В статье автор проводит анализ влияния социально-экономического кризиса на предстоящие выборы в Государственную Думу РФ в 2016 году. В исследовании автор рассматривает изменения в законодательстве по проведению выборов, анализирует причины и последствия социально-экономического кризиса 2014–2015 года для государства и общества. Также автор рассматривает влияние кризиса на возможный состав Думы 7 созыва и ее повестку.
Ключевые слова: выборы, социально-экономический кризис, Государственная Дума РФ.
18 сентября 2016 года пройдут очередные выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Выборы в федеральный парламент пройдут не только в условиях нового законодательства, но и на фоне обостряющейся обстановки как во внешней, так и во внутренней политике России.
Так, Государственная Дума 7 созыва будет формироваться по смешанной системе — 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, а 225 по одномандатным округам. Для участия в выборах партии должны быть представлены хотя бы в одном региональном парламенте (набрав на выборах 3 % голосов) или собрать 200 000 подписей. Одномандатники для участия в выборах должны собрать подписи у 3 % избирателей округа. Партийные списки получившие 5 % голосов избирателей, будут допускаться до распределения мандатов. Впоследствии партии, прошедшие в Думу, будут допущены до выборов Президента РФ без сбора подписей [6].
Выборы могут пройти на фоне усиливающегося социально-экономического и внешнеполитического кризиса. Также на данный момент вопросы внутренней политики становятся актуальнее внешней. Внутриполитический дискурс в свою очередь формируется преимущественно вокруг социально-экономического кризиса и поисков путей его преодоления.
Социально-экономический кризис прежде всего выражен в замедлении роста, рецессии российской экономики и ухудшение жизни населения. Среди причин кризиса можно выделить голландскую болезнь российской экономики, падение цен на энергоносители, санкции и антисанкции.
В период с 2011 по 2014 годы наблюдалось затухание экономики и падение роста ВВП с 4,5 % до 0,6 %. После начала экономического кризиса началось падение ВВП до 3–5 % в 2015 году.
Промышленное производство за 2015 год упало на 3–4 %. При этом в базовых отраслях, кроме сельского хозяйства и добывающих производств, падение за год составило 4,6 %. Обрабатывающая промышленность упала на 5,1 % по отношению к 2014 г. Девальвация рубля как метод борьбы с кризисом привела к росту инфляции до 11,4 % в 2014 году и 12,7 % к концу 2015 года. Усиление оттока капитала наблюдалось на уровне 50 млрд долларов ежегодно, начиная с 2012 года. Однако в 2014 году он составил 151 млрд долларов, а в 2015г 50 млрд долларов. Внешнеторговый оборот также упал с 844 млрд долларов в 2013 до 793 млрд долларов в 2014 и 447 млрд долларов в 2015г. Импорт упал на 8–9 % в 2014 году и на 38 % в 2015 году. Экспорт в свою очередь также понизился на 3,8 % в 2014 году и на 32 % в 20115 году [3,5].
Кризис и падение экономики привели к уменьшению бюджета РФ, который составляется прежде всего исходя из цены на энергоносители. Так, благодаря девальвации, бюджет 2014 года был составлен с дефицитом менее 1 %. В 2015 году, из-за усиления кризиса, бюджет пересматривался несколько раз. В начале года дефицит предусматривался на уровне 0,6 % ВВП при цене нефти 96 долларов и цене доллара 37,7 рубля. Затем дефицит был увеличен до 3,7 % ВВП при цене нефти 50 долларов и цене доллара 61 рубль. Это привело к сокращению доходов на 16 % и расходов на 2 %. В итоге дефицит в 2015 году составил 2,1 % ВВП. Падение цен на энергоносители в конце 2015 года отразилось на бюджете 2016 года. Так, доходы 17 %, расходы 20 %, дефицит бюджета составит 3 % ВВП при цене на нефть 50 долларов, а цене за доллар 63 рубля. В целях уменьшения дефицита бюджета и борьбы с кризисом правительство активно использовало золотовалютные резервы, что сократило их количество с 509,5 млрд долларов до 364,1 млрд долларов [4,7].
Особо остро кризис отразится на социальном положении граждан. Так, доходы населения упали на 5,4 % в 2015 году. Заработная плата за 2014–2015 год упала на 40 %. Также падение зарплаты сопровождалось увеличением случаев её невыплат и задержек. Сокращение зарплат их задержка, а также увеличение цен привело к падению уровня потребления. Не смотря на то, что уровень безработицы остался в коридоре 5,5–5,9 %, уровень бедности увеличился на 5 % и составил 15 % населения [1,8].
Таким образом выборы 2016 года будут проходить на фоне ухудшающегося экономического и социального положения, что пошатнет электоральные основы партии власти и даст шанс либеральной и левой оппозиции. Отдельным фактором, который может сыграть на руку оппозиции — рост протестных настроений. Самым острым, на данный момент, является протест дальнобойщиков против системы «Платон». В целом же после начала кризиса намечен рост протестных акций. Если в 2013 году их было 277, то в 2014 году их было проведено 293, а в первом полугодии 2015 года состоялось 189 акций по всей России.
На данный момент 14 партий могут участвовать в выборах не предоставляя подписей, что дает возможность получить им хотя бы один мандат, это: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко, Патриоты России, Правое дело, РПР-ПАРНАС, Гражданская платформа, Коммунисты России, Российская партия пенсионеров за справедливость, Родина, Гражданская сила и Альянс Зелёных и социал-демократов.
Также на основании индекса информационной активности можно выделить ряд партий, которые могут получить хотя бы одно место либо по спискам, либо по одномандатному округу, из-за своей узнаваемости в информационном поле: Гражданская инициатива, Партия великое отечество, Партия дела, Объединенная аграрно-промышленная партия, Союз труда, РЭП Зеленые, Российский общенародный союз, Национальный курс [9].
Таким образом в Государственной Думе 2016 года может оформиться как минимум три коалиции, состоящих из партий и депутатов, выбранных по одномандатным округам.
Первая коалиция будет состоять из партии Единая Россия и её сателлитов — Патриоты России, Коммунисты России, Российская партия пенсионеров за справедливость, Родина, Партия великое отечество, Национальный курс. Также к этому блоку может присоединиться ЛДПР. Программа и дискурс данного блока будет направлен на защиту деятельности режима, проведение непопулярных реформ, продолжение военных действий в Сирии, поддержку сепаратистов на Украине, критику Запада.
Вторая коалиция может быть создана вокруг партий РПР-ПАРНАС и Яблоко. Этот блок может включить в себя партии — Правое дело, Гражданская платформа, Гражданская сила, Альянс Зелёных и социал-демократов, Гражданская инициатива, РЭП Зеленые. Таким образом блок сформируется из партий несистемной оппозиции и будет условно «либерально-демократическим» (поскольку зеленые придерживаются левых взглядов). Соответственно программа и дискурс коалиции будет направлен на: критику действий режима и думской коалиции вокруг ЕР, свертывание военных действий и участие в войнах в Сирии и на Украине, возобновление отношений с Европой и США, интеграция в ЕС и НАТО, прекращение политики нагнетания военной истерии в российском обществе, борьбу с коррупцией, проведение либерально-демократических реформ в политике и экономике, повышение уровня демократичности и прозрачности государственных структур.
Третья коалиция будет состоять из левых и агропромышленных партий: КПРФ, Справедливая Россия, Объединенная аграрно-промышленная партия, Союз труда, Партия дела. Также к коалиции может присоединиться патриотическая партия Российский общенародный союз в виду своей левой ориентации во внутренней политике. Если рассматривать программу и возможный дискурс коалиции, то она не солидарна по вопросам внешней политики. Так, КПРФ и СР поддерживают внешнюю политику режима, в то время как остальные либо не разделяют ее, либо относятся скептически. Однако относительно внутренней политики блок имеет единые взгляды. Прежде всего коалиция выступает за смену кабинета министров и премьер-министра, проведение индустриализации, борьбу с сырьевой зависимостью, свертывание неолиберальных реформ, увеличение вливаний бюджета в науку, медицину, образование и социальную поддержку населения, борьбу с коррупцией, повышение прозрачности государства, введение прогрессивного налога и пересмотр итогов приватизации.
Таким образом выборы в Государственную Думу 7 созыва будут проходить прежде всего на фоне социально-экономического кризиса и возрастающих протестных настроений. Внешнеполитическая повестка дня останется, но отойдет на второй план. Подобный фон в свою очередь дает шанс парламентской, а особенно несистемной оппозиции получить места в федеральном парламенте и сформировать две оппозиционные коалиции.
Литература:
- Владислав Иноземцев: Чиновники ошибаются: дешевы рубль опасен для России [Электронный ресурс] // Совет по внешней и оборонной политике — 15.09.2015 — URL: http://svop.ru/main/16545/ (дата обращения 29. 12. 2015 г.)
- Инфляция в России с начала года достигла 12,7 % [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг — 23.12.2015 — URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/567aa16c9a7947bfc7c1dd66 (дата обращения 28. 12. 2015 г.)
- Комментарии о Государстве и Бизнесе № 101, 2015 г., с 03.09.2015 по 22.09.2015 [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ —22.09.2015 — URL: http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/160444455.pdf (дата обращения 30. 12. 2015 г.)
- Комментарии о Государстве и Бизнесе № 102, 2015 г., с 23.09.2015 по 15.10.2015 [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ — 16.10.2015 — URL: http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/163222949.pdf (дата обращения 30. 12. 2015 г.)
- Комментарии о Государстве и Бизнесе № 103, 2015 г., с 16.10.2015 по 13.11.2015 [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ —13.11.2015 — URL: http://dcenter.hse.ru/data/2015/11/14/1081466072/KGB_103.pdf (дата обращения 30. 12. 2015 г.)
- Нововведения к выборам в Госдуму 2016 [Электронный ресурс] // Российский фонд свободных выборов— Режим доступа — URL: http://www.rfsv.ru/news/topics/3109.html (дата обращения 29. 12. 2015 г.)
- Оперативный мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально- экономического развития. 2015. № 15. Ноябрь [Электронный ресурс] // Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара— 05.11.2015 — URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015–15-november.pdf (дата обращения 30. 12. 2015 г.)
- Реальная зарплата россиян в ноябре упала на 9 % [Электронный ресурс] // Interfax— 17.12.2015 — URL: http://www.interfax.ru/business/485633 (дата обращения 28. 12. 2015 г.)
- Рейтинг партий по итогам 2 квартала 2015 года [Электронный ресурс] // Политаналитика.ru — 12.07.2015 — URL: http://politanalitika.ru/bigpictures/PartyRating.pdf (дата обращения 30. 12. 2015 г.)