимира Мономаха.

В данной статье была предпринята попытка показать перспективы изучения былин в контексте гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе исследования нескольких древнерусских былин нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, былины являются прекрасным и малоизученным источником по гендерной истории Древней Руси. Во-вторых, несмотря на многослойность содержания и трудность датировки былинных текстов, необходимо признать, что древнерусские былины, в основном, были сформированы в эпоху Древней Руси (X-XIII вв.) и зафиксировали реалии повседневной жизни, характерные для княжеско-дружинной и купеческой социальных групп. В-третьих, былинные тексты в контексте гендерных исследований могут дать информацию об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом положении. Былины также содержат биографическую информацию, способную пролить свет на последние годы жизни княгини Евпраксии Всеволодовны.

 

Литература:

 

  1.                Авенариус В. П. Книга былин. М., 1902. — 419 с.
  2.                Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. Свод 24 избранных былин древнекиевского эпоса. СПб., 1876. — 338 с.
  3.                Былины: «Как Добрыня победил Змея» и другие истории. СПб., 2014. -160 с.
  4.                Конча С. В. Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса//Древняя Рус. Вопросы медиевистики. 2010.-№ 4.- С.42–55.
  5.                Кузьмина О. В. Женский новгородский костюм в XIV-XV вв. Обзор источников//Вестник Псковского государственного университета. Псков, 2013.-№ 2.- С.138–145.
  6.                Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.- 543 с.
  7.                Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.- 286 с.
  8.                Пушкарева Н. Л. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница. М.,2014. — 216 с.
  9.                Родионов М. С. Информационное поле былин киевского цикла// Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2009.-№ 17.- С. 64–70.
Основные термины (генерируются автоматически): былина, Древняя Русь, X-XIII, Киевский цикл, история повседневности, женщина, вариант былины, Владимир, мать, социально-правовое положение.


Ключевые слова

гендер, былины, история Древней Руси, история женщин, Евпраксия Всеволодовна

Похожие статьи

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси.

История правового регулирования общей долевой собственности: от Древней Руси до Российской империи.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси/Л.

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга

Социальные комментарии Cackle.

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

В былинах показан и идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли.

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981.

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот. Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. Дорофеева Л. Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь — самоотчёт: к проблеме интерпретации [Электронный

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Книга I. Русь изначальная.

Социальные комментарии Cackle.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по...

Библиографическое описание: Новикова А. С. Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв

[7, с. 197] При этом большое внимание уделяется изучению женщины как человека — ее быта, духовной жизни, повседневности и т. д.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси.

По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище.

В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались...

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Как новые явления в педагогической мысли Киевской Руси XXIII вв. можно выделить: 1) выдвижение в центр

В фольклоре изображался образ женщины-матери, ее любовь к своему ребенку.

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в...

Богатыри: архаизм или реальность

Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь.

И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

4. Все учащиеся упомянули имя Ильи Муромца как богатыря Киевской Руси, что касается...

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси.

История правового регулирования общей долевой собственности: от Древней Руси до Российской империи.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси/Л.

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга

Социальные комментарии Cackle.

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

В былинах показан и идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли.

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981.

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот. Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. Дорофеева Л. Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь — самоотчёт: к проблеме интерпретации [Электронный

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Книга I. Русь изначальная.

Социальные комментарии Cackle.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по...

Библиографическое описание: Новикова А. С. Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв

[7, с. 197] При этом большое внимание уделяется изучению женщины как человека — ее быта, духовной жизни, повседневности и т. д.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси.

По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище.

В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались...

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Как новые явления в педагогической мысли Киевской Руси XXIII вв. можно выделить: 1) выдвижение в центр

В фольклоре изображался образ женщины-матери, ее любовь к своему ребенку.

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в...

Богатыри: архаизм или реальность

Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь.

И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

4. Все учащиеся упомянули имя Ильи Муромца как богатыря Киевской Руси, что касается...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси.

История правового регулирования общей долевой собственности: от Древней Руси до Российской империи.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси/Л.

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга

Социальные комментарии Cackle.

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

В былинах показан и идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли.

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981.

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот. Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. Дорофеева Л. Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь — самоотчёт: к проблеме интерпретации [Электронный

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Книга I. Русь изначальная.

Социальные комментарии Cackle.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по...

Библиографическое описание: Новикова А. С. Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв

[7, с. 197] При этом большое внимание уделяется изучению женщины как человека — ее быта, духовной жизни, повседневности и т. д.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси.

По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище.

В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались...

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Как новые явления в педагогической мысли Киевской Руси XXIII вв. можно выделить: 1) выдвижение в центр

В фольклоре изображался образ женщины-матери, ее любовь к своему ребенку.

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в...

Богатыри: архаизм или реальность

Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь.

И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

4. Все учащиеся упомянули имя Ильи Муромца как богатыря Киевской Руси, что касается...

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси.

История правового регулирования общей долевой собственности: от Древней Руси до Российской империи.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси/Л.

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга

Социальные комментарии Cackle.

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

В былинах показан и идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли.

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981.

О женщинах Новгородской земли в XIII–XVI вв. | Статья в журнале...

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот. Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. Дорофеева Л. Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь — самоотчёт: к проблеме интерпретации [Электронный

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Книга I. Русь изначальная.

Социальные комментарии Cackle.

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по...

Библиографическое описание: Новикова А. С. Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв

[7, с. 197] При этом большое внимание уделяется изучению женщины как человека — ее быта, духовной жизни, повседневности и т. д.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси.

По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище.

В X-XIII вв. при церквах и монастырях учреждались...

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Как новые явления в педагогической мысли Киевской Руси XXIII вв. можно выделить: 1) выдвижение в центр

В фольклоре изображался образ женщины-матери, ее любовь к своему ребенку.

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в...

Богатыри: архаизм или реальность

Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь.

И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

4. Все учащиеся упомянули имя Ильи Муромца как богатыря Киевской Руси, что касается...

Задать вопрос